Interested Article - «Русский вопрос» к концу XX века

«„Русский вопрос“ к концу XX века» — историко-публицистическое эссе Александра Солженицына , написанное в марте 1994 года , накануне возвращения на родину.

Эссе содержит краткий обзор русской истории от XVII века ( Смутное время ) до 1990-х годов, которые автор характеризует как «глухое падение и падшее состояние русского народа» и «Великую Русскую Катастрофу» . По собственным словам автора, краткий анализ русской истории четырёх последних веков, в особенности, её «промахов», сделан для того, чтобы понять первопричины и истоки нынешнего «падшего состояния» :

Три таких великих болезненных Смуты — Семнадцатого века , Семнадцатого года и нынешняя — ведь они не могут быть случайностью. Какие-то коренные государственные и духовные пороки привели к ним. Если мы четыре века растрачивали народную силу на ненужное внешнее, а в Девятьсот Семнадцатом могли так слепо клюнуть на дешёвые призывы к грабежу и дезертирству, — то когда-то же пришло время и платить? Наше сегодняшнее жалкое положение — оно как-то накоплялось в нашей истории?

Сознательно не предлагая в этой работе никаких конкретных практических шагов по выходу из создавшегося положения (и считая себя не вправе предлагать их до возвращения на родину), Солженицын тем не менее выдвигает в качестве национальной идеи и главной составляющей «русского вопроса» в конце XX века идею «Сбережения Народа».

Многие идеи, высказанные в этой работе, нашли своё продолжение и развитие в вышедшем четыре года спустя эссе « Россия в обвале ».

Примечания

  1. По собственному авторскому выражению, «исторический огляд».
  2. И вот, мы докатились до Великой Русской Катастрофы 90-х годов XX века. За столетие многое вплеталось сюда, — Девятьсот Семнадцатый год, и 70 лет большевицкого развращения, и миллионы, взятые на Архипелаг ГУЛаг, и миллионы, уложенные без бережи на войне <…> и нынешний по народу удар Долларом, в ореоле ликующих, хохочущих нуворишей и воров. // 9 августа 2014 года.
  3. 9 августа 2014 года.

Ссылки

Источник —

Same as «Русский вопрос» к концу XX века