Interested Article - USS Энтерпрайз (NCC-1701)

USS Энтерпрайз (NCC-1701) ( англ. USS Enterprise (NCC-1701) ) — вымышленный звездолёт Звёздного флота класса «Конституция» из сериала « Звёздный путь: Оригинальный сериал ». В течение 40 лет его использования прошёл модернизации, как минимум два ремонта. С его помощью были произведены путешествия во времени, что сделало его самым известным кораблём Звёздного флота того периода. Главные достижения произошли во время пятилетней миссии (2265—2270) под командованием Джеймса Кирка .

Мэтт Джеффри спроектировал «Энтерпрайз» для телевидения, и его основные компоненты дизайна, первичный корпус в форме блюдца, две начальные мотогондолы и цилиндрический вторичный корпус, использовались в нескольких телевизионных и кинопроектах. После гибели «Энтерпрайза» в третьем франчайзинговом фильме съемочная модель этого судна была исправлена и изображена в качестве его преемника-звездолёта «Энтерпрайз» NCC-1701-A .

В начале эры космических полётов для человека, оригинальный «Энтерпрайз» стал иконой популярной культуры. Первоначальный облик судна повлиял на дизайн последующих космических аппаратов франшизы. Модель, снятая для «Звёздного пути», десятилетиями демонстрировалась в Национальном музее воздухоплавания и астронавтики в Вашингтоне . NCC-1701 неоднократно признавался одним из лучших по конструкции и наиболее влиятельным научно-фантастическим космическим аппаратом.

История звездолёта во франшизе

Происхождение

«Династия» кораблей, носящих имя «Энтерпрайз», имеет длительную земную (а потом и федеративную) историю, от эры мореплавания до эпохи варп-двигателей . l’Entreprenant (Enterprising) был французским кораблём в 1671 году . Первый атомный авианосец был назван USS Энтерпрайз (CVN-65) . Он был показан в фильме Star Trek IV: The Voyage Home . Также, существует мнение, согласно которому, по многочисленным предложениям фанатов Звёздного пути первый шаттл «Enterprise» был назван так именно в честь его вымышленного тёзки. Первый земной звездолёт дальнего радиуса действия USS Энтерпрайз (NX-01) был введён в строй в 2151 году под командованием капитана Джонатана Арчера , что открыло новую эру исследований глубокого космоса людьми. (До этого людям Земли космос был доступен лишь в радиусе около до 60 св. лет от Солнца.)

Ранняя История

В первой половине XXIII века как минимум 12 звездолётов класса «Конституция» были введены в действие командованием Звёздного Флота Класс «Конституция» был представлен около 2240 года. На этот промежуток времени корабль был самым мощным и быстрым и самым тяжеловооружённым кораблём. 12 единиц этого класса были на службе к 2242 году. Начиная с корабля «Энтерпрайз» в 2271 году, корабли класса «Конституция» подверглись глубокой модернизации. В частности были заменены инженерные корпуса и «шеи», увеличилась секция тарелки (блюдца), а также корабли получили новые варп-гондолы и модули мостика. Суда могли быть списаны к концу XXIII века, одно из них было выставлено на показ в Музее Звёздного флота. Корабли класса «Конституция» составляли противовес судам клингонов , с которыми Федерация была в состоянии войны, что, впрочем, не мешало попадать этим судам в засады и гибнуть на поле боя. Судно с регистровым индексом NСС-1701, построенное в доке станции-верфи «Сан-Франциско», было названо «Энтерпрайз». Ларри Марвик был одним из дизайнеров, работавших над «Энтерпрайзом» , доктор Ричард Дэйстром спроектировал компьютерные системы , а капитан Роберт Эйприл был первым капитаном этого звездолёта. Он провёл испытательный полёт, а также несколько ранних миссий. Сара Эйприл служила главным бортврачом и разработала некоторые приборы для корабельного лазарета .

Капитан Кристофер Пайк командовал кораблём с 50-х по 60-е года XXIII века. Его миссия включала полёты в системы Ригель, Вега и Талос.

Пятилетняя миссия Кирка

В 2265 году «Энтерпрайз» был назначен на пятилетнюю исследовательскую миссию в глубокий космос под командованием самого молодого на то время капитана Звёздного флота Джеймса Т. Кирка . Главной целью миссии был поиск и контакт с неизвестными Федерации инопланетными цивилизациями .

В течение этой миссии «Энтерпрайз» защищал территорию Федерации от агрессоров, заключал мирные договоры в том числе с вновь найденными инопланетными расами, проводил исследования и помогал нуждающимся на разных планетах .

Битвы

Характер исследовательской миссии подразумевал, что «Энтерпрайз» часто был единственной военной единицей Федерации в неисследованной, незащищённой области. В битвы корабль вступал с минимальным шансом на помощь извне против неизвестных врагов. То есть «Энтерпрайз» использовался в качестве дальнего военно-исследовательского крейсера.

К счастью, одно из ранних столкновений с обманчиво-могущественным кораблём «Фезариус» закончилось дружественным первым контактом с Первой Федерацией в 2266 году. В 2267 году, следуя за разрушителями колонии на Цестусе III неожиданная атака до этого неизвестного вида привела к борьбе с Горном .

В звёздную дату 4729.4 «Энтерпрайз», оснащённый новым экспериментальным компьютером M-5, стал машиной-убийцей, атаковал однотипный звездолёт «Экскалибур», посчитав его врагом, и уничтожил всю команду до того, как Кирк вернул контроль над «Энтерпрайзом» и вернул порядок на корабль .

Разработка и производство

Звёздный путь: Оригинальный сериал

Первоначально звездолёт «Энтерпрайз» должен был называться «Йорктаун» . Пато Гусман был первым арт-директором, назначенным в «Звёздный путь». Мэтт Джеффри, его помощник, взял на себя обязанности арт-директора, когда Гусман покинул проект . Джеффри, который не был поклонником научной фантастики , был главным дизайнером «Энтерпрайза» и основывался на концепциях, предложенных создателем сериала Джином Родденберри . У Родденберри не было никаких идей о том, как должен выглядеть корабль , но он изложил несколько параметров для корабля:

«Мы […] в глубоком космосе, на эквиваленте космического корабля размером с крейсер. Мы не знаем, каков режим питания, но я не хочу видеть никаких следов огня. Нет полос дыма, нет реактивных воздухозаборников, ракетных выхлопов или чего-то подобного […]. Это будет похоже на космический корабль, работающий по всей нашей галактике

11-футовая (3,4 м) съемочная модель, используемая для «Звёздного пути». Он находится в Смитсоновском институте , которому Paramount Pictures пожертвовала модель в 1974 году .

Родденберри далее уточнил, что «Энтерпрайз» будет работать в основном в космосе, иметь экипаж 100—150 человек и быть невероятно быстрым . И Джеффри, и Родденберри хотели, чтобы звездолёт не выглядел как какой-либо из ракетных кораблей, уже используемых в аэрокосмической промышленности или в популярной культуре . Многие проекты Джеффри были отклонены за того, что были «слишком обычными» . Чтобы соответствовать требованиям Родденберри в том, чтобы корабль выглядел правдоподобно, Джеффри попытался «визуализировать четвёртое, пятое или десятое поколения современной техники, которые были бы похожи» . Опыт Джеффри в авиации привел к тому, что его проекты прониклись тем, что он назвал «логикой самолёта» . Джеффри предполагал, что двигатели корабля будут слишком мощными, чтобы быть рядом с экипажем, предложив, чтобы они были отделены от корпуса . В то время как Джеффри первоначально отвергал дискообразный компонент, беспокоясь о сходстве с летающими тарелками , сферический модуль в конечном итоге сплющился в блюдце . Во время очередного визита к Джеффри Родденберри и сотрудники NBC были привлечены к созданию «Энтерпрайза», напоминающему его окончательную конфигурацию . Джеффри создал небольшую модель этой конструкции, которая, удерживаясь на верёвочке, висела вверх ногами — внешний вид, который он должен был «отменить» . Джеффри сделал корпус гладким, с ощущением, что компоненты корабля обслуживались изнутри .

Судовой реестр «NCC-1701» связан с тем, что «NC» является одним из международных кодов регистрации воздушных судов , присвоенных Соединенным Штатам . Вторая «C» была добавлена, потому что советские самолёты использовали «Cs», и Джеффри полагал, что запуск «Энтерпрайз» в космос будет совместной операцией Соединённых Штатов и России . «NCC» — аббревиатура Звёздного Флота для «контракта на военно-морское строительство», подобно тому, как Военно-морской флот США ставит номера на своих корпусах . Джеффри отверг цифры 3, 6, 8 и 9 как «слишком похожие» на экране ; в конце концов он рассуждал, что «Энтерпрайз» был первым судном 17-й конструкции звездолёта Звёздного флота, следовательно, «1701» . Создатели «Звёздного пути» пояснили, что «USS» означает «Объединённый космический корабль» ( англ. United Space Ship ) и что «Энтерпрайз является членом класса звездолётов» . Корабль был изменён на класс «Конституция» с выпуском « Технического руководства Звёздного флота » Франца Йозефа в 1975 году.


Первая миниатюра, построенная по чертежам Джеффри, была четырёхдюймовой масштабной моделью . Desilu Studios, которая продюсировала «Звёздный путь», наняла опытного кино-и телевизионного моделиста Ричарда К. Датина сделать опытный образец . Датин использовал субподрядчика с большим токарным станком для основных подкомпонентов и работал над моделью около 110 часов в ноябре 1964 года The 33-дюйма (0,8 м ). 33-дюймовая (0,8 м) модель была сделана в основном из сосны , с деталями из оргстекла и латуни . Датин сделал незначительные изменения после замечаний Родденберри, и представил завершенную модель — которая стоила около $600 — Desilu Studios в декабре 1964 года .

Затем Desilu Studios заказал крупную модель для съемок, которую Датин изготовил на Volmer Johnson и Production Model Shop в городе Бербанк . Датин руководил изготовителями моделей и сделал детальную её проработку , которая была построена из гипса , листового металла и дерева . Готовая модель получилась длиной 11 футов 3,5 дюйма (3,4 м), весила 125 килограммов (276 фунтов) и стоила $6000 . Модель для съемок была поставлена слишком поздно, чтобы её можно было использовать для первоначального пилотного эпизода « Клетка » . 11-футовая модель была первоначально снята Говардом Андерсоном . После утверждения Родденберри второго пилота, « Куда не ступала нога человека » (1966), различные детали 11-футовой модели были изменены, а окна правого борта и ходовые огни были подсвечены изнутри . Когда сериал был запущен в производство, модель была изменена ещё раз , и затем регулярно модифицировалась на протяжении всей активной съемки . Большинство мелких деталей на модели не были видны телезрителям . Говард Андерсон не мог идти в ногу со съемками и спецэффектами для регулярного производства, поэтому продюсеры наняли несколько других студий, чтобы добавить эффекты и дополнительные кадры . Оборудование управления движением было слишком дорогим, поэтому корабль был снят с помощью кукольной мультипликации . Использовались самые дешевые спецэффекты . Большинство кадров «Энтерпрайза» в третьем сезоне были использованы повторно из первого или второго сезонов Производство спецэффектов было дешёвым, насколько это возможно. .

«Энтерпрайз» должен был отвечать знакомой, повторяющейся обстановкой, подобной Додж-Сити в американском сериале « Дымок из ствола » и Главному госпиталю Блэр в сериале «Доктор Килдэр» . Использование постоянных наборов также помогло решить бюджетные проблемы Desilu . По мере продвижения съёмок, постоянные локации, такие как машинное отделение и мостик, становились все более подробными . Мостик поначалу был монохромным в пилоте «Клетка», но затем его переделали в «Куда не ступала нога человека» из-за возрастающей популярности цветных телевизоров . Родденберри описал коридоры корабля как «Des Moines Holiday Inn Style» . Судовые кресла были изготовлены Берком из Далласа и похожи на оригинальные кресла «tulip», разработанные Ээро Саариненом . Полные внутренние планы палубы «Энтерпрайза» были разработаны Францем Йозефом в 1974 году, с одобрения Родденберри . По заданию Родденберри, дизайнер звуковых эффектов Дуглас Гриндстафф создал различные звуки для разных частей судна. Фоновые звуковые эффекты часто создавались с помощью электрооргана Хаммонда или другого музыкального инструмента, а звуки двигателя частично создавались с помощью шумного кондиционера .

Фильмы франшизы

Патентное удостоверение, представленное Эндрю Пробертом в Ведомство по патентам и товарным знакам Соединенных Штатов для «игрушечного космического корабля» по подобию переработанного звездолёта «Энтерпрайз» в 1979 году. Проберт получил патент в 1981 году .

Новый звездолёт «Энтерпрайз» был разработан Мэттом Джеффри для запланированного телевизионного сериала « Star Trek: Phase II », по нему были созданы модели . Джеффри начал с «оригинального» дизайна «Энтерпрайза», а затем уточнил компоненты, например двигатели. Некоторые компоненты, такие как сенсорный диск, перемещались бы внутри корабля для более лёгкого обслуживания . Отказ от сериала «Фаза II» в пользу производства полнометражного фильма « Звёздный путь (фильм, 1979) » потребовал дополнительной проработки «Энтерпрайза»: фильм требовал большей детализации, чем для телевидения . Хотя Джеффри покинул проект, его концепции «Фазы II» легли в основу дизайна «Энтерпрайза» для фильма . Одной из самых сложных задач, стоящих перед кинопроизводителями, было воссоздание «Энтерпрайза» для кино .

Художественный руководитель Ричард Тейлор хотел начать проектирование «Энтерпрайза» для кино с нуля, но Родденберри убедил его продолжать работать с дизайном Джеффри. Тейлор пригласил Эндрю Проберта для уточнения деталей для корабля: Тейлор работал над гондолами, Проберт над остальными . Проберт пытался придать звездолёту внешний вид в стиле ар-деко . Арт-директор Джо Дженнингс и концептуальный иллюстратор Майкл Минор добавили дополнительные детали . Дэвид Кимбл создал схемы и планы палуб для обновленного «Энтерпрайза», которые были предоставлены производителям моделей, игрушечным компаниям и другим производителям лицензионной продукции .

Джим Доу отвечал за построение модели, создание пресс-форм и структурных процессов . Дочерняя компания Paramount Pictures Magicam потратила 14 месяцев и $150 000 на создание 8-футовой (2,4 м) 39-килограммовой (86 фунтов) модели . Алюминиевый каркас, сваренный дугой, гарантировал, что части корабля не провиснут, не согнутся и не задрожат при перемещении . В то время как «оригинальная» модель «Энтерпрайза» была замечена только в 17 направлениях съёмок, новая модель имела пять точек сочленения и могла быть снята под любым углом . Пол Олсен нарисовал четкую схему «ацтеков», чтобы обеспечить дополнительный уровень детализации на экране и предложить наличие блокирующих панелей, обеспечивающих прочность корпуса . Особый эффект получался благодаря мелким частицам слюды в краске, которая изменяет её видимый цвет. Тем не менее, световая вспышка, созданная краской, вызвала проблемы со съемкой, из-за которых было трудно различить край корабля на тёмном фоне . Дополнительные проблемы возникли у Джона Дайкстра с моделью Magicam; необходимо было довести звездолёт до вида, как если бы это был океанский лайнер, «великая леди морей в ночное время» . Для дальних снимков использовалась 20-дюймовая (51 см) модель . Foundation Imaging создал CGI-модель корабля для режиссёрской картины 2001 года.

Продюсер Харви Беннетт , который решил уничтожить «Энтерпрайз» в фильме « Звёздный путь 3: В поисках Спока » (1984) во избежание предсказуемости сюжета фильма.

Художник-постановщик Гарольд Майкельсон отвечал за дизайн интерьера корабля , а директор Роберт Уайз за цветовую гамму интерьера . Новый мостик был спроектирован и частично построен для «Фазы II». Майкельсон в значительной степени сохранил дизайн и консоли. Задней проекции для дисплеев мостика первоначально разработаны Stowmar Enterprises. Когда производство фильма потребовало расширения возможностей, которые Stowmar мог их поставлять, дизайнеры производства изготовили свои собственные из осциллографов , медицинских изображений и экспериментальной компьютерной лаборатории. Коридоры изначально были прямолинейной конструкцией, похожей на телевизионный сериал; Майкельсон изменил их на угловую конструкцию со светом, излучающим вверх. Через принудительную перспективу и маленьких актёров 40-футовый (12 м) набор был изображен как 100-футовое (30 м) инженерное пространство .

Модель была слегка обновлена для фильма « Звёздный путь 2: Гнев Хана » (1982 год), с приглушенным внешним блеском и дополнительными деталями, добавленными в раму . Команда спецэффектов из «Industrial Light & Magic» (ILM) разработала методы, позволяющие изобразить повреждения звездолёта, не нанося физического вреда модели . Сотрудникам ILM было сложно работать с «Энтерпрайзом»: для монтажа модели и её перемещения с помощью погрузчика потребовалось восемь человек . Для создания морской атмосферы при внутренних съемках «Энтерпрайза» режиссёр Николас Майер выдал корабельный колокол , морскую дудку , и добавил мигающие огни и вывески . Планы палубы Дэвида Кимбла из кинофильма повлияли на то, как были изображены в «Гневе Хана» ранее невидимые внутренние устройства (например, торпедный отсек) .

Признавая сюжет « Звёздный путь 3: В поисках Спока » (1984 год) слишком предсказуемым, продюсер Харв Беннетт решил уничтожить «Энтерпрайз ». Хотя он хотел, чтобы событие держалось в секрете, новости просочились. Руководитель визуальных эффектов Кен Ралстон ненавидел корпоративную модель и упивался её разрушением. Вместо того, чтобы повредить большую и дорогую оригинальную модель, было создано и уничтожено несколько менее дорогих миниатюр и модулей . Одна из уничтоженных моделей была создана компанией Brick Price Movie Miniatures для «Фазы II» .

Ралстон надеялся, что разрушение «Энтерпрайза» в «Поисках Спока» откроет дверь к разработке новой модели для будущих фильмов. Однако продюсеры « Звёздный путь 4: Путешествие домой » (1986 год) решили вернуть экипаж на дубликат предыдущего звездолёта. Хотя новая модель не была создана, ILM потребовалось более шести недель для восстановления и перекраски корабля, чтобы он появился в качестве нового « Энтерпрайз NCC-1701-A ». «Оригинальный» мостик был отремонтирован и перекрашен, чтобы служить мостиком для «Энтерпрайза-A», и был заменён на новый только к пятому фильму. Изящные « Окудаграммы », созданные для мостика «Энтерпрайза-A», впоследствии использовались в других фильмах и сериалах «Звёздного пути» . Когда начались съёмки сериала « Звёздный путь: Следующее поколение » (1987—1994 годы), несколько внутренних элементов «Энтерпрайза», такие как мостик, были исправлены для использования в телевизионном шоу. Позже, некоторые элементы «Следующего поколения», такие как машинное отделение « Энтерпрайз NCC-1701-D » и конференц-зал, были изменены, чтобы изобразить интерьеры «Энтерпрайза-A» .

Перезагрузка франшизы 2009 года

Для « Звёздный путь (фильм, 2009) » «Энтерпрайз» был переконструирован. В предварительной раскадровке Дэвид Дозорец поручил дизайнерам решить проблему, как сделать «версию 2009 года в стиле 60-х годов» . Директор Джей Джей Абрамс хотел, чтобы «Энтерпрайз» как ретро-автомобиль « Хот-род », сохранял традиционную форму, но в остальном дал ILM «огромную» свободу действий в создании звездолёта. В целом, по словам дизайнера производства Скотта Чамблиса, дизайнеры хотели, чтобы «Энтерпрайз» выглядел так же тщательно, как и роскошный автомобиль . Концепт-художник Райан Черч сохранил большую часть оригинального корпоративного дизайна и сосредоточился на функциональности знакомых компонентов . Его первоначальные наработки были смоделированы и уточнены сценографом Иосифом Хиурой. Затем этот дизайн был передан ILM для дальнейшей доработки и развился в фотореалистичные модели командой Алекса Егера . Роджер Гайетт из ILM, напомнив, что первоначальный «Энтерпрайз» был «очень статичным», добавил в модель движущиеся компоненты. ILM сохранил тонкие геометрические формы и узоры, чтобы намекнуть на оригинальный «Энтерпрайз», а цифровая краска модели воссоздала внешний вид рисунка корпуса «ацтеков» из первых фильмов. Возможно, наиболее заметное изменение произошло в больших мотогондолах, представляющих более гладкую отделку и форму в остальном простых мотогондол предыдущего звездолёта . Шон Харгривс перепроектировал «усиленные» опорные пилоны судна преемника «NCC-1701-A», которые изображены как уязвимости в « Стартрек: Бесконечность » (2016 год) .

По словам Абрамса, воссоздание оригинального мостика было бы смешным и слишком маленьким . Его энтузиазм по поводу нового iPhone повлиял на реконструкцию центра мостика . Сложные технологии изменили элементы, с несколькими дисплеями и компьютерной графикой. Основной экран из телесериала был сохранен для совместной работы команды, а различным персонажам предоставили их собственные компьютерные дисплеи . Комната для Транспортера показалась Абрамсу плоской, он использовал закрученный свет и движущуюся камеру, чтобы сделать элементы и эффекты более динамичными . Из-за того, что бюджет помешал созданию огромного, функционального инженерного зала, продюсеры вместо этого проводили съёмки в различных цехах пивоваренного завода Budweiser . По звуковому оформлению для нового «Энтерпрайза» Бен Бёртт консультировался со звукорежиссёром «Оригинального сериала» Дугласом Гриндстафом .

В других постановках

Аниматоры для сериала « Звёздный путь: Анимационный сериал » (1973—1975 годов) ротоскопировали кадры «Энтерпрайза», чтобы воссоздать движение корабля из «Оригинального сериала». Это создало впечатление, что мультсериал является четвёртым сезоном «Оригинального сериала» . Анимированный носитель не смог поддержать некоторые из более светлых оттенков корабля, поэтому цвет «Энтерпрайза» получился, как последовательный серый . Хотя интерьер корабля был в значительной степени воссоздан из сериалов живого действия, Второй набор дверей турболифта был добавлен к мостику в ответ на запрос Родденберри: «Что они будут делать, если двери заклинит?»

Мостик «Энтерпрайза» был частично воссоздан для эпизода «Реликты» в сериале «Звездный путь: Следующее поколение» (1992 год). Первоначальный макет давно снесли, и продюсеры изначально планировали использовать набор эпохи кино. В конечном счете, часть декораций была построена, а остальные заполнены архивными кадрами и технологией зеленого экрана . Часть реквизита и декораций была арендована у треккеров , но они оказались в два раза меньше оригинальной 11-футовой модели , и это была первая серийная модель звездолёта, построенная более чем за 30 лет . Как и в случае с эпизодом «Реликты», мостик был частично воссоздан, а другие части позже были добавлены в цифровом виде . Майк Окуда использовал компьютер, чтобы воссоздать часть графики, увиденной в декорациях «Энтерпрайза», а другая была нарисована художником Дугом Дрекслером .[80] Большой проблемой для Лоры Ричарз стали стулья Беркдля интерьера звездолёта; она нашла один, и по образцу производственная команда сделала дополнительные стулья .

CGI-модель звездолёта сделана для камео в конце сериала « Звёздный путь: Энтерпрайз » в эпизоде «Эти путешествия…» (2005 год), и ещё одна версия CGI была создана для реконструкции эпизодов «Оригинального Звёздного пути».[84] Художники для реконструированного «Звёздного пути» добивались эффекта, чтобы CGI-модель не получилась слишком детализированной и, следовательно, несовместимой с эстетикой производства сериалов 1960-х годов .

Новый дизайн «оригинального» звездолёта «Энтерпрайз» на мгновение появляется в финале первого сезона 2018 « Звёздный путь: Дискавери », который происходит за 10 лет до времени действия сериала «Звёздный путь: Оригинальный сериал». Джон Айвз, Скотт Шнайдер и Уильям Бадж занимались проектированием «Энтерпрайза» с апреля по октябрь 2017 года . Дизайнеры изначально черпали идеи из «оригинального» дизайна звездолёта, а затем адаптировали идеи для фильма . «Энтерпрайз» появится во втором сезоне сериала. Продюсер «Дискавери» Гретхен Берг говорит, что она надеется на то, что поклонники увидят «Энтерпрайз» в сериале как смешение старого и нового «Звёздного пути». Ещё один продюсер «Дискавери» Грег Герберт решил не беспокоиться об отношении поклонников редизайном корабля: в то время как многие из сотрудников, разрабатывавших новый внешний вид, являются поклонниками «Звёздного пути», Герберт заявил, что поклонники редко соглашаются на что-либо .

Реакция критиков

Когда звездолёт впервые появился на телевидении, «Энтерпрайз» предстал «элегантным и странно выглядящим бегемотом» . Несмотря на то, что современная космическая программа Аполлон способствовала осознанию возможностей космических путешествий, «Энтерпрайз» вызвал фантазии о космических путешествиях . Джонатан Глэнси сравнил «убедительный и захватывающий» «Энтерпрайз» с имеющими такую же эстетическую привлекательность, как самолёт Конкорд , бомбардировщик B-17 и океанский лайнер «Queen Elizabeth 2» . Как и другие корабли «Звёздного пути» с тем же именем, первоначальный «Энтерпрайз» является «персонажем в своем собственном праве» . Кинокритик Скотт Джордан Харрис описал «Энтерпрайз» как самый важный персонаж франшизы, указав:

Важно отметить, что знаменитые слова, которыми начинается каждый эпизод телешоу, и которые повторяются в фильмах, не странствия капитана Кирка … или путешествия Звёздного Флота …"Они" — это в первую очередь путешествия звездолета «Энтерпрайз»…"

Дизайн «Энтерпрайза» является знаковым, и это повлияло на все будущие звездолёты Федерации планет в франшизе. Интерьеры корабля также являются знаковыми для дизайна 1960-х годов.[38] Как специализированный блог io9, так и американский научно-популярный журнал « Популярная механика » назвали «Оригинальный Энтерпрайз» лучшей версией различных кораблей франшизы под названием «Энтерпрайз» .

В американском еженедельном «Журнале популярного кино и телевидения» ( англ. Journal of Popular Film & Television ) куратор « Национального музея воздухоплавания и астронавтики » Маргарет Вайтекамп указывает на два различных знаменитых «Энтерпрайза»: вымышленный космический корабль, изображенный в «Звёздном пути», и фактическую модель съемок . Вайтекамп продолжает:

Эти два «Энтерпрайза» пересекаются и явно взаимосвязаны, однако они не полностью соотносятся друг с другом. […] Распаковка их различий показывает историю этого важного телевизионного артефакта и вносит постоянный вклад в научно-популярную и материальную культуры .

Американский еженедельный журнал « Time » назвало перепроектирование корабля для полнометражного фильма «смелым» и «красивым» . Харрис называет «Энтерпрайз» как один из 50 самых значительных объектов в кино, наряду с рубиновыми туфельками в художественном фильме « Волшебник страны Оз », Maschinenmensch в немецком немом фильме 1926 года « Метрополис » и Бэтмобиль в американском боевике « Бэтмен: Начало » . В своем обзоре «Star Trek II» американская ежедневная газета « Washington Post » заявила, что «Энтерпрайз» выглядел «как игрушечная лодка в лавовой лампе» . После того, как в «Гневе Хана» звездолет предстал как сложный механизм, требующий тщательного ухода, американский еженедельник « Entertainment Weekly » назвал это «немного сумасшедшим» для того, чтобы «Энтерпрайз» был работоспособным при участии всего нескольких офицеров в «Поисках Спока» . Уничтожение корабля в «Поисках Спока» было описано как «действительно знаковым» и «хорошим ходом» , хотя сценарист Дэвид Герролд писал, что разрушение корабля «бросает ложку дёгтя» в фильм, которую даже воскресение Спока не может заменить . При ретроспективе фильмов «Звёздный путь» 2010 года автор Джилл Шервин предположил, что стареющий «Энтерпрайз» в «Поисках Спока» служил метафорой для стареющей франшизы «Звёздный путь» .

Культурное влияние

Центр посетителей в городе Вулкан, провинция Альберта , Канада , перед которым стоит копия звездолёта «Энтерпрайз».

Звездолёт «Энтерпрайз» оказал значительное культурное воздействие , и «оригинальная» модель корабля является «живым культурным объектом» . Бетти Тримбл сказала, что продюсеры сериала «Звёздный путь: Оригинальный сериал» получили больше писем поклонников об «Энтерпрайз» чем любой из актёров . Кампания поддержки фанатов сериала в 1976 году привела к тому, что первый космический челнок был назван « Энтерпрайз » а не «Конституция» . В 2009 году, американская компания Virgin Galactic назвала свой первый коммерческий космический корабль VSS Enterprise в честь звездолёта «Звёздного пути» . Сайт Build the Enterprise, предлагает создание функционального космического аппарата с корпусом, похожим на «Энтерпрайз» . Военно-морские силы США оценили эффективность стиля и компоновки мостика «Энтерпрайза» , сравнивая мостик USS Independence и корабля USS Zumwalt с мостиком «Энтерпрайза» . Точная копия мостика звездолёта, созданная для серии фанатского «Звёздного пути», позже была открыта в качестве публичной выставки . Отдельные звуковые сигналы, издаваемые андроидом R2-D2 в « Звёздных войнах », являются «потомком» мелодичных звуков, созданных для консоли мостика «Энтерпрайза» .

Paramount Pictures пожертвовал оригинальную 11-футовую модель для съемок Смитсоновскому институту в 1974 году, разобранную на три части и запачканную . При поставке модели Paramount оценила стоимость модели в $ 5 000 . Начиная с 1976 года, он висел у входа в галерею экспонатов в Национальном музее авиации и космонавтики, а затем был перемещен в сувенирный магазин, где оставался в течение 14 лет . В первой из своих первоначальных реставраций модель была изменена, дабы больше походить на звездолет «Энтерпрайз» и меньше на студийную модель для съемок . Модель прошла реставрацию в 1974, 1984 и 1992 годах . В течение большей части своего времени на дисплее, поклонники часто удивлялись различиям между фактической физической моделью и их ожиданиями о том, как должен выглядеть «реальный» космический корабль . Значительная многолетняя реставрация завершилась в 2016 году открытием новой экспозиции в летном зале . Эта последняя реставрация подчеркнула двойственность «Энтерпрайза» как модели для съемок и вдохновляющего звездолета .

В 2006 году соучредитель Майкрософт Пол Аллен купил модель «Энтерпрайза», созданную для оригинальных фильмов «Звёздного пути» за $ 240 000, и выставил в Музее поп-культуры . Другая модель оригинальной версии фильма демонстрируется в аэрокосмической компании Blue Origin . Кресло капитана оригинального корабля было продано на аукционе за $304 750 . В городе Вулкан (провинция Альберта, Канада) создали 31-футовую (9,4 м) модель звездолёта, вдохновленную «Энтерпрайзом» .

Конструкция «Энтерпрайза» была лицензирована для производства разнообразных игр, моделей и игрушек. В апреле 1975 года Ballentine Books выпустили набор из 12 внутренних и внешних чертежей «Энтерпрайза», а к декабрю 1976 года они выдержали седьмое издание . При первом издании рисунков звездолёта в разрезе для кинофильма было продано более миллиона копий . В 2010 году Pocket Books опубликовала Пособие Хейнса для «владельцев» звездолёта «Энтерпрайз». Почтовая служба Соединенных Штатов выпустила несколько марок с изображением «Энтерпрайз» . Модель AMT 1966 Enterprise model является одним из самых продаваемых комплектов компании.

См. также

Примечания

  1. Star Trek: The Original Series, Season 3, Episode 58:
  2. ENT: «Broken Bow»
  3. TOS: «Tomorrow is Yesterday»
  4. TOS: «Is There in Truth No Beauty?»
  5. TOS: «The Ultimate Computer»
  6. TAS: «The Counter-Clock Incident»
  7. «Balance of Terror», «The Man Trap», «The Cloud Minders», «Journey to Babel», «The Galileo Seven», «The Deadly Years»
  8. TOS: «The Corbomite Maneuver», «Arena»
  9. (англ.) ; Denise Okuda; Debbie Mirek. The Star Trek Encyclopedia . — (англ.) , 1999. — ISBN 0-671-53609-5 .
  10. , p. 29.
  11. , p. 8.
  12. . (англ.) . из оригинала 24 октября 2017 . Дата обращения: 24 августа 2018 . {{ cite news }} : Указан более чем один параметр |accessdate= and |access-date= ( справка )
  13. , p. 8—9.
  14. , p. 79.
  15. . Дата обращения: 19 февраля 2015. 20 февраля 2015 года.
  16. Gross, Edward; Altman, Mark A. (англ.) . — (англ.) , 2016. — ISBN 978-1250065841 .
  17. . cbsnews.com (англ.) . из оригинала 19 сентября 2018 . Дата обращения: 25 августа 2018 . {{ cite news }} : Указан более чем один параметр |accessdate= and |access-date= ( справка )
  18. , p. 10.
  19. , p. 79—80.
  20. Robinson, Ben; Marcus Riley. (нем.) . — Simon & Schuster , 2011. — S. Forward.
  21. (англ.) . из оригинала 19 сентября 2018 . Дата обращения: 25 августа 2018 . {{ cite news }} : Указан более чем один параметр |accessdate= and |access-date= ( справка )
  22. , p. 10—12.
  23. , p. 12.
  24. Conway, Richard (2013-05-16). . Time (англ.) . ISSN . из оригинала 30 декабря 2019 . Дата обращения: 25 августа 2018 . {{ cite news }} : Указан более чем один параметр |accessdate= and |access-date= ( справка )
  25. . Report: Visual Effects Magic Not Always High-Tech . startrek.com. 14 января 2010 года.
  26. Дата обращения: 31 декабря 2006. 1 сентября 2006 года.
  27. .
  28. , p. 13.
  29. McCullars, William S. Enterprise '64, Part 1 // Star Trek Communicator. — 2001. — № 132 . — С. 51 .
  30. , p. 5.
  31. , p. 17.
  32. , p. 6.
  33. , p. 10.
  34. Michelle, Donahue (2016-08-02). . Smithsonian Insider (англ.) . из оригинала 29 августа 2018 . Дата обращения: 28 августа 2018 . {{ cite news }} : Указан более чем один параметр |accessdate= and |access-date= ( справка )
  35. (англ.) ; Justman, Robert H. Inside Star Trek: The Real Story. — 1997. — С. 262. — ISBN 0671009745 .
  36. Careless, James. From Model to CGI // Star Trek Communicator. — 2004. — № 148 . — С. 46—47 .
  37. Star Trek: The 30th Anniversary (англ.) // Cinefantastique : magazine. — Vol. 27 , no. 11/12 . — P. 67 .
  38. Pearson, Roberta; Davies, Máire Messenger. Star Trek and American Television History // Star Trek and American Television. — Berkeley: University of California Press , 2014. — С. 23—24.
  39. Gerrold, David . Star Trek—The Unfulfilled Potential // The World of Star Trek. — (англ.) , 2014. — ISBN 9781939529572 .
  40. , p. 34.
  41. , p. 89—91.
  42. Benson, Paula (2014-11-13). . Film and Furniture (англ.) . из оригинала 31 октября 2018 . Дата обращения: 28 августа 2018 . {{ cite news }} : Указан более чем один параметр |accessdate= and |access-date= ( справка )
  43. Phillips, Elaine K. (2013-05-15). (англ.) . из оригинала 19 сентября 2018 . Дата обращения: 28 августа 2018 . {{ cite news }} : Указан более чем один параметр |accessdate= and |access-date= ( справка )
  44. Newitt, Paul . trekplace.com . Дата обращения: 26 августа 2018. 31 декабря 2004 года.
  45. Deb, Sopan (2018-08-03). . The New York Times (англ.) . из оригинала 1 сентября 2018 . Дата обращения: 31 августа 2018 . {{ cite news }} : Указан более чем один параметр |accessdate= and |access-date= ( справка )
  46. , из оригинала 6 июня 2020 , Дата обращения: 11 сентября 2018 {{ citation }} : Неизвестный параметр |inventor-first= игнорируется ( справка ) ; Неизвестный параметр |inventor-last= игнорируется ( справка ) ; Неизвестный параметр |inventorlink= игнорируется ( справка ) ; Неизвестный параметр |issue-date= игнорируется ( справка ) ; Неизвестный параметр |patent-number= игнорируется ( справка ) . Дата обращения: 8 ноября 2018. Архивировано 6 июня 2020 года.
  47. , p. 181—182.
  48. , p. 12.
  49. , p. 13.
  50. , p. 14.
  51. Smith, Christopher (2017-05-31). . Motor1.com (англ.) . . из оригинала 20 октября 2018 . Дата обращения: 28 августа 2018 . {{ cite news }} : Указан более чем один параметр |accessdate= and |access-date= ( справка )
  52. Tobias, Tracey. Redesigning the USS Enterprise NCC-1701 // (англ.) . — Fabbri Publishing, 2001. — Декабрь ( т. 2 , № 8 ). — С. 85 .
  53. , p. 207.
  54. Olsen, Paul. Creating The Enterprise. — Bristol, UK: STAR Books, 2013. — С. 91, 92, 93, 94. — ISBN 0 9740407 11 .
  55. Hood, Jamie . Round 2 Models. Дата обращения: 22 октября 2013. 23 октября 2013 года.
  56. . Sci Fi Wire (17 апреля 2009). Дата обращения: 21 апреля 2009. Архивировано из 2 мая 2009 года.
  57. Trimble, John; Trimble, Bjo. Eye of the Beholder // (англ.) / Simpson, Paul. — 2010. — Июнь. — С. 21 .
  58. , p. 85—91.
  59. Anderson, Kay. 'Star Trek II: The Wrath of Khan': How the TV series became a hit movie, at last (англ.) // Cinefantastique : magazine. — 1982. — Vol. 12 , no. 5—6 . — P. 50—74 .
  60. Robinson, Ben (editor). Special 'The Wrath of Khan' Issue // (англ.) . — Fabbri Publishing, 2002. — Сентябрь ( т. 3 , № 5 ).
  61. , p. 228—229.
  62. Star Trek cast and crew (2002-08-06). Star Trek II: The Wrath of Khan, The Directors Edition: Special Features (DVD; Disc 2/2). Paramount Pictures .
  63. Jeanne Kalogridis . Star Trek: "Where No Man Has Gone Before" — A History in Pictures (англ.) . — (англ.) , 1994. — P. 79. — ISBN 0-671-51149-1 .
  64. Nimoy, Leonard ; Harve Bennett, Charles Correll, Robin Curtis (2002-10-22). Star Trek III: The Search for Spock, Special Collector's Edition: Director's Commentary (DVD; Disc 1/2). Paramount Pictures .
  65. Tobias, Tracey. Redesigning the USS Enterprise NCC-1701 (англ.) // (англ.) . — Fabbri Publishing, 2001. — December ( vol. 2 , no. 8 ). — P. 85 .
  66. , p. 258—260.
  67. , p. 285—286.
  68. , p. 88.
  69. , p. 92.
  70. Plant, Bob . Round 2 Models (23 июля 2009). Дата обращения: 4 октября 2009. 6 сентября 2009 года.
  71. . www.thetrekcollective.com (6 августа 2016). Дата обращения: 7 сентября 2018. 7 сентября 2018 года.
  72. , p. 98.
  73. , p. 100.
  74. , p. 102.
  75. , p. 105.
  76. Wright, Matt (2006-11-18). . TrekMovie.com (англ.) . из оригинала 1 сентября 2018 . Дата обращения: 31 августа 2018 . {{ cite news }} : Указан более чем один параметр |accessdate= and |access-date= ( справка )
  77. Star Trek: The Animated Series (англ.) // Star Trek: The Magazine. — Vol. 1 , no. 16 . — P. 68 .
  78. , p. 70.
  79. Nemecek, Larry. Star Trek: The Next Generation Companion: Revised Edition (англ.) . — New York: (англ.) , 2003. — P. 219. — ISBN 978-0-7434-7657-7 .
  80. Erdmann, Terry J.; Block, Paula M. . — New York: (англ.) , 2000. — С. 386. — ISBN 978-0-671-50106-8 .
  81. Spelling, Ian (1996-10-13). . The Washington Times . из оригинала 13 марта 2014 . Дата обращения: 4 августа 2013 . (требуется подписка)
  82. Atkinson, Torie; Myers, Eugene (2010-04-14). . Tor.com . Tor Books . из оригинала 23 августа 2013 . Дата обращения: 4 августа 2013 .
  83. Nemecek, Larry. // Star Trek: Communicator. — № 110 . — С. 55 . 1 апреля 2014 года.
  84. Kerr, Greg. The Enterprise and Me: The long road to Polar Lights' 1:350 TOS Enterprise-Part One (англ.) // Sci-fi & fantasy modeller : journal. — 2012. — July ( vol. 26 ). — P. 48—49 .
  85. . TrekMovie.com (англ.) . 2018-04-14. из оригинала 16 января 2019 . Дата обращения: 24 августа 2018 . {{ cite news }} : Указан более чем один параметр |accessdate= and |access-date= ( справка )
  86. . TrekMovie.com (англ.) . 2018-04-17. из оригинала 19 сентября 2018 . Дата обращения: 24 августа 2018 . {{ cite news }} : Указан более чем один параметр |accessdate= and |access-date= ( справка )
  87. Britt, Ryan (2018-02-11). . Inverse (англ.) . из оригинала 31 августа 2018 . Дата обращения: 31 августа 2018 . {{ cite news }} : Указан более чем один параметр |accessdate= and |access-date= ( справка )
  88. Harris, Scott Jordan. Rosebud Sleds and Horses' Heads: 50 of Film's Most Evocative Objects (англ.) . — Intellect Books Ltd, 2013. — P. 68. — ISBN 978-1-78320-117-4 .
  89. (англ.) . The Guardian (21 мая 2009). Дата обращения: 28 августа 2018. 29 августа 2018 года.
  90. Moseman, Andrew (2016-09-08). . Popular Mechanics (англ.) . из оригинала 19 сентября 2018 . Дата обращения: 25 августа 2018 . {{ cite news }} : Указан более чем один параметр |accessdate= and |access-date= ( справка )
  91. , p. 3.
  92. Conway, Richard (2013-05-16). . Time (англ.) . ISSN . из оригинала 30 декабря 2019 . Дата обращения: 25 августа 2018 . {{ cite news }} : Указан более чем один параметр |accessdate= and |access-date= ( справка )
  93. , p. 229.
  94. Franich, Darren (2016-05-13). . ew.com (англ.) . . из оригинала 28 августа 2018 . Дата обращения: 28 августа 2016 . {{ cite news }} : Указан более чем один параметр |accessdate= and |access-date= ( справка )
  95. Collura, Scott (англ.) . IGN (29 июля 2016). Дата обращения: 25 августа 2018. 26 августа 2018 года.
  96. Graeme, McMillan (2016-06-27). . The Hollywood Reporter (англ.) . из оригинала 19 сентября 2018 . Дата обращения: 25 августа 2018 . {{ cite news }} : Указан более чем один параметр |accessdate= and |access-date= ( справка )
  97. Gerrold, David . The Return of Star Trek // The World of Star Trek. — (англ.) , 2014. — ISBN 9781939529572 .
  98. Sherwin, Jill. Of Sequels, Sons and Starships // (англ.) / Simpson, Paul. — 2010. — Июнь. — С. 30 .
  99. . Space.com . — «"Perhaps the most famous example of Star Trek inspiring real-life took place in the 1970s. (...)"». Дата обращения: 23 октября 2017. 24 октября 2017 года.
  100. Caputo, Joseph (2009-05-19). . smithsonian.com (англ.) . Smithsonian Institution . из оригинала 1 сентября 2018 . Дата обращения: 31 августа 2018 . {{ cite news }} : Указан более чем один параметр |accessdate= and |access-date= ( справка )
  101. NASA . . National Aeronautics and Space Administration (2000). Дата обращения: 28 ноября 2007. 26 марта 2015 года.
  102. . Space.com (16 июля 2010). Дата обращения: 29 июля 2010. 23 июля 2010 года.
  103. Atkinson, Nancy NBC News. Дата обращения: 7 марта 2014. 19 марта 2014 года.
  104. Palis, Courteney . The Huffington Post. Дата обращения: 17 марта 2014. 19 марта 2014 года.
  105. Wright, James W. (2018-03-26). . Popular Science (англ.) . . из оригинала 21 января 2020 . Дата обращения: 31 августа 2018 . {{ cite news }} : Указан более чем один параметр |accessdate= and |access-date= ( справка )
  106. . . U.S. Navy (2017). — «"Visitors to Independence's pilot-house see many resemblances to the bridge of the Starship Enterprise..."». Дата обращения: 24 октября 2017. 7 октября 2017 года.
  107. Griffin. . Global Futurist (7 октября 2016). — «"The SMC looks like a miniature version of a war room at the Pentagon and works in a similar fashion to the bridge seen on Star Trek."». Дата обращения: 17 октября 2016.
  108. Locke, Charley (2016-12-07). . Wired (англ.) . Condé Nast Publications . из оригинала 15 сентября 2018 . Дата обращения: 25 августа 2018 . {{ cite news }} : Указан более чем один параметр |accessdate= and |access-date= ( справка )
  109. , p. 7.
  110. , p. 7—8.
  111. Whitley, Jared (2015-01-26). . TrekMovie.com (англ.) . из оригинала 19 ноября 2018 . Дата обращения: 27 августа 2018 . {{ cite news }} : Указан более чем один параметр |accessdate= and |access-date= ( справка )
  112. Paul, Richard (2016-04-13). . (англ.) . из оригинала 19 сентября 2018 . Дата обращения: 24 августа 2018 . {{ cite news }} : Указан более чем один параметр |accessdate= and |access-date= ( справка )
  113. , p. 12.
  114. Boyle, Alan (2016-03-09). . (англ.) . из оригинала 10 марта 2016 . Дата обращения: 8 сентября 2018 . {{ cite news }} : Указан более чем один параметр |accessdate= and |access-date= ( справка )
  115. Ryan, Joel (2006-05-19). . (англ.) . из оригинала 6 ноября 2018 . Дата обращения: 31 августа 2018 . {{ cite news }} : Указан более чем один параметр |accessdate= and |access-date= ( справка )
  116. . Дата обращения: 29 июля 2010. 2 июля 2010 года.
  117. , p. 8.
  118. . United States Postal Service (2 сентября 2016). Дата обращения: 9 сентября 2018. 9 сентября 2018 года.
  119. Kelly, Scott. Star Trek The Collectibles. — Iola, WI: Krause Publications , 2008. — С. 169.

Литература

  • Eaglemoss. U.S.S. Enterprise NCC-1701 Refit. — Eaglemoss Productions Ltd., 2013.
  • (англ.) . . — Google Books. — (англ.) , 1995. — ISBN 978-1-439-10855-0 .
  • Robinson, Ben; Riley, Marcus. Designing Starships: The Enterprises and Beyond, Volume 1 (англ.) . — Eaglemoss Productions, 2016. — ISBN 9781858754239 .
  • (англ.) ; Gene Roddenberry . The Making of Star Trek: The Motion Picture (англ.) . — New York: (англ.) , 1980. — ISBN 0-671-25181-3 .
  • Weitekamp, Margaret A. Two Enterprises: Star Trek's Iconic Starship As Studio Model and Celebrity (англ.) . — 2016. — doi : .
  • Vaz, Mark Cotta. . — (англ.) , 2009. — ISBN 9781848566200 .
  • Whitfield, Stephen; Gene Roddenberry . . — New York: (англ.) , 1968. — ISBN 0-345-31554-5 .

Ссылки

Источник —

Same as USS Энтерпрайз (NCC-1701)