Interested Article - Онтология детства
- 2020-08-16
- 1
«Онтология детства» — рассказ современного русского писателя Виктора Пелевина .
Содержание
Действие рассказа происходит в тюрьме, где родился и вырос герой-повествователь. Будучи взрослым, в нём ещё остались воспоминания о детских впечатлениях от постижения окружающего мира. Эти воспоминания о детстве являются для него единственным счастьем. Итогом размышлений героя является осознание, что мера счастья не зависит от человека: « Дело в том, что мир придуман не людьми… И какая разница, что является поводом, если вырабатываемое душами счастье одинаково? Есть норма счастья, положенного человеку в жизни, и что бы с ним ни происходило, этого счастья не отнять ». Таким образом он приходит к буддистскому пониманию смысла жизни .
Помимо рассуждений о счастье и покое, одной из главных тем рассказа является свобода . Рассказ представляет собой воспоминание-размышление о свободе, которую человек может познать только в детстве, пока взрослые ещё не сделали из него себе подобное существо, монотонно проживающее дни, складывающиеся в года, а затем становящиеся жизнью. Вечная тема Пелевина, присутствующая в каждом его произведении под тем или иным ракурсом. Через рассказ проходит мысль, что истинная свобода не зависит от внешних обстоятельств, а является внутренним ощущением. Став частью мира взрослых герой теряет детскость и, соответственно, свободу: « Предмет не меняется, но что-то исчезает, пока ты растешь. На самом деле это „что-то“ теряешь ты, необратимо проходишь каждый день мимо самого главного, летишь куда-то вниз — и нельзя остановиться » .
Описывая «внутреннюю тюрьму» автор раскрывает самоидентичность героя: « В мире нет ничего страшного. Во всяком случае, до тех пор, пока этот мир говорит с тобой; потом, с какого-то непонятного момента, он начинает говорить тебе » .
В рассказе затрагивается тема онтологичности и символичности вещей. Рассказчик вспоминает, что в детстве « существовало много вещей и событий, готовых по первому твоему взгляду раскрыть свою подлинную природу ». Обычные повседневные вещи заменяют ребёнку сказки и указывают на иной мир: « Вертикальный барашек в щели между кирпичами и был первым утренним приветом от огромного мира, в котором мы живём… ». Однако по мере взросления героя онтологичность вещей теряется: « Окружающие предметы потеряли самое главное — какое-то совершенно неопределимое качество » .
Публикация
Рассказ впервые опубликован в составе первого авторского сборника Пелевина « Синий фонарь » (1991), а также в сборнике «Миттельшпиль» и под одной обложкой с повестью «Желтая стрела».
Примечания
- Щучкина Т. В. от 16 апреля 2021 на Wayback Machine // Вестник Санкт-Петербургского университета. Язык и литература. 2009.
- ↑ Осьмухина О. Ю., Казачкова А. В. от 10 февраля 2021 на Wayback Machine // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. 2012
- Смирнова О. О. от 9 февраля 2021 на Wayback Machine // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Теория языка. Семиотика. Семантика. 2015.
- И. В. Голубович от 10 февраля 2021 на Wayback Machine . Философия и космология. 2008.
Ссылки
- от 21 марта 2009 на Wayback Machine
- 2020-08-16
- 1