Воздух свободы (альбом)
- 1 year ago
- 0
- 0
«Воздух» — российский журнал современной поэзии. Выходит с 2006 года, номинальная периодичность — 4 номера в год (в действительности чаще выходят 2-3 сдвоенных номера). Главный редактор — Дмитрий Кузьмин , дизайн Юрия Гордона .
Большинство номеров журнала открываются блоком материалов, посвящённых одному поэту и состоящих из статьи о нём, подборки стихов, интервью с ним (постоянный интервьюер журнала — писательница Линор Горалик ) и отзывов коллег; «героями номера» были, в частности, такие авторы, как Алексей Цветков , Борис Херсонский , Елена Фанайлова , Мария Степанова , Андрей Поляков , Андрей Сен-Сеньков , Николай Кононов , Виталий Пуханов , Наталия Азарова , Андрей Родионов , Галина Рымбу . В каждом номере публикации современной русской поэзии перемежаются несколькими текстами, рубрицированными как «проза на грани стиха». В особый раздел выносятся в большинстве номеров подборки авторов из определённого региона в России ( Екатеринбург , Нижний Новгород , Нижний Тагил и т. д.) или за её пределами ( Харьков , Донецк , Львов , Крым , Рига ); как замечает по поводу этой рубрики поэт Олег Юрьев , «заслуги этого журнала в области того, что в нём именуется „русская поэтическая регионалистика“, а по сути является крестовым походом за единство русского языкового пространства, невозможно переоценить» . В каждом номере также печатаются несколько подборок переводной поэзии — как отмечает Стефани Сандлер , это помещает русские стихи в интернациональный контекст, естественный для современной поэзии .
Помимо поэтических и околопоэтических текстов в журнале печатаются критические статьи, материалы проведённых среди современных русских поэтов опросов и Хроника поэтического книгоиздания в аннотациях и цитатах под редакцией Кирилла Корчагина (до 2013 года — Данилы Давыдова ). Согласно подсчётам Е. В. Новожиловой, в 2014—2019 гг. в составе хроники напечатано 1249 отзывов о поэтических сборниках (29 % от всех учтённых ею в российской периодике за этот период) .
Первый номер журнала появился в марте 2006 года и был представлен публике на сцене московского театра «Практика» в рамках празднования Всемирного дня поэзии . Рецензент, приводя сказанные на презентации слова главного редактора о том, что «журнал должен стать домом для авторов разных направлений — при условии, что каждый из них своим творчеством вносит в поэзию что-то новое, создает новые смыслы», отмечает: «в самом деле — авторов, выходивших на сцену в течение вечера, трудно объединить каким-либо из расхожих ярлыков» .
Последующим выпускам журнала также были посвящены вечера-презентации в Москве, а в некоторых случаях и в Санкт-Петербурге . Газетная критика пользовалась этими поводами для того, чтобы охарактеризовать сам журнал: так, по мнению Людмилы Вязмитиновой ,
Журнал «Воздух» являет читательскому миру своё панорамное — как в поколенческом, так и в географическом аспектах — видение того, что происходит в современной поэзии. <…> Дмитрий Кузьмин вложил в своё новое детище весь наработанный им опыт практика и теоретика литературного процесса: журнал изящно оформлен и смотрится цельным в результате простой и четкой структуры размещения текстов, которые читаются с неослабным интересом безотносительно поколенческого и географического положения их авторов, а кроме непосредственно поэзии (авторской и переводной) представляют связанные с ней области журналистики, критики, литературоведения и библиографии .
Обобщая художественное и идейное содержание журнала, критик Анна Наринская утверждала:
«Воздух», заметим, совсем взрослый журнал. Не в том смысле, что там печатаются в основном взрослые авторы, хотя и это тоже, а в том, что нет в нем никакого вызова, никакого радикализма и тем более никакого хулиганства. На мелованной бумаге, в изящной обложке неброского цвета. Это журнал, со всей очевидностью существующий в том мире, где поэзия — часть устоявшейся жизни. Может, не самая заметная, но необходимая, а поэт — это такая профессия, пусть редкая и требующая особых способностей .
Солидарен с ней и критик Андрей Мирошкин , замечавший: «Вкус, актуальность и строгая продуманность — вот, пожалуй, наиболее сильные стороны „Воздуха“, начиная с первого номера» .
По мнению М. Иванова, индивидуальный облик журнала «Воздух» сформирован в противостоянии с начавшим выходить значительно раньше поэтическим журналом « Арион » — при этом
«Воздух» ориентируется на более широкую целевую аудиторию, расширяя сферу воздействия именно за счет молодежи — на обложку первого номера вынесены имена популярных у молодежи Андрея Родионова и Линор Горалик , среди опубликованных в журнале наряду с представителями старших поколений — представители наиболее молодого поколения современной поэзии: Ксения Маренникова , Пётр Попов и другие. При этом «Воздух», без сомнения, имеет некие отличительные черты, новые свойства. Главные из них — это принципиальная широта взгляда на поэтическое поле, чего «Ариону», очевидно, не хватает, и внимательнейшее отношение к поэзии регионов России. Два этих отличия подчеркнуты как в самом журнале, так и в книгах серии «Воздух», являющейся приложением к нему. Наличие активно функционирующей собственной книжной серии — ещё одно важное конкурентное преимущество .
Противостояние «Воздуха» и «Ариона» как характерную черту русской поэтической жизни на рубеже 2000—2010-х гг. называют и многие другие литераторы . На страницах «Ариона», однако, журнал «Воздух» был подвергнут критике Виктором Куллэ , утверждающим, что на страницах «Воздуха» «живые классики соседствуют — как бы поделикатнее выразиться — с не столь сильными стихотворцами» . С резкой критикой «Воздуха» как издания, пропагандирующего верлибр и западные веяния в современной русской поэзии, выступил также Кирилл Анкудинов .
В 2007 году вызвало определённый резонанс решение сайта « Журнальный зал » отказать журналу «Воздух» в размещении его материалов. В ходе опроса, проведённого сайтом Polit.ru , литературовед Борис Дубин оценил это решение как «возмутительное», в поддержку журнала высказались также Михаил Айзенберг , Мария Степанова , Алексей Цветков и другие литераторы . Уже в 2019 году писатель Дмитрий Данилов отмечал, что «в ЖЗ кричаще отсутствует лучший, на мой взгляд, поэтический журнал России „Воздух“» .
В 2017 году внимание прессы было привлечено к популярному в Интернете виду мошенничества : неизвестные, не имевшие отношения к журналу «Воздух», предлагали пользователям сайтов со свободной публикацией заплатить деньги за появление своих стихов на страницах «Воздуха» .
В 2022 году, после начала вторжения России в Украину , выпуск журнала был приостановлен.
Книжная серия «Воздух» начала выходить в 2005 году , то есть ещё до появления самого журнала. По состоянию на декабрь 2018 года в ней выпущено 85 книг . Книжное приложение к журналу «Воздух», по мнению Данилы Давыдова ,
«стало за последнее время одним из центральных явлений отечественного поэтического процесса. Среди авторов, опубликованных в серии, — и молодые, и маститые, и столичные, и авторы регионов и диаспоры, поэты разных стилей, направлений, школ» .