Происхождение казачества
- 1 year ago
- 0
- 0
«Происхождение видов» — рассказ российского писателя Виктора Пелевина .
Автор рассказа, не растрачиваясь на пролог , сразу погружает главного персонажа – знаменитого ученого Чарлза Дарвина – в темный трюм корабля « Бигль », где в одном из помещений (метафоре собственного сознания) он проводит свои исследования, лично вступая в смертельные схватки с обезьянами ; в сражениях с подопытными он использует не только свою грубую силу (двум особям он ломает шею и душит голыми руками), но интеллект и хитрость (в противостоянии с превосходящей его по силе гориллой ). Главной целью ученого является решение вопроса, что управляет «величественным процессом» естественного отбора . В перерывах между схватками Дарвин придается философским размышлениям о теории эволюции и обсуждает идеи своего старшего коллеги – ученого-натуралиста Лемарка , с которым находит противоречие в части того, что все живое стремится к совершенству . Эти размышления погружают ученого настолько глубоко, что вернуть его обратно в реальность способны лишь карманные часы Breguet с репетиром , которые в установленное время проигрывают пару нот из увертюры к опере « Роберта-Дьявола ». Убив двух обезьян в ходе своего исследования, Дарвин близко подходит к долгожданному пониманию вопроса, которое вызывает в нем кратковременное чувство счастья, но по итогу остается неудовлетворенным и с ощущением одиночества, и в завершении просит капитана корабля подготовить ему еще двух человекоподобных приматов для продолжения своих научных изысканий.
В статье журнала « Огонёк », вышедшей в начале учебного года только наступившего тысячелетия, критикуется школьная программа , которая по мнению авторов устарела и во многом оставалась еще советской , особенно в части естественных наук и теории эволюции Дарвина , которой и посвящена основная тема статьи. Авторы публикации негодуют по поводу долгой приверженности отечественной науки к закостенелой и не единственной гипотезе происхождения видов, и называют ее «жестоким и опасным атавизмом», где главным «двигателем прогресса» (то есть, фактором эволюции ) утверждается борьба за существование, а не взаимопомощь, что по их мнению оказывает дурное влияние на подрастающее поколение. Ссылаясь на работы Петра Кропоткина и Николая Лосского , авторы статьи заявляют о нравственной несостоятельности теории Дарвина, объясняя приверженность к ней советской власти (и, соответственно, советской науки ) ее желанием оправдать «свои бесчисленные зверства» и приспособленчество , как главное условие выживания в советской действительности. По мнению авторов статьи, человек в понимании Дарвина выглядел «исключительно жестокой, хитрой ползучей тварью», что и проиллюстрировал, по их выражению, в своем «изящном рассказе» Виктор Пелевин. В завершении статьи авторы без ссылки на источник приводят в пример «самое трезвое», на их взгляд, высказывание современного ученого – ведущего научного сотрудника археологического института США, в котором он заявляет, что «отстаивать теорию эволюции не является задачей науки» и что дарвиновская теория «душит и задерживает нас».
Первая публикация рассказа состоялась в июльском номере журнала « Огонёк » в 1993 году . Текст рассказа был напечатан в дополнение к повести Томмазо Ландольфи «Тараканье море» на отдельной вкладке с собственной нумерацией полос, не являющейся частью содержания номера. Размещенная в центре журнала вкладка, как отличительная особенность издания данного периода, была скреплена с основным блоком и ничем не отличалась от остальных полос , кроме вёрстки самого текста, который был расположен перпендикулярно основному – это было сделано для возможности последующей фальцовки (в один сгиб по центру) после открепления листов вкладки от основного блока, что в итоге превращало ее в отдельное издание, брошюру с обложкой и логотипом журнала, представляющую из себя 16-страничную тетрадь ; в ранний постсоветский период , когда в стране еще ощущался дефицит печатной продукции, данная особенность в структуре издания предполагала коллекционирование таких тетрадей для самостоятельного переплёта – создания так называемых «подшивок».
Комментарии