Жупарич, Дарио
- 1 year ago
- 0
- 0
Да́рио Ардже́нто ( итал. Dario Argento ; род. 7 сентября 1940, Рим , Италия ) — итальянский кинорежиссёр, сценарист, продюсер и композитор. Наиболее известен работой в жанре джалло . Ардженто оказал особое влияние на фильмы ужасов , в особенности на жанр слэшер . Автор многих культовых фильмов-джалло таких как: « Суспирия », « Кроваво-красное », « Птица с хрустальным оперением », « Феномен », « Дрожь », « Инферно » и т.д.
Также Ардженто писал сценарии и продюсировал другие фильмы: « Однажды на Диком Западе », « Рассвет мертвецов », « Собор » и « Демоны ».
Дарио Ардженто родился 7 сентября 1940 года в Риме . Отцом Дарио был кинопродюсер , который внёс значительный вклад в итальянский кинематограф послевоенного периода, а дядей — , сценарист и продюсер. Кинокарьера Ардженто началась в ежедневной римской газете « Paese Sera », где он работал в качестве кинокритика. В 1968 году он написал первые сценарии для фильмов, это были спагетти-вестерны . В том числе Ардженто для известного фильма Однажды на Диком Западе написал вступительные сцены, а также сцены «воспоминаний», был также помощником режиссёра Серджо Леоне . Его следующий сценарий к фильму « » привлёк внимание , который возглавлял кинокомпанию « ». В результате Ардженто в течение двух лет написал 12 сценариев для различных фильмов кинокомпании.
В 1970 году появляется первый джалло Ардженто — « Птица с хрустальным оперением ». Продюсированием фильма занималась компания его отца. Выход этого фильма сделал Ардженто известным как в Италии, так и за её пределами. Впоследствии, снимая многочисленные джалло, он получил прозвище «Висконти насилия» . В 1971 и 1972 годах вышли « Кот с девятью хвостами » и « Четыре мухи на сером вельвете ». Эти его три фильма обычно объединяют в «животную» трилогию . В 1972 году он участвовал в создании телесериала для итальянского телевидения под названием « Дверь во тьму » ( итал. La porta sul buio ), где выступил в качестве режиссёра и сценариста для двух новелл — «Свидетельница» ( итал. Testimone oculare ) и «Трамвай» ( итал. Il Tram ). В 1973 году вышел его новый фильм — « », в котором одну из ролей исполнил Адриано Челентано . Фильм не демонстрировался за пределами Италии и Франции и имел оттенок чёрного юмора. Фильм провалился в прокате. В 1975 году у Ардженто родилась дочь — Азия Ардженто , она также пошла по ниве кинематографа. В 1983 году Сальваторе Ардженто ушёл из кинематографа, оставив сыновьям .
В 1985 году вышел «один из самых личных», по словам Ардженто, фильм — « Феномен ». Фильм вызвал множество отзывов, причём как восторженных, так и гневных и осуждающих. Этот фильм стал первым для Ардженто фильмом на английском языке, разные его версии были порезаны от 10 до 30 минут. В фильме приняла участие старшая дочь режиссёра — . В 1987 году Ардженто был задействован на телевидении, являясь одним из создателей проекта «Джалло». Также он участвовал в создании рекламных роликов. В этом же году вышел его фильм « Ужас в опере », который так же, как и многие его фильмы, подвергся цензуре и урезаниям. Кроме того, Ардженто в 1987 году участвовал в показе мод дома Труссарди. Для этого он поставил получасовое шоу под музыку из фильма Брайана Де Пальмы « Подставное тело », в котором на подиуме симулировалось убийство манекенщицы. Шоу стало сенсацией ввиду его показа в прайм-тайм по итальянскому телевидению.
В 1990 году Ардженто сотрудничал с Джорджем Ромеро , срежиссировав одну из новелл фильма « Два злобных взгляда ». В 1993 году вышел снятый в США фильм « Травма », в котором сыграли обе дочери режиссёра. В 1994 году состоялся Второй международный фестиваль фантастического кино в Монреале , где Ардженто получил премию за «Достижения всей жизни». В 1996 году вышел « Синдром Стендаля » с Азией Ардженто в главной роли. После выхода следующего фильма « Призрак оперы » интерес к его произведениям спал, по большому счёту из-за неоправданных ожиданий в отношении этого фильма.
Год | Русское название | Оригинальное название фильма | Кто |
---|---|---|---|
1967 | Scusi, lei è favorevole o contrario? | Актёр (священник — Priest ), сценарист | |
1967 | Qualcuno ha tradito | Сценарист | |
1968 | Oggi a me… domani a te! | Сценарист | |
1968 | Comandamenti per un gangster | Сценарист | |
1968 | Commandos | Сценарист | |
1968 | La Rivoluzione sessuale | Сценарист | |
1968 | Однажды на Диком Западе | C’era una volta il West | Сценарист |
1968 | Les Héros ne meurent jamais | Сценарист | |
1969 | Верёвка и кольт | Une corde, un Colt | Сценарист |
1969 | Metti una sera a cena | Сценарист | |
1969 | Probabilità zero | Сценарист | |
1969 | La Legione dei dannati | Сценарист | |
1969 | Un Esercito di cinque uomini | Сценарист | |
1969 | La Stagione dei sensi | Сценарист | |
1970 | Птица с хрустальным оперением | L' Uccello dalle piume di cristallo | Режиссёр, сценарист, актёр (руки убийцы — Murderer’s Hands , в титрах не указан) |
1971 | Кошка о девяти хвостах | Il Gatto a nove code | Режиссёр, сценарист |
1972 | Четыре мухи на сером вельвете | 4 mosche di velluto grigio | Режиссёр, сценарист |
1972 | Così sia | Сценарист | |
1972 | Дверь в темноту (эпизоды «Очевидец» и «Поезд») | Testimone oculare и Il tram | Режиссёр, продюсер, сценарист |
1973 | Пять дней | Le cinque giornate | Режиссёр, сценарист, актёр ( Bandaged man with Tranzunto , в титрах не указан) |
1973 | La Bambola | Продюсер | |
1975 | Кроваво-красное | Profondo rosso | Режиссёр, сценарист, актёр (руки убийцы — Murderer’s Hands , в титрах не указан) |
1977 | Суспирия | Suspiria | Режиссёр, сценарист, композитор, актёр ( Narrator ) |
1978 | Рассвет мертвецов | Консультант сценария, соавтор музыки | |
1979 | Инферно | Inferno | Режиссёр, сценарист, актёр ( Narrator , Murderer’s Hands , озвучка, в титрах не указан) |
1982 | Дрожь | Tenebre | Режиссёр, сценарист, актёр ( Narrator , Murderer’s Hands , озвучка, в титрах не указан) |
1985 | Феномен | Phenomena | Режиссёр, сценарист, продюсер, актёр ( Narrator , озвучка, в титрах не указан) |
1985 | Демоны | Demoni | Сценарист, продюсер |
1985 | Bellissimo: Immagini del cinema italiano | Актёр (играет самого себя) | |
1985 | (документальный) | Il Mondo dell’orrore di Dario Argento | Актёр (играет самого себя) |
1986 | Демоны 2 | Demoni 2… L’incubo ritorna | Сценарист, продюсер |
1987 | Опера | Opera | Режиссёр, сценарист, продюсер, актёр (рассказчик, озвучка, в титрах не указан) |
1987 | Trussardi Action | Режиссёр | |
1988 | Церковь | La Chiesa | Сценарист, продюсер |
1988 | Gialla | Продюсер | |
1990 | Два злобных взгляда (эпизод «Черный кот») | Due occhi diabolici | Режиссёр, сценарист, продюсер |
1991 | Dario Argento: Master of Horror | Актёр (играет самого себя) | |
1991 | Секта | La setta | Сценарист, продюсер |
1992 | Невинная кровь (один из эпизодов) | Innosent blood | Актёр ( Paramedic ) |
1993 | Травма | Trauma | Режиссёр, сценарист, продюсер |
1995 | Остатки | Il Cielo è sempre più blu | Актёр (Man Confessing To Fransiscan Monk) |
1996 | Синдром Стендаля | La Sindrome di Stendhal | Режиссёр, сценарист, продюсер |
1997 | Восковая маска | M.D.C. — Maschera di cera | Продюсер, сценарист |
1998 | Призрак оперы | Il Fantasma dell’opera | Режиссёр, сценарист |
2000 | Пурпурная дива | Scarlet Diva | Продюсер |
2000 | Fear, Panic & Censorship | Актёр | |
2000 | Deep Red 25th Anniversary | Актёр (играет самого себя) | |
2000 | Без сна | Non ho sonno | Режиссёр, продюсер, сценарист |
2002 | Мастера ужасов (эпизод ) | Masters of Horror | Режиссёр, актёр (играет самого себя) |
2003 | Il Cartaio | Режиссёр, продюсер, сценарист | |
2005 | Ti piace Hitchcock? | Режиссёр, сценарист | |
2006 | Tempus fugit | Актёр | |
2006 | Мастера ужасов (эпизод Шкуры ) | Pelts | Режиссёр |
2007 | Третья мать | La Terza madre | Режиссёр, продюсер, сценарист |
2008 | Dead On: The Life and Cinema of George A. Romero | Актёр (играет самого себя) | |
2009 | Джалло | Giallo | Режиссёр |
2012 | Дракула 3D | Dracula 3D | Режиссёр, продюсер, сценарист |
2022 | Тёмные очки | Occhiali neri | Режиссёр, продюсер, сценарист |
Дарио Ардженто снялся в посвящённом ему документальном фильме под названием « ». Также существует итальянский комикс в жанре ужасов «Кроваво-красное». Существует также американский журнал о кино под названием «Deep Red». В 1976 году вышла книга «12 кровавых рассказов» под редакцией и с предисловием Дарио Ардженто. Издательство, выпустившее книгу, называлось так же, как и его фильм — « Кроваво-красное ».