Interested Article - Наши плюралисты

«На́ши плюрали́сты» — публицистическое эссе Александра Солженицына . Написано в 1982 году во время паузы в работе над историческим романом « Красное колесо »; опубликовано в журнале « Вестник РХД » (№ 139, 1983). В России впервые опубликовано в 1992 году в журнале « Новый мир » (№ 4, 1992).

Эта работа тематически примыкает к вышедшим ранее в сборнике « Из-под глыб » эссе « На возврате дыхания и сознания », « Раскаяние и самоограничение как категории национальной жизни », « Образованщина » и также вызвала ожесточённую полемику и обвинения Солженицына в русском национализме , шовинизме и желании построить автократическое государство. В частности, один из оппонентов Солженицына — Андрей Синявский — написал в ответ эссе «Солженицын как устроитель нового единомыслия» .

Цитата

О ком я собрался тут — большей частью выехали, иные остались, одни были участники привилегированного коммунистического существования, а кто отведал и лагерей. Объединяет их уже довольно длительное общественное движение, напряжённое к прошлому и будущему нашей страны, которое не имеет общего названия, но среди своих идеологических признаков чаще и охотнее всего выделяет « плюрализм ». Следуя тому, называю и я их плюралистами. «Плюрализм» они считают как бы высшим достижением истории, высшим благом мысли и высшим качеством нынешней западной жизни. Принцип этот нередко формулируют: «как можно больше разных мнений», — и главное, чтобы никто серьёзно не настаивал на истинности своего. Однако может ли плюрализм фигурировать отдельным принципом, и притом среди высших? Странно, чтобы простое множественное число возвысилось в такой сан. <…> Да, разнообразие — это краски жизни, и мы их жаждем, и без того не мыслим. Но если разнообразие становится высшим принципом, тогда невозможны никакие общечеловеческие ценности, а применять свои ценности при оценке чужих суждений есть невежество и насилие. Если не существует правоты и неправоты — то какие удерживающие связи остаются на человеке? Если не существует универсальной основы, то не может быть и морали. «Плюрализм» как принцип деградирует к равнодушию, к потере всякой глубины, растекается в релятивизм , в бессмыслицу, в плюрализм заблуждений и лжей .

История подтвердила высказанный в статье прогноз о неустойчивости коммунистического режима и опасности после того, как советская номенклатура «вдруг отвалится», тех культурных сил , с которыми автор полемизировал:

В Союзе все пока вынуждены лишь в кармане показывать фигу начальственной политучёбе, но вдруг отвались завтра партийная бюрократия – эти культурные силы тоже выйдут на поверхность – и не о народных нуждах, не о земле, не о вымираньи мы услышим их тысячекратный рёв, не об ответственности и обязанностях каждого, а о правах, правах, правах, – и разгрохают наши останки в ещё одном Феврале , в ещё одном развале .

См. также

Примечания

  1. Дата обращения: 11 мая 2012. Архивировано из 2 ноября 2012 года.
  2. . Дата обращения: 11 мая 2012. 7 ноября 2011 года.

Ссылки

Источник —

Same as Наши плюралисты