Написано в ноябре
1973 года
, впервые опубликовано в сборнике «
Из-под глыб
» издательством
ИМКА-Пресс
в Париже на русском языке в 1974 году. В СССР нелегально распространялось в
Самиздате
, впервые опубликовано в 1991 году в журнале «
Новый мир
» (№ 5, 1991).
На пресс-конференции в Цюрихе, данной 16 ноября 1974 года, уже после высылки из СССР, Солженицын охарактеризовал основную мысль этой работы в следующих словах
:
…говоря о наших грехах, о наших преступлениях, мы никогда не должны отделять сами себя от этого. Мы должны в первую очередь искать свою вину, свою долю участия в этом. В
«Вестнике» Р.С.X.Д.
№ 97 тоже проявилось несколько лет назад такое целое направление — уроженцы России, живущие в России, обвиняют её так, будто сами они в этой грязи не варятся и чисты, ни к чему отношения не имеют; и даже выводят большевизм из православной традиции XIV века. Я в своей статье провожу полемику с этими направлениями; а вообще постановка вопроса в понимании русской истории, новейшей, теперь такова: как понять — революция была следствием нравственной порчи народа или наоборот — нравственная порча народа — следствие революции? <…> Раскаяние должно овладеть общественным национальным сознанием и в отношении внутренних событий, и в отношении внешних, то есть к соседям. Недостаток нашего недавнего Демократического движения в Советском Союзе был как раз, в частности, в том, что это движение разоблачало пороки социального строя, но не раскаивалось в грехах собственных и интеллигенции вообще. Но кто же держит сегодняшний режим — разве только танки и армия, а разве не советская интеллигенция? Больше-то всего и держит его советская интеллигенция.
Многие идеи, высказанные автором в этой статье, а также в других эссе сборника (критические замечания о советской интеллигенции, положительные высказывания о религии, вера в самобытность России) вызвали резкое неприятие у значительной части либерально и демократически мыслящей советской интеллигенции. Писатель
А. Д. Синявский
был одним из первых, кто обвинил Солженицына в
русском национализме
,
шовинизме
и желании построить
автократическое
государство
.
Солженицын А. И.
// Публицистика: В 3 т. — Ярославль: Верх.-Волж. кн. изд-во, 1996. —
Т. 2: Общественные заявления, письма, интервью
. —
С. 130—166
. —
ISBN 5-7415-0462-0
.
16 июня 2010 года.
Синявский А. Д.
Солженицын и русский национализм = Andrey Siniavsky. «Solzhenitsyn and Russian Nationalism» // The New-York Review of Books. — 22 November 1979.
Шафаревич И. Р.
// Наш современник. — 1991. — № 12.
3 июня 2013 года.
Солженицын А. И.
//
Солженицын А. И.
На возврате дыхания : Избранная публицистика. —
М.
: Вагриус, 2004. —
ISBN 5-475-00092-1
.
7 ноября 2011 года.
Александр Солженицын.
// Новый Мир : журнал. — 2000. — № 9.
19 апреля 2006 года.
Андреев Г. Христианство, Л. Н. Толстой и сборник «Из-под глыб» // Демократические альтернативы. — Ахберг, 1976. — С. 127—202.; Андреев Г. «Где любовь, там и Бог»: Религиозно-философское учение Л. Толстого как орудие сопротивления идеологии и практике тоталитарных систем // Континент. — München, 1978. — № 16.; Андреев Г. Учение Льва Толстого о государстве и противостоянии государственному злу в свете сегодняшнего опыта // Грани. — Frankfurt a/M, 1983. — № 128.; Герман Андреев. Не близнецы, но — братья. Споры немецких историков о нацизме и коммунизме // Новый мир. — 1994. — № 4. —С. 185—189.
Ссылки
91 KB, Проверено 13 июля 2009 г.
Сборник статей
, изд. YMCA-Press, Paris, 1974.
Паршин А. Н.
«Вехи», «Из глубины», «Из-под глыб» как религиозные манифесты русской интеллигенции
// Сборник «Вехи» в контексте русской культуры : мат-лы межд. науч. конф. «Одиннадцатые Лосевские чтения», 10—14 октября 2005 г / Отв. ред.:
А. А. Тахо-Годи
,
Е. А. Тахо-Годи
. —
М.
:
Наука
, 2007. — С. 272—277. —
ISBN 978-5-02-035677-1
.