Interested Article - День бульдозериста
- 2021-06-25
- 1
« День бульдозериста » — рассказ современного российского писателя Виктора Пелевина .
Содержание
Действие сатирического рассказа происходит при власти, похожей на советскую , в неопределённое время — то ли антиутопия , то ли гротеск . Место действия рассказа — закрытый город Уран-Батор, ранее носивший другое имя . Явственно отражённые реалии СССР доведены до абсурда. Все в городе работают над производством оружия, но при этом в местной газете «Красный полураспад» завод по производству водородных бомб называется «Уран-Баторской консервной фабрикой» линия сборки водородных бомб — «цехом плюшевой игрушки средней мягкости», фабрика химического оружия — «Трикотажницей» . Процветает пьянство. Из-за радиации в городе множество мутантов . Всюду в городе висят плакаты, прославляющие Санделя, Мундинделя и Бабаясина (последний упоминается также в романе « Чапаев и Пустота » ; ср. Институт Маркса—Энгельса—Ленина ). В музее показывают первые советские приказы: «Декрет о земле», «Декрет о небе» и «Приказ № 1», полностью запретивший въезжать и выезжать из города . Секретарь парткома применяет секретную технику «Партай-Чи», позволяющую человеку самых острых способностей мгновенно принять линию партии . Марксистский словарь от долгого употребления заменил собой обсценную лексику , — вместо того, чтобы матюгаться, как раньше, герои «маюгаются»: «май его знает», «маюги травить», «одномайственно», «даже на маяву не пьют», «какого же ты мая» . В рассказе описана словесная дуэль, которую выигрывает виртуоз «маюг» Валерка-диалектик (=матерщинник).
Действие рассказа происходит во время праздника: нелепого Дня бульдозериста. Главный герой — американский шпион, который забыл об этом, постоянно выпивая с остальными мужиками . Но на заводе водородная бомба сорвалась и ударила его по почкам. После несчастного случая у героя случилась амнезия и он не пил две недели. Весь рассказ он пытается вспомнить, каким он был раньше . В итоге он вспоминает, что он американский шпион, и что ему надо бежать . Герой идёт к вокзалу, однако неизвестно, удалось ли ему покинуть Уран-Батор .
Собственно празднование Дня бульдозериста представляет собой псевдокарнавал. Участники празднования уподобляются шестерням какого-то механизма. Ходя по кругу, они, подобно зубчатой передаче , жмут руки членам городского актива. Так демонстрируется единство партии с народом, но в то же время люди уподобляются роботам .
Рассказ является сатирической критикой СССР , написанным, однако, в виртуозной манере абсурда. Он может быть уподоблен таким книгам, как « Зияющие высоты » или « », отличаясь от них краткостью формы.
Список персонажей
- Иван Ильич Померанцев (тж. Константин Победоносцев)
- Валерка-«диалектик»
- Алтынина, Галина Николаевна
- Бабаясин
- Васька (из «Красного полураспада»)
- главврач
- жена Валерки
- «жужло баба»
- Кожеуров — редактор «Красного полураспада»
- корреспондент «Уран-Баторской правды»
- Копчёнов — председатель совкома
- мальчик в шортах и курточке с капюшоном, искавший спички
- Марат — сын Валерки
- Мундиндель
- Осьмаков
- певец с румяным лицом
- Пётр
- пионер-экскурсовод
- распорядитель колонны
- Сандель
- совкомовский завкультурой (с протезом)
- старик с лыжами из сна (Иван Ильич Копчёнов)
- Химик с «Трикотажницы», травивший маюги
- другой химик
- человек в сером френче с аккордеоном
Публикация
Рассказ впервые опубликован в фантастическом альманахе «Завтра» (выпуск 2) в 1991 году и в том же году в составе первого авторского сборника Пелевина « Синий фонарь ».
Отзывы и критика
Пелевин жёстко возражает имеющим место многочисленным попыткам придать коммунистической идеологии некий христианский окрас. В «Дне бульдозериста» они связаны с именем «мушкетёра в берете» Николая Бердяева : «В коммунизме есть здоровое, верное и вполне согласное с христианством понимание жизни каждого человека, как служения сверхличной цели…» Пелевин доводит тезис «служения сверхличной цели» до зловещего гротеска. Виктор Куллэ
Пелевин изблевал из себя семидесятые-восьмидесятые годы, написав «День бульдозериста» и « Омон Ра »; его таланта и точности хватило на девяностые — и появилось « Поколение ». Дмитрий Быков
Филолог Гасан Гусейнов в книге «Советские идеологемы в русском дискурсе 1990-х» соглашается с Александром Антоновым считать языковые конструкции- неологизмы , использованные Пелевиным в «Дне бульдозериста» «обсценным переосмыслением лозунга в постмодернистском стёбе» .
Л. Ф. Алексеева относит рассказ Пелевина к жанру дистопии — антиутопии с сатирическим пафосом .
Примечания
- ↑ Маркова Т. Н. Современная проза: конструкция и смысл (В. Маканин, Л. Петрушевская, В. Пелевин). — М.: МГОУ, 2003. — 268 с.
- ↑ Кабанова Д. С. // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Филология. Журналистика. 2012. Т. 12. Сер. Филология. Журналистика, вып. 2.
- Виктория Шохина . ( 29 августа 2015 года. ) // НГ-«Ex libris» , 05.10.2006.
- «Люмпен из рассказа „День бульдозериста“ оказывается американским шпионом, китайский крестьянин Чжуань — кремлёвским вождем, советский студент оборачивается волком.» — Александр Генис . ( от 6 марта 2016 на Wayback Machine ) // Беседы о новой словесности. — журнал « Звезда » 1997, № 12.
- Елена Владимировна Тихомирова . от 6 марта 2016 на Wayback Machine — «Народный учитель», 2000 — Часть 1. — С. 55—56.
- День бульдозериста: Рассказ // Завтра: Фантаст. альм. Вып. 2. — М.: Текст, 1991. — С. 78—88.
- Виктор Куллэ // журнал « Литературное обозрение », № 2, 1998.
- Дмитрий Быков ( от 27 февраля 2017 на Wayback Machine ) // Русский Журнал , 4 октября 2001.
- «…в постмодернистском стёбе лозунг подвергнут обсценному переосмыслению в рассказе Виктора Пелевина „День бульдозериста“. Языковые конструкции вроде „одномайственно“ (намёк на „одно***ственно“), „май его знает“ (вместо „*** его знает“), „мир твоему миру“ или „май твоему урожаю“, не только не уничтожают прежнего значения слова, но сообщают ему ещё одно — дополнительное.» — Александр Антонов (Киев) Внутренние языки Пелевина и Кима // «Литературные новости», 1996 — № 5(61) — С.12 — Цитируется по книге Гасан Гусейнов Советские идеологемы в русском дискурсе 1990-х. — М. : «Три квадрата», 2003. — С. 185.
- Любовь Фёдоровна Алексеева История русской литературы XX века. В 4 книгах. Книга 4. 1970—2000 годы. — М. : «Высшая школа», 2008 — С. 57—58, 85. ISBN 978-5-06-005285-5 , 978-5-06-005281-7.
Ссылки
- на сайте творчества Виктора Пелевина.
- 2021-06-25
- 1