Interested Article - Дювивье, Жюльен

Жюльен Дювивье ( фр. Julien Duvivier ; 8 октября 1896 , Лилль 30 октября 1967 , Париж ) — французский режиссёр немого , позже — звукового кино. Обладатель главного приза Венецианского кинофестиваля « Кубок Муссолини » (1937 год; специальная рекомендация жюри Венецианского МКФ в 1935 году) и главной премии японского кинофестиваля Kinema Junpo (трижды: 1935, 1939 и 1940 годы). Сформировал образ и принёс всемирную славу Жану Габену . Его « Пепе ле Моко » ( фр. Pépé le Moko , 1936) признан одним из первых фильмов в стиле нуар .

Биография

Учился в Лилльском университете, курса не кончил. Переехал в Париж. Дебютировал как актёр в театре « Одеон » под руководством Андре Антуана (1916). С 1918 года работал в кино, сотрудничал с Л. Фейадом , М. Л’Эрбье . В качестве режиссёра свой первый фильм « Акелдама , или Цена крови» снимает в 1919 году . В 1925 году точно и трогательно экранизирует роман Жюля Ренара «Рыжик» ( фр. «Poil de carotte» ). В последующие пять лет Дювивье снимает около 10 фильмов, которые демонстрируются с большим или меньшим успехом. Последний для режиссёра в эпохе немого кино фильм «Дамское счастье» ( фр. «Au bonheur des dames» , 1930 год) был хорошо встречен критикой.

Звук не стал помехой в творчестве Девивье. Он не только продолжает снимать качественное кино, но и озвучивает некоторые свои работы из периода немого кинематографа. В 1934 году режиссёр впервые приглашает в свой фильм «Мария Шапделен» ( фр. «Maria Chapdelaine» ) Жана Габена — бывшего артиста варьете, уже имевшего небольшой опыт работы в кино. Это положило начало долгому творческому сотрудничеству. Если роли в фильмах «Бандера» ( фр. «La Bandera» , 1935 год) и «Голгофа» ( фр. «Golgotha », 1935 год ) закрепили популярность Дювивье и Габена во Франции, то картины « Славная компания » ( фр. «La belle équipe», 1936 год ) и « Пепе ле Моко́ » ( фр. Pépé le Moko , 1936 год) приносят им всемирную известность. Эти фильмы были сняты режиссёром в художественной манере поэтического реализма , востребованной во Франции в середине 1930-х годов. Историками и кинокритиками подчёркивается аллюзия «Славной компании» на общественно-политические реалии во Франции во время парламентских выборов 1936 года . Дювивье, отнюдь не придерживающийся левых взглядов, отразил в фильме не только победу Народного фронта , но и скорый развал, который действительно постиг этот союз в конце 1930-х годов. В 1937 году режиссёр снимает романтическую драму «Бальная записная книжка» ( фр. «Un carnet de bal» ) — воспоминания некой дамы Лидии МакМиллан Мёрл Оберон о своих романтических увлечениях за прошедшие сорок лет.

В 1938 году Жюльен Дювивье приглашён работать в США на студию MGM , где выпускает фильм-биографию Иоганна Штрауса « Большой вальс ». На следующий год возвращается во Францию и снимает несколько фильмов: « Конец дня » — историю о пожилых театральных актёрах, «Повозка-призрак» (иногда — «Призрачная тележка», фр. «La Charrette fantôme», 1939 год ) — фильм ужасов по новелле «Возница» Сельмы Лагерлёф . В 1940 году Дювивье готовит к выпуску фильм «Отец и сын» ( фр. «Untel père et fils» ) — семейную драму в исторических декорациях войны 1871 года . В условиях режима Виши тема франко-прусского противостояния не могла быть допущена цензурой на экраны и фильм был запрещён. Дювивье уехал в Соединённые Штаты. Премьера картины состоялась в США в 1943 году под названием «Сердце нации» ( англ. «The Heart of a Nation» ), во Франции — только в 1945 году.

В свой «американский» период Жюльен Дювивье снимает 5 фильмов, среди которых два римейка : «Лидия» ( англ. Lydia , 1941) — на «Бальную записную книжку», и «Самозванец» ( англ. The Impostor , 1944) — на «Пепе ле Моко». Среди оригинальных работ необходимо упомянуть фильм- антологию из 6 историй «Сказки Манхэттена» ( англ. Tales of Manhattan ) с Шарлем Буайе , Ритой Хейворт , Джинджер Роджерс и ещё многими популярными актёрами Голливуда того периода.

По возвращении во Францию Дювивье испытывает некоторую настороженность со стороны соотечественников, переживших оккупацию на родине. Его картина 1946 года «Паника» ( фр. «Panique» ), позже признанная самой мрачной и нигилистической из всех его работ, была холодно принята зрителями и критикой. Режиссёр чаще предпочитает работать за рубежом: «Анна Каренина» ( англ. «Anna Karenina» ) снята в 1948 году в Великобритании, «Блэк Джек» ( англ. «Black Jack » ) в 1950 году — в Испании. Ни один из его последующих фильмов успеха середины 1930-х годов не повторил.

В 1967 году Жюльен Дювивье попадает в автомобильную аварию, спровоцировавшую у него сердечный приступ, от которого режиссёр скончался. За свою карьеру выдающийся кинематографист снял более 70 фильмов.

Избранная фильмография

Признание

Лауреат и номинант ряда международных кинопремий. Жан Ренуар сказал о нём: Если бы я был архитектором и должен был воздвигнуть здание в честь кино, я бы поместил над его входом статую Жюльена Дювивье . Дань глубокого уважения Дювивье отдавали Орсон Уэллс и Ингмар Бергман .

Примечания

  1. Julien Duvivier // (англ.)
  2. DUVIVIER JULIEN // (фр.) — .
  3. Julien Duvivier // (нем.) / Hrsg.: Bibliographisches Institut & F. A. Brockhaus ,
  4. Deutsche Nationalbibliothek Record #121587126 // (нем.) — 2012—2016.
  5. от 29 марта 2004 на Wayback Machine Лист наград и номинаций на IMDb
  6. от 22 октября 2014 на Wayback Machine Скотт Фондас, «Салют автору „Старой волны“» // «The Village Voice» (29 апреля 2009 года).
  7. (недоступная ссылка) Джордан Ричардсон, «Пепе ле Моко» // WordPress.com (26 апреля 2009 года).
  8. Сюзана Хейворд, «История Французского кино» ISBN 0-415-30783-X

Литература

  • Leprohon P. Julien Duvivier, 1896—1967. Paris, 1968
  • Chirat R. Julien Duvivier. Lyon: SERDOC, 1968.
  • Desrichard Y. Julien Duvivier: cinquante ans de noirs destins. Courbevoie: Durante; Paris: BiFi, 2001
  • Bonnefille E. Julien Duvivier: le mal aimant du cinéma français. Paris: Harmattan, 2002

Ссылки

  • (рус.)
Источник —

Same as Дювивье, Жюльен