Interested Article - Шульц, Бруно

Бру́но Шульц ( польск. Bruno Schulz , Бруно Яковлевич Шульц ; 1892—1942) — польский писатель и художник еврейского происхождения. Наиболее известен сборниками рассказов «Коричные лавки» и «Санатория под клепсидрой». Жил и работал в Дрогобыче , где его творчеству посвящён литературный музей .

Биография

Дом, в котором жил Бруно Шульц в Дрогобыче

Бруно Шульц родился 12 июля 1892 года в городе Дрогобыч (в то время — территория Австро-Венгрии , ныне — Западная Украина ) в семье польских евреев . Он был незаконнорожденным и младшим сыном Якуба Шульца, торговца шелком и Генриетты Шульц, урождённой Кухмеркер, дочери богатого торговца лесом. После рождения Бруно Шульца его родители поженились. Хоть семья Бруно и была еврейской, в ней не практиковались еврейские обычаи и традиции и говорили исключительно по-польски.

Раннее детство Шульц провел в доме № 10 на Рыночной площади в Дрогобыче. Семья жила на втором этаже дома, на первом располагалась текстильная лавка отца Бруно. Позже именно этот дом Шульц опишет в своем сборнике рассказов «Коричные лавки».

В 1902—1910 годах Бруно Шульц учился в Дрогобычской гимназии имени Франца Иосифа I , где был одним из лучших учеников. В 1910 году он продолжил обучение на архитектурном факультете Львовской политехники . В 1911 году Шульцу пришлось бросить обучение из-за серьёзных проблем со здоровьем.

В 1913 году отец Шульца серьёзно заболел. В связи с этим семье пришлось продать дом и перебраться к замужной сестре Шульца Ханне. Как раз тогда Шульц вернулся во Львовскую политехнику с целью продолжить обучение, однако и в этот раз он не смог окончить политехнику из-за начавшейся в 1914 году Первой мировой войны . После начала войны Бруно с родителями переехал в Вену , где посещал занятия в Венском техническом университетеи Венской академии художеств .

В 1915 году Шульц вернулся в Дрогобыч. В июне того же года в возрасте 69 лет умирает отец Шульца. После смерти отца Бруно зарабатывал преимущественно написанием портретов на заказ и продажей собственных гравюр , но без особого успеха.

В 1922 году Шульц представил свои работы на двух художественных выставках в Варшаве и Львове . В августе того же для поправки здоровья года он посетил немецкий курорт Кудов . В следующем году Шульц презентовал свои работы на Выставке еврейского искусства в Вильно .

Гимназия в Дрогобыче, в которой учился и преподавал Бруно Шульц

В 1924 году Шульц устроился на работу учителем рисования в Дрогобычской гимназию имени короля Владислава Ягайло , ту самую, в которой он учился до 1910 года и проработает в ней вплоть до 1941 года. В этой гимназии он помимо рисования преподавал труд и математику. Шульц не любил свою работу и часто жаловался на неё в письмах друзьям.

В 1931 году в мастерской своего друга Станислава Виткевича в Закопане Шульц познакомился с Деборой Фогель , еврейской писательницей. В 1932 он познакомился со Стефаном Шуманом. Именно ему Шульц впервые показал рукопись «Коричных лавок». Шуман пришел от рукописи в восторг и пытался найти для неё издателя, однако безуспешно. Весной 1933 года Шульц познакомился с Юзефиной Шелинской, своей будущей невестой.

Не без помощи друзей, в 1933 году Шульц познакомился с Зофьей Налковской , которая смогла отыскать издателя для «Коричных лавок». «Лавки» были опубликованы в 1934 году и получили множество восторженных отзывов критиков. За одну ночь писатель превратился в известную фигуру в Польском литературном сообществе.

Успехи в литературе, однако, мало что изменили в личной жизни писателя: Шульц по-прежнему имел проблемы на работе и оставался единственным кормильцем в семье. За три года до публикации «Коричных лавок» умерла мать Шульца, а в 1935 скончался старший брат Исидор.

В 1935 году Шульц обручился Юзефиной Шелинской, с которой в то время работал над польским переводом романа " Процесс Франца Кафки .

В феврале 1936 года Шульц покинул еврейскую общину Дрогобыча с целью жениться на Шелинской, которая была еврейкой, принявшей католицизм . Из-за проблем с законодательством брак Шульца и Шелинской не мог быть зарегистрирован. Через год их помолвка была расторгнута. Шульц до конца своей жизни так и останется неженатым.

В 1937 году был издан второй сборник рассказов Шульца «Санаторий под клепсидрой», привлёкший внимание Польской академии литературы . За эту книгу Шульц 5 ноября 1938 года был удостоен Академического лавра .

В 1939 писатель отправился в Париж , где безуспешно пытался организовать выставку своих работ.

11 сентября 1939 года Дрогобыч был занят нацистами, но уже 24 сентября город отошёл к СССР . Шульц как и прежде работал в гимназии, но его финансовое положение значительно ухудшилось. Чтобы заработать денег ему приходилось рисовать агитационные плакаты и писать портреты советских вождей. До 1941 года Шульц пытался публиковать свои рассказы в советских издательствах, но они были отвергнуты, так как они не отвечали нормам соцреализма .

1 июля 1941 года Дрогобыч вновь оказался под контролем Третьего рейха . Бруно Шульц, как еврей, потерял работу и оказался в Дрогобычском гетто . В Гетто Шульцу было поручено организовать библиотеку из книг, украденных нацистами из иезуитской библиотеки в Хырове .

Жизнь в гетто и смерть

В гетто Бруно Шульцу покровительствовал гауптшарфюрер Феликс Ландау . Художественный талант Шульца был полезен Ландау: Шульц расписывал стены на вилле Ландау, в казино гестапо и в школе верховой езды для нацистов. Также Шульц создал несколько портретов своего «покровителя», ни один из них не сохранился.

19 ноября 1942 года Шульц был застрелен на пересечении улиц Мицкевича и Чацкого , когда шел в юденрат за хлебом. По другой версии, Шульца убил офицер СС Карл Гюнтер в отместку за то, что ранее Феликс Ландау убил личного дантиста Гюнтера. Гюнтер тогда сказал: «Ты убил моего еврея — я убил твоего» .

Живопись Шульца

Шульц был самоучкой: ни во Львове, ни в Вене он так и не доучился.

Творчество Шульца это повествование о человеческих слабостях, психических проблемах, навязчивых идеях, страстях и комплексах. Постоянно повторяющиеся мотивы в рисунках Шульца это женщины-кумиры и идолопоклонницы, садомазохистские сцены, сцены за столом, сцены на улице, конные экипажи, иудаика и женские обнаженные тела.

«Встреча» (1920)

Большинство работ Бруно Шульца относится к 1930-м годам, исключение составляют гравюры из серии «Книга идолопоклонства» 1920-х годов. «Книга идолопоклонства» это эротические навязчивые видения Шульца, интегрированные в окутанные мраком виды Дрогобыча. Композиции построены по принципу контраста между изображениями женщин и мужчин. Дамы — идеализированные и почти божественные существа, а мужчины — их полная противоположность: это низкорослые существа, часто с животными чертами, рабски подчиняющиеся женщинам. Многие мужские персонажи напоминают самого автора, некоторых даже можно считать его автопортретами. На картинах этой серии присутствуют многочисленные элементы фетишизма и садомазохизма . Сюжет куда менее важен, хотя кое-где просматриваются мифологические и библейские мотивы. Однако куда важнее ореол загадочности показанных сцен и неоднозначная, мрачная атмосфера, в которой ощущается огромный груз эмоций.

Большинство работ Шульца не сохранилась. Самая большая часть сохранившихся работ находится во владении Литературного музея имени Адама Мицкевича в Варшаве .

В начале 2001 года в Дрогобыче на вилле Ландау были обнаружены фрески по мотивам сказок Братьев Гримм , которые Шульц в 1941—1942 годах выполнил для сына гауптшарфюрера Феликса Ландау на вилле последнего в Дрогобыче. В мае 2001 года три фрески были сняты сотрудниками центра Яд ва-Шем и нелегально вывезены за пределы Украины, остальные пять выставлены в Дрогобыче и являются одной из главных достопримечательностей города .

Литературное творчество

Литературное наследие писателя невелико — всего два сборника рассказов «Коричные лавки» и «Санаторий под Клепсидрой», а также несколько независимых рассказов. Следует также упомянуть сборник писем Шульца «Книга писем», изданная в 1975 году.

Сборники рассказов «Коричные лавки» и «Санаторий под Клепсидрой» это описание жизни польских евреев в провинциальном городке, напоминающий Дрогобыч . Главный герой обоих сборников — Юзеф, отражение самого автора. Центральное место в повествовании занимает Якуб — отец главного героя, сказочник и мечтатель, отображение отца Бруно Шульца. Мужчины в повествовании являются аллегорией силы и живого ума, в то время как женщины отожествляются с материей. Реальность вокруг главного героя живёт сама по себе, грань между сном и реальностью почти отсутствует. Язык произведений богат и поэтичен, полон архаизмов и метафор .

Творчество Шульца сравнивают с творчеством Франца Кафки , Райнер Марии Рильке и Томаса Манна .

Посмертное признание

Место гибели Бруно Шульца в Дрогобыче
Мемориальная доска Бруно Шульца в Дрогобыче

Якобы найденной книге Шульца «Мессия» посвящён роман американской писательницы Синтии Озик «Мессия из Стокгольма» (1987). О нём написан роман израильского писателя Давида Гроссмана «Бруно» (1986), повесть-хроника Бориса Хазанова «Чудотворец» (1990), роман итальянского прозаика Уго Риккарелли «Человек по имени, кажется, Шульц» (1998). Его влияние на свою прозу признавали Богумил Грабал , Данило Киш , Филип Рот , Исаак Башевис-Зингер . В США учреждена премия Бруно Шульца лучшему зарубежному автору года, одним из её лауреатов был Данило Киш .

На русский язык прозу Бруно Шульца переводили Асар Эппель , Леонид Цывьян , Игорь Клех , Валентина Кулагина-Ярцева .

В Дрогобыче с 2003 года действует Музей Бруно Шульца .

Экранизации произведений

Библиография

Литература о Бруно Шульце

  • Надія Степула. (укр.)
  • Schulz Bruno: Listy, fragmenty; Wspomnienia o pisarzu /Zebrał i oprac. Jerzy Ficowski. Kraków ; Wrocław: Wydawnictwo Literackie, 1984.
  • Ficowski Jerzy. Okolice sklepów cynamonowych: szkice, przyczynki, impresje. Kraków Wrocław: Wydawnictwo Literackie, 1986.
  • Teatr pamięci Brunona Schulza /Pod red. Jana Ciechowicza, Haliny Kasjaniuk. Gdynia: Władze Miasta, 1993.
  • Bruno Schulz in memoriam 1892—1942. Lublin: FIS, 1994.
  • Bartosik M. Bruno Schulz jako krytyk. Kraków: Towarzystwo Autorów i Wydawców Prac Naukowych «Universitas», 2000.
  • Budzyński Wiesław: Schulz pod kluczem. Warszawa: Bertelsmann Media, 2001.
  • Mityzacja rzeczywistosci. Bruno Schulz 1892—1942. Lublin: Wydawnictwo Uniwersytetu Marii Curie-Skłodowskiej, 2002.
  • Bruno Schulz, das Wort und das Bild. Ausstellungskatalog//Lukasz Kossowski, Hrsg. Warschau: Deutsches Poleninstitut, 2003.
  • Słownik schulzowski / Оpracowanie i redakcja Włodzimierz Bolecki, Jerzy Jarzębski, Stanisław Rosiek. Warszawa: Slowo/Obraz/Terytoria, 2003

(Wyd. 2-e — 2006)

  • Schulte J.Eine Poetik der Offenbarung. Isaak Babel, Bruno Schulz, Danilo Kis. Wiesbaden: Harrassowitz, 2005.
  • // Иностранная литература, 1996, № 8
  • Клех И. // Он же. Инцидент с классиком. М.: Новое литературное обозрение, 1998, с.174-178, 190—194
  • Бруно Шульц: Библиографический указатель. Москва; Иерусалим, 1998
  • Дубин Б. Окраина как основа// Дубин Б. На полях письма: Заметки о стратегиях мысли и слова в XX веке. М.: Emergency Exit, 2005, с.183-187
  • Фицовский Е. Регионы великой ереси и окрестности. Бруно Шульц и его мифология. Москва; Иерусалим: Мосты культуры/ Гешарим, 2012

Примечания

  1. Lower, Wendy. . — 270 pages с. — ISBN 978-0-547-86338-2 .
  2. Eisenstein, Paul. . — State University of New York Press, 2003. — 236 pages с. — ISBN 0-7914-5799-0 .
  3. Helga Hirsch, «Wie haben Sie den Krieg ueberlebt, Herr Schreyer?» — Im Gespraech, Frankfurter Allgemeine Zeitung , 8 Mai 2010, Nr. 106, стр. Z6.

Ссылки

  • (польск.)
  • (польск.)
  • в « Журнальном зале »
  • Каменева Н. . Архивировано из 23 октября 2012 года.
  • . Радио Свобода (6 января 2013). Архивировано из 17 мая 2013 года.
  • Дорошенко А. . Архивировано из 6 марта 2016 года.
  • Шпаков В. . Знамя, № 3 (2001). Архивировано из 4 апреля 2015 года.
Источник —

Same as Шульц, Бруно