Царь Омашу
- 1 year ago
- 0
- 0
Диомед ( др.-греч. Διομήδης ) — персонаж древнегреческой мифологии , сын бога войны Ареса и царь фракийского племени . Владел конями-людоедами , которым скармливал чужеземцев. Микенский царь Еврисфей поручил Гераклу привести этих лошадей к его двору. Существует несколько версий мифа о том, каким образом Геракл совершил свой восьмой подвиг и заполучил коней Диомеда; по самой распространённой из них, Геракл победил Диомеда в бою и отдал его тело на съедение лошадям.
В античную эпоху изображения Диомеда хранились в ряде культовых мест Эллады. В науке существует гипотеза об изначальном тождестве Диомеда Фракийского с Диомедом Тидидом , царём Аргоса .
Согласно Псевдо-Аполлодору , Диодору Сицилийскому и Псевдо-Гигину , Диомед был сыном бога войны Ареса и Кирены — дочери царя лапифов Гипсея или речного бога Пенея , которая по наиболее популярной версии мифа родила ещё и Аристея от Аполлона . Помпоний Мела сообщает, что у Диомеда была сестра, именем которой был назван основанный царём город Абдеры (другая версия мифа называет эпонимом Абдера , а основателем Геракла ). Диомед правил воинственным племенем бистонов во Фракии . В его конюшнях жили четыре свирепых коня — Подарг, Лампон, Ксанф и Дин , привязанные к стойлу медными цепями. Питались эти кони мясом чужеземцев, которым не посчастливилось попасть во владения Диомеда .
Античные авторы упоминают Диомеда почти исключительно в связи с восьмым подвигом Геракла . Царь Микен Еврисфей дал Гераклу задание привести этих коней к нему; тот вместе с добровольцами отплыл во Фракию. Дальнейшие события описываются по-разному. Согласно Еврипиду , Геракл нашёл коней в поле, обуздал их и привёл в Микены . Псевдо-Аполлодор пишет, что Геракл перебил охранников конюшен и повёл коней к кораблю, но Диомед с войском пустился в погоню. Произошло сражение, в котором бистоны были разбиты, а их царь погиб . По данным Диодора Сицилийского, Диомед попал в сражении в плен и был скормлен собственным лошадям . Наконец, Страбон сообщает, что Геракл, убедившись в численном превосходстве бистонов, нашёл другой способ борьбы. Народ Диомеда жил на равнине вокруг города , находящейся ниже уровня моря; Геракл прокопал канал, и морская вода затопила земли бистонов, так что на месте равнины образовалось Бистонское озеро . После этого фракийцы были разбиты .
Античные писатели пытались найти историческую подоплёку внешне невероятных мифологических историй. Согласно версии Палефата , Диомед так заботился о своих конях, что растратил всё имущество на их пропитание; тогда близкие к нему люди и назвали этих лошадей «людоедами» . В комедии Аристофана « Женщины в народном собрании » встречается понятие «Диомедово насилие» — насилие женщины по отношению к мужчине . Схолиасты в связи с этим пишут, что кони Диомеда — это на самом деле его дочери, которые по приказу отца с помощью любовных утех доводили мужчин до смерти .
Дворец Диомеда у Бистонского озера, называвшийся «Картеро Коме» («крепкое селение») показывали путникам ещё во времена Страбона .
Существует предположение о том, что на раннем этапе Диомед Фракийский и царь Аргоса из династии Биантидов Диомед Тидид были одним мифологическим персонажем, который впоследствии разделился на два. Это обосновывается, помимо тождества имён, тем фактом, что оба Диомеда связаны с конскими культами и человеческими жертвоприношениями. Согласно другим гипотезам, Диомед изначально был богом и со временем превратился в героя или считался царём зимы и бури, с которыми у греков отождествлялась Фракия. При этом в эпизоде с основанием города Абдеры этот варварский царь выступает как типичный носитель эллинской культуры .
Миф о Диомеде стал довольно популярной темой в античном изобразительном искусстве. Этот сюжет разрабатывал из Магнесии в рельефе на троне Аполлона в Амиклах (VI век до н. э.); в храме Зевса в Олимпии над передними дверями была изображена расправа Геракла над Диомедом (V век до н. э.); в храме Геракла в Фивах Пракситель изобразил «большинство подвигов Геракла» , в том числе, по-видимому, и восьмой подвиг (IV век до н. э.) . Страбон упоминает произведение Лисиппа «Подвиги Геракла», хранившееся в акарнанской «в запустении», но увезённое одним из римских полководцев в Рим . Ещё одно изображение Диомеда существовало в Тесейоне в Афинах , на одной из метоп по восточной стороне .
В европейском изобразительном искусстве Нового времени нашла отображение версия мифа о том, что Диомеда съели его собственные кони. К картинам на эту тему относятся «Диомед, пожираемый своими конями» Гюстава Моро (1865—1870 годы) , «Диомед, убитый Геркулесом и поедаемый конями» Жана-Батиста-Мари Пьера (1752 год) и другие.