Голсуорси, Джон
- 1 year ago
- 0
- 0
Джон Го́лсуо́рси , также встречается Джон Голсуорти ( англ. John Galsworthy ( [ˈɡɔːlzwɜrði] ); 14 августа 1867 , Кингстон-апон-Темс , Суррей — 31 января 1933 , Лондон ) — английский прозаик и драматург, автор знаменитого цикла « Сага о Форсайтах », лауреат Нобелевской премии по литературе ( 1932 ).
Джон Голсуорси родился 14 августа 1867 года в английском городе Кингстон-апон-Темс ( графство Суррей , сейчас в составе Большого Лондона), в зажиточной семье. Его отец был юристом и директором нескольких компаний, а мать была дочерью владельца заводов. Учился на адвоката в привилегированной школе Хэрроу , затем в Новом колледже Оксфордского университета . В университете стал известным спортсменом в игре в крикет и футбол. В этот период он увлекался также чтением Теккерея , Диккенса и Мелвилла , слушал Бетховена . Однако Голсуорси, судя по всему, не видел себя в этой профессии и вместо того, чтобы начать карьеру в юриспруденции, уехал путешествовать за границу, где формально он должен был смотреть за семейным бизнесом в сфере морских перевозок.
Во время своих путешествий он на рейсе из Австралии встретил Джозефа Конрада , который на тот момент был первым помощником капитана и с которым они стали близкими друзьями. Именно Голсуорси убедил Конрада публиковать свои рассказы о путешествиях, став своего рода инициатором литературной карьеры второго.
Когда умер отец Голсуорси в 1904 году, он стал финансово независимым.
В 1905 году Голсуорси женился на Аде Пирсон (1864—1956), бывшей жене двоюродного брата. В течение десяти лет до этой женитьбы Голсуорси тайно встречался со своей будущей женой. Ада стала прототипом для многих героинь произведений Голсуорси. Во время Первой мировой войны работал в военном госпитале во Франции. В 1917 году Голсуорси отказался от рыцарского звания, полагая, что писатели и реформаторы принимать титулы не должны. Провел несколько лет на ферме Винстон, где занимался строительством с 1908 года, а с 1923 эта ферма стала его другим домом.
В 1921 году совместно с основал ПЕН-клуб ; стал его первым главой.
В 1929 году за заслуги перед литературой стал членом ордена Заслуг .
В ноябре 1932 года Голсуорси была присуждена Нобелевская премия по литературе . Он в это время страдал от сильных головных болей в результате стремительно развивавшейся опухоли мозга, и английские писатели смогли поздравить коллегу только заочно .
Голсуорси скончался 31 января 1933 года в Лондоне. Последние семь лет своей жизни жил в Западном Сассексе.
На похоронах Голсуорси присутствовали только члены его семьи, очень немногие друзья, его издатели, врач и несколько слуг. Так, в незаметности, которую он всегда предпочитал славе, навязываемой обществом, свершился его последний путь. Общество английских писателей ходатайствовало о погребении праха покойного в уголке поэтов Вестминстерского аббатства. Настоятель аббатства, однако, не поддержал этой просьбы, и тогда на холме, где стоит усадьба автора "Саги о Форсайтах", было исполнено пожелание Джона Голсуорси, высказанное в стихотворении «Развейте мой прах!». По воле автора его тело было кремировано, а пепел развеян с самолета. В память о писателе воздвигнут кенотаф на Хайгейтском кладбище .
Первой книгой, опубликованной Голсуорси в 1897 году, стал сборник коротких рассказов « От четырёх ветров» . За ним последовал «поэтичный в своем трагизме», по отзыву высоко оценившего его Джозефа Конрада , роман « Джослин» . Эти две и несколько последующих работ были им изданы под именем Джон Синджон. Его первая пьеса « Серебряная коробочка» вышла в 1906 году и имела успех, за которой в том же году последовал роман « Собственник» , первая книга из трилогии о Форсайтах. Хотя Голсуорси писал и пьесы, и романы, он в этот период всё-таки предпочитал работать над пьесами, основной темой которых, как и у многих других писателей того времени, были классовые и социальные взаимоотношения.
Голсуорси стал популярен и как драматург. В его пьесах рассматривалась проблематика неравенства в обществе и несправедливость в отношении к беднякам. В пьесе «Серебряная коробочка» (1906) говорилось, что существует один закон, как для богатых, так и для бедных, а в пьесе «Справедливость» писатель выступал за судебную реформу.
Главной темой творчества Голсуорси является мир собственников и собственности, которая превращает людей в своих рабов. Этот мир противопоставляется миру красоты и свободы. Так, например, в романе «Вилла Рубейн» конфликт разворачивается вокруг столкновения мира художника с миром буржуа, в котором основной ценностью человека считается его богатство.
Однако сейчас Голсуорси лучше известен благодаря своим романам, особенно « Саге о Форсайтах» , трилогии об одноимённой семье. Написанная в период с 1906 по 1921 год это своего рода параллель романа « Будденброки » Томаса Манна . Голсуорси рассматривал роман, как социальный диспут. Он считал долгом писателя исследовать проблему общества, но не представлять решение. Сам автор признавался, что перед написанием «Саги», он перечитал Киплинга , Золя , Тургенева , Толстого и Флобера .
В этой трилогии, как и в других романах, подробно описана жизнь социальных классов, особенно высшего слоя среднего класса. Несмотря на симпатию к своим героям, Голсуорси показывает их замкнутость, снобизм , жадность и порою сомнительные моральные принципы. Он считается одним из первых писателей Эдвардианской эпохи , который поставил под сомнение идеалы общества, превозносимые в более ранней литературе Викторианской эпохи . Хотя Голсуорси и показал изменения семьи среднего класса в Англии, но сам он говорил о том, что английское общество мало изменилось.
В саге рассказывается о трех поколениях британского среднего класса перед 1914 годом. История о Форсайтах была смоделирована с Артура Голсуорси, кузена писателя. Так, событие, когда Сомс изнасиловал свою жену, основывается на реальных событиях, произошедших с Адой и её бывшим мужем Артуром. Ромен Роллан , автор романа « Жан-Кристоф », ввел специальный термин роман-река , чтобы описать подобные романы, которые можно читать отдельно, но все же описывают ту же тему.
Форсайты как главные герои фигурируют также в рассказе «Спасение Форсайта» и пьесе «Цивилизованный». Именно в этих произведениях проявляются черты Форсайтов как собственников.
В романе «Остров Фарисеев» автор показывает лицемерие буржуа, которое скрывается за маской респектабельности. В метафоре острова автор обличает всю Англию с её лицемерными политиками, церковниками, учеными и деятелями искусств.
Голсуорси позиционировал себя как реалист и противопоставлял правдивость изображения так называемому «чистому искусству», считая его лживым. Целью искусства, про что он говорил в статьях «Аллегория о писателе», «Туманные мысли об искусстве», а также «Искусство и война», он считал общественное назначение искусства и вдохновение жизнью.
Как романист Голсуорси считал важным уловить взаимосвязь между жизнью героя, его характером и его мыслью. Самым важным условием романа есть наличие «жизненно-правдивого» героя романа.
В своем творчестве он выступал за многие реформы, включая реформу судебной системы, борьбу за права женщин, борьбу за права животных и противостояние цензуре.
Джон Голсуорси стал автором 20 романов, 27 пьес, 3 сборников поэзии, 173 рассказов, 5 эссе, 700 писем и многих других набросков на разные темы. Популярность его произведений снизилась после смерти автора. Его творчество подвергли критике Дэвид Лоуренс и Вирджиния Вульф. Однако в 1967 году удачная адаптация «Саги о Форсайтах» вернула интерес к его работам. Голсуорси повлиял на творчество Томаса Манна, произведения автора были широко известны во Франции и России.