Аллен, Гораций
- 1 year ago
- 0
- 0
Публий Гораций Коклес ( лат. Publius Horatius Cocles ) — полулегендарный древнеримский герой, якобы живший в конце VI века до н. э. и защитивший римский Свайный мост во время войны с царём этрусков Порсеной .
Наиболее полное изложение подвига Горация Коклеса привёл Плутарх в « Сравнительных жизнеописаниях ». Царь этрусков Ларс Порсена в 509 году до н. э. с большим войском подошёл к стенам Рима. В решающий момент сражения римляне, не выдержав натиска врага, отступили, оставив позади себя единственный свайный мост через реку Тибр . «Но Гораций Коклес и ещё двое прославленных мужей, Германий и Ларций, первыми оказали сопротивление подле моста. Гораций получил прозвище Коклеса, — писал Плутарх, —потеряв на войне один глаз. Другие утверждают, будто он был до того курнос, что между глазами почти не оставалось промежутка, а брови у него срослись, и народ, желая назвать его „Киклопом“, но плохо выговаривая это слово… превратился в Коклеса» . «Итак, стоя перед мостом, Гораций Коклес один сдерживал врага до тех пор, пока его товарищи не сломали мост у него за спиной. Тогда он, как был, в полном вооружении, бросился в реку, переплыл её и выбрался на противоположный высокий берег…» .
Историк Тит Ливий , описывая этот эпизод, называет Горация «оплотом и счастьем города Рима». Стоя на мосту, «грозный, свирепо обводя взглядом знатнейших этрусков, он то вызывает их поодиночке на бой, то громко бранит всех разом», называя их «рабами надменных царей» . В этом отрывке Тит Ливий подчеркивает преимущество свободных граждан Рима перед рабской психологией этрусков, а образ Горация Коклеса становится воплощением главных римских добродетелей: доблести, гордости, готовности к самопожертвованию ради свободы своих граждан. Когда мост за его спиной был сломан, Гораций Коклес воскликнул: «„Отец Тиберин! Тебя смиренно молю: благосклонно прими это оружие и этого воина!“ — и как был, в доспехах, бросился в Тибр. Невредимый, под градом стрел, переплыл он к своим — таков был его подвиг… Ему поставили статую на Комиции, а земли дали столько, сколько можно опахать плугом за один день» .
По другим источникам Гораций Коклес погиб в волнах Тибра (Полибий, VI, 55, 1—4) или был ранен (Дионисий Галикарнасский, V, 23—25).
Статуя на Комиции — месте на Форуме , отведённом для народных собраний, — представляла собой не портрет , а изображение бога Вулкана . Первая портретная статуя в честь умершего человека появилась в Греции только в 509 г. до н. э. Тиберин — царь, именем которого названа река Тибр. Спустя время статую Вулкана перенесли с Комиция на «площадь Вулкана», находившуюся напротив свайного моста .
Историки видят очевидное сходство между легендой о Горации Коклесе и легенде о Горациях и Куриациях . В обоих случаях три римлянина выступают в качестве спасителей Рима в критический момент, и только один из них в итоге спасается. В одном случае место действия — сухопутная граница, в другом — река, обозначающая границу римской территории. Британский исследователь Э. Паис считал происхождение легенды в культе Вулкана и идентифицирует Коклеса («одноглазого») с одним из циклопов, которые в мифологии были связаны с Гефестом и позднее с Вулканом. Он также приходит к заключению, что статуя Коклеса была в действительности статуей Вулкана, являвшегося одним из самых древних римских богов и, фактически, божеством-защитником государства, поэтому его могли спутать с героем, который спас отечество. Паис также предполагал, что эта легенда явилась результатом некоторой религиозной церемонии: возможно, практика бросания набитых фигур, называемых аргеи , в Тибр с Саблициуса в иды мая. Род Горациев , который был связан с культом Юпитера Вулкана , играл значительную роль в древнеримской истории, что, возможно, объясняет приписывание имени «Гораций» Вулкану-Коклесу .
T. Дж. Корнелл считал подобные рассказы, придуманными «недобросовестными летописцами», «спасающими лицо победами сразу же после поражений», настаивая на том, что «летописцев первого века до нашей эры следует рассматривать в основном в качестве художников слова …» .
Историю мужества и воинской доблести Горация Коклеса изображали художники эпохи Возрождения и классицизма .
Известно, что Наполеон Бонапарт , после сражения на мосту Клаузен (Klauzen) в Австрийских Альпах 24 февраля 1797 года, прозвал командующего кавалерией генерала Тома-Александра Дюма , который в одиночку остановил австрийский эскадрон, «Горацием Коклесом из Тироля».
История «Горация у моста» пересказывается в стихотворении «Гораций» в книге «Песни Древнего Рима» (Lays of Ancient Rome, 1842) Т. Б. Маколея . Книга пользовалась большой популярностью в конце девятнадцатого и начале двадцатого веков . Уинстон Черчилль писал, что, хотя он и «застревал в низшей школе» в Харроу, но получил приз, прочитав все «двенадцать сотен строк» из «Горация».
В популярной песне ирландских повстанцев «A Nation Once Again», написанной в начале-середине 1840-х годов Томасом Осборном Дэвисом, первая строфа посвящена героизму «древних свободных людей, за Грецию и Рим, которые храбро стояли, триста человек и три человека» (имеются ввиду триста спартанцев при Фермопилах и трое защитников моста через Тибр).
В кинофильме « Обливион » 2013 года главный герой читает «Горация» Маколея, а затем цитирует стихотворение:
«И смерти нет почётней той,
Что ты принять готов
За кости пращуров своих
За храм своих богов»