Interested Article - Иксион

Иксио́н ( др.-греч. Ἰξίων , Ἰξίονος ; лат. Ixion ) — персонаж древнегреческой мифологии , сын Флегия (по наиболее распространённой версии), царь фессалийских племён лапифов и . Отличался дерзостью и нечестивостью, первым из людей согласно древнегреческим мифам убил родственника. Зевс даровал Иксиону очищение и допустил на пиры богов на Олимпе , но там герой продемонстрировал свои неблагодарность и несдержанность. Иксион почувствовал страсть по отношению к жене Зевса Гере . Тогда при попустительстве Зевса был создан образ Геры из богини туч Нефелы , который и предоставили Иксиону. После того как Иксион начал хвастаться перед людьми, что имел любовную связь с женой самого Зевса, боги его покарали: Иксиона привязали к вечно крутящемуся колесу, которое, по разным вариантам мифа, пустили по поднебесью или отправили в подземное царство. В ряде античных источников Иксиона называют отцом или более отдалённым предком кентавров . Его сыном был друг Тесея Пирифой .

Миф об Иксионе стал источником сюжетов для пьес Эсхила , Софокла и Еврипида (сохранились только небольшие фрагменты), для произведений живописи античности и Нового времени . В XX веке Иннокентий Анненский написал трагедию «Царь Иксион». В науке существуют гипотезы, что в религии доархаического периода Иксион был одним из божеств, олицетворявших Солнце.

Мифы

Происхождение

Большинство источников называет отцом Иксиона Флегия — сына бога войны Ареса и эпонима , которое жило в Фессалии и Беотии . При этом у Страбона Иксион — брат Флегия . В альтернативных генеалогиях отцами героя оказываются Айтон, Пейсион, внук Лапифа Антион , Леонтей , Арес и даже верховный бог Зевс . По данным Диодора Сицилийского , матерью Иксиона была Перимела , дочь Амифаона из рода Эолидов . Дочерью Флегия и, соответственно, сестрой Иксиона по наиболее популярной версии мифа была Коронида , возлюбленная Аполлона и мать Асклепия .

Жизнь и кара богов

После смерти Флегия Иксион стал царём флегиев и лапифов , обитавших в северной части Фессалии — в районе гор Пелион и Осса , городов , Лариса и , в долине реки Пеней . Столица находилась в Ларисе . Во время правления воевал с , которых подчинил своей власти. Иксион женился на Дие , дочери Деионея , Гесионея или Эонея (об этом герое больше ничего не известно ), причём пообещал тестю богатый свадебный дар, но так ничего и не отдал. Поэтому отец Дии взял у Иксиона в залог коней. Тот пригласил тестя к себе в гости, «пообещав слушаться его во всём», и столкнул в огненную яму, прикрытую сверху досками . Это было первое убийство члена семьи — преступление столь тяжкое, что и боги, и люди отказали убийце в очищении. Иксиона постигло безумие .

Зевс сжалился над Иксионом, провёл очищение и даже допустил на Олимп на трапезы богов . Там герой влюбился в жену верховного бога Геру . Тогда Зевс создал из тучи Нефелы призрак, похожий на Геру, либо по другой версии Гера по приказу своего мужа отправила к Иксиону Нефелу, с которой он и возлёг .

Существует две версии относительно того, когда Иксиона постигла кара богов. По одной версии, это произошло, как только Зевс удостоверился в порочных замыслах Иксиона по отношению к его жене ; по другой, героя наказали не за то, что он возжелал богиню и жену верховного бога, а за похвальбу перед людьми своей любовной связью . В античной литературе присутствует масса вариантов мифа. В наиболее ранней литературной фиксации мифа у Пиндара бессмертного Иксиона прикрепили к вечно крутящемуся крылатому колесу и заставили постоянно кричать смертным «Кроткою мздою воздавай благодетелю!» . В других вариантах мифа его распяли на колесе , причём сделал это лично бог кузнечного мастерства Гефест . В некоторых версиях колесо огненное и увитое змеями , которое ветры понесли по поднебесью , либо в подземном царстве .

В эпизоде « Георгик » Вергилия, где описано посещение легендарным музыкантом Орфеем Аида , колесо Иксиона остановилось под воздействием прекрасного пения .

По альтернативной версии мифа Иксион вместе с сыном Пирифоем испытывает « танталовы муки »: он лежит на праздничном ложе под вот-вот готовым упасть камнем рядом со столами с едой, до которой не может дотянуться .

Потомство

Дия родила Иксиону сына Пирифоя и дочь Фисадию . По мнению антиковеда Ульриха фон Виламовиц-Мёллендорфа , последнюю следует отождествить с Клименой , которую захватили в плен Диоскуры и отдали в услужение своей сестре Елене . Климена сопровождала свою госпожу в Трою и после падения города досталась в качестве военной добычи Акаманту .

Пирифой, сын Иксиона по одной версии , по другой — Зевса наследовал царство своего отца или отчима в Фессалии .

Сыновьями Иксиона и Нефелы либо Иксионидами некоторые античные авторы называют всех кентавров без указания их количества и имён. По отдельности к сыновьям Иксиона причисляют кентавров , Несса , Хирона (по альтернативной версии сына Кроноса ), прародителя всех полулюдей-полулошадей по имени . Последний, по данным Пиндара, смешался с магнесийскими кобылицами, которые и произвели на свет полчище существ с нижней частью от матерей, а верхней — от отца .

Попытки рационального трактования мифа

Позднеантичные писатели пытались найти историческую подоплёку внешне невероятных историй о Пирифое. Так, по одной из версий Иксион пообещал большую награду тем, кто истребит одичавшее стадо быков на горе Пелион . Юноши из деревни Туча приручили лошадей и истребили быков. Именно их и назвали кентаврами. Впоследствии их пригласили на пир, где они перепились и начали бесчинствовать. Это стало причиной войны между «кентаврами» и жителями Ларисы, называемых лапифами. Люди стали говорить, что на них нападают кентавры из Тучи. Впоследствии история трансформировалась в миф о рождении из тучи на горе существ, в которых соединились конь и человек .

Согласно в изложении Фульгенция Мифографа , Иксион для сохранения своей власти собрал сотню вооружённых всадников, которых прозвали «кентаврами». Позже его свергли и приговорили к колесованию , чтобы показать, что тот, кто стремится к власти путём насилия, будет низвергнут подобно тому, как верхняя точка колеса становится нижней .

В культуре

Античность

Миф об Иксионе достаточно поздно стал предметом интереса античных писателей: о преступлениях этого героя нет ни слова в поэмах Гомера и Гесиода , и разработка сюжета начинается только у Пиндара , жившего в VI веке до н. э. Иксиона считали воплощением вероломства и нечестивости, но в то же время отдавали должное его дерзости, а рассказы о постигшей его каре, по мнению Иннокентия Анненского , должны были поражать воображение древних греков. Поэтому начиная с V века до н. э. Иксион не раз становился главным героем трагедий (по словам Аристотеля , этот сюжетный материал подходил для «трагедии патетической» ). Эсхил написал о нём в одноимённой пьесе (фрг. 90—91 Радт) и в трагедии « Перребиянки » (фрг. 184—186 Радт), а может быть, даже посвятил Иксиону целую трилогию . Трагедии под названием «Иксион» принадлежали перу Софокла , Еврипида , , Каллистрата и неизвестного автора, а посвятил этому сюжету комедию. Тексты всех этих произведений утрачены почти полностью. Сохранился относительно большой фрагмент пьесы Еврипида :

В антиковедении существует гипотеза, что Еврипид изобразил Иксиона как софиста, ставящего под сомнение основные этические постулаты. Действие «Иксиона» Эсхила, согласно ещё одному предположению, включало только убийство заглавным героем тестя и заканчивалось на очищении, дарованном Зевсом .

В античном изобразительном искусстве сюжеты, связанные с Иксионом, встречаются в вазописи, на фресках в Помпеях и в скульптуре. Первыми сохранившимися изображениями Иксиона, согласно А. Б. Куку , являются гемма V века до н. э., на которой обнажённый герой помещён в колесо, и канфар . На последнем изображены Гера на троне, Арес и Гермес , держащие с двух сторон Иксиона за руки, а также Афина , которая катит колесо с четырьмя спицами и крылышками . На апулийской амфоре колесо с Иксионом явно находится в поднебесье, так как там же изображены Зевс и богиня радуги Ирида . Кампанская амфора из Кум отображает представление о том, что Иксиона к колесу привязывают змеи ; это колесо висит в воздухе, и его поддерживают две крылатые женские фигуры . На фреске из Помпей колесо с Иксионом помещено на задний план, а на переднем плане олимпийские боги, задействованные в данном мифе . Этрусское зеркало с соответствующими изображениями свидетельствует о том, что миф был распространён не только в античных Греции и Риме, но и в Этрурии . В эпоху владычества Рима миф нашёл отображение на нескольких саркофагах. На сохранившихся изображениях представлен миф об Иксионе совместно с преданиями о вечных муках других персонажей, которые прогневили богов .

Древние греки видели в созвездии Коленопреклонённого изображение Иксиона .

Античная гемма с Иксионом V века до н. э.
Изображение на античной кампанской амфоре
Изображение на этрусском зеркале
Фрагмент саркофага II века до н. э
Сизиф, Иксион и Тантал на античном римском саркофаге

Новое и Новейшее время

В европейской литературе к сюжету мифа об Иксионе почти никто не обращался. Возможно, единственным исключением стала трагедия русского поэта и переводчика Еврипида Иннокентия Анненского « », написанная в 1902 году . Она рассказывает о втором преступлении заглавного героя, связанном с Нефелой; автор, по его собственным словам, модернизировал миф с точки зрения психологии и специально допускал анахронизмы, поскольку они помогали убрать границы между античной эпохой и современностью . В начале пьесы Иксион охарактеризован как человек, который «ещё очень молод, но выглядит почти стариком, бледный, небритый, больной, оборванный» .

О сын Флегия, деспот Иксион —
Тот муж, что был рожден сограждан выше
(Неправеден и волей и умом),
Теперь друзьям и городу — чума.
Ты высшее, что смертные свершили,
Старайся превзойти, — ни власть царей,
Ни пышный дом без муки не даются.
Приобрети хвалу за справедливость
И делай все, что прибыльно потом.
То враг, но чту я больше справедливость.

Иннокентий Анненский. Царь Иксион (вместо предисловия).

В поэме Джорда Байрона « Дон Жуан » присутствует аллегорическое сравнение страданий Иксиона с бесцельным и бесполезным трудом британского политика Р. С. Каслри :

Трудяся годы,
Ты не достиг почтенья у людей.
С тобою Иксиона жернов сходен:
Твой вечный труд бесцелен и бесплоден.

В живописи к сюжету об Иксионе обращались Гвидо Рени , Хосе де Рибера , Питер Пауль Рубенс , Корнелис Корнелиссен , , Жюль Эли Делоне и другие мастера живописи Нового времени. Тициан по заказу Марии Австрийской создал четыре картины, на которых отображены страдания древнегреческих мифологических персонажей за преступления против богов — Тития , Сизифа , Тантала и Иксиона. Картина с Иксионом до наших дней не сохранилась . Схожий по сути цикл гравюр «Четверо наказанных» был создан нидерландским художником Хендриком Гольциусом . Эти персонажи были выбраны не произвольно, а исходя из совместного описания их мучений Овидием в Метаморфозах .

В XVII—XVIII веках были созданы связанные с мифами об Иксионе оперы , , И. А. Хассе и других композиторов

«Иксион и Нефела». П. Рубенс
1615 год. Лувр
«Иксион». Хосе де Рибера
1632 год. Прадо
«Пытки Иксиона».
XVII век. Художественный музей Понсе
«Иксион в подземном мире». Жюль Эли Делоне
1876 год. Музей изящных искусств в Нанте

Иксион стал эпонимом одного из крупнейших плутино пояса Койпера .

Толкование мифа в науке

Некоторые исследователи считают, что в мифах нашло отражение мифологическое прошлое Иксиона, как солярного божества племён доархаической Греции . По мнению М. Л. Гаспарова , «казнь Иксиона символична: он распят на колесе, как приворотная птица- вертишейка при любовном чародействе» . Образ огненного колеса, к которому привязан Иксион, некоторые исследователи склонны связывать с перемещающимся по небосводу солнечным диском . Профессор Кембриджского университета , историк религии А. Б. Кук сделал предположение, что первоначально разные виды казни и телесных наказаний были своего рода жертвоприношениями богам; колесование «людей-иксионов» могло быть принесением жертвы Солнцу .

Примечания

  1. , IX, 5, 21.
  2. , с. 112.
  3. , IV, 69, 3.
  4. .
  5. , s. 1573.
  6. .
  7. // Реальный словарь классических древностей / авт.-сост. Ф. Любкер ; Под редакцией членов Общества классической филологии и педагогики Ф. Гельбке , Л. Георгиевского , Ф. Зелинского , В. Канского , М. Куторги и П. Никитина . — СПб. , 1885.
  8. , Лапифы.
  9. , s. 116.
  10. , VII, фрагмент 14.
  11. , О невероятном, I.
  12. , IV, 69, прим.
  13. , IV, 69, 4.
  14. , с. 415.
  15. , Эвмениды 441, 718, с. 184.
  16. , Иксион, с. 415.
  17. , Мифы, 62.
  18. , 6. Гера и Зевс.
  19. , p. 198.
  20. , Пифийские песни. II, 20—25.
  21. , Ибис, 176.
  22. , Геракл 1296—1297.
  23. , Георгики, III, 38—39.
  24. , Эпитома I, 20.
  25. , Георгики, IV, 484.
  26. , S. 522.
  27. , Энеида, VI, 601—606.
  28. , с. 232.
  29. // Реальный словарь классических древностей / авт.-сост. Ф. Любкер ; Под редакцией членов Общества классической филологии и педагогики Ф. Гельбке , Л. Георгиевского , Ф. Зелинского , В. Канского , М. Куторги и П. Никитина . — СПб. , 1885.
  30. , с. 190.
  31. , I, 8, 2.
  32. , Илиада, II, 741; XIV, 312—313.
  33. , Мифы, 155.
  34. , Пирифой, с. 808—809.
  35. , Метаморфозы, XII, 504.
  36. , Фарсалия, VI, 386.
  37. , Abas.
  38. , Пифийские песни II, 21—48.
  39. , Кентавры, с. 523.
  40. , s. 1573—1574.
  41. , 14. The Fable of Ixion, p. 79—80.
  42. , Поэтика, 18.
  43. , Мифы, 62, прим.
  44. .
  45. , p. 199—200.
  46. , p. 200—201.
  47. , p. 202.
  48. , p. 202—204.
  49. , p. 204.
  50. , p. 204—205.
  51. , Астрономия, II, 6, 4.
  52. , с. 598.
  53. , Царь Иксион.
  54. Байрон. Дон Жуан. Посвящение 12—13
  55. , S. 616.
  56. Голциус, Хендрик. . официальный сайт Государственного Эрмитажа . Дата обращения: 4 сентября 2019.
  57. , Метаморфозы, IV, 456—460.
  58. , S. 663.
  59. Schmadel L. (2007). «(28978) Ixion». Dictionary of Minor Planet Names – (28978) Ixion
  60. , Примечания М. Л. Гаспарова, с. 420.
  61. , Ixion.
  62. , p. 211.

Источники и литература

Источники

  1. Марк Анней Лукан . Фарсалия. — М. : Ладомир, 1993. — 352 с. — (Литературные памятники). — ISBN 5-86218-056-7 .
  2. Псевдо-Аполлодор . / Перевод, заключительная статья, примечания, указатель В. Г. Боруховича. — Л. : Наука, 1972.
  3. Аристотель . . Дата обращения: 4 октября 2019.
  4. Публий Вергилий Марон . . — М. : Художественная литература , 1979.
  5. Гай Юлий Гигин . Астрономия / перевод с латинского и комментарии А. И. Рубана. — СПб. : Алетейя, 1997. — ISBN 5-89329-017-8 .
  6. Псевдо-Гигин . / Перевод с латинского, комментарий Д. О. Торшилова под общей редакцией А. А. Тахо-Годи . — СПб. : Алетейя, 2000. — 360 с. — ISBN 5-89329-198-0 .
  7. Гомер . Илиада / пер. Н. И. Гнедича . Изд. подг. А. И. Зайцев . — Л. : Наука, 1990.
  8. Диодор Сицилийский . / Перевод, статья, комментарии и указатель О. П. Цыбенко.. — М. : Лабиринт, 2000.
  9. Еврипид . Трагедии в 2 томах / перевод И. Ф. Анненского. — Ладомир, 1999. — ISBN 5-86218-157-1 .
  10. Лукиан Самосатский . . — СПб. : Алетейя, 2001. — Т. 1. — 479 с. — ISBN 5-89329-314-2 .
  11. Публий Овидий Назон . / Перевод с латинского С. В. Шервинского. Примечания Ф. А. Петровского.. — М. : Художественная литература, 1977.
  12. Публий Овидий Назон . / Перевод и комментарии М. Л. Гаспарова. — М. : Наука, 1978.
  13. Палефат . / пер. с др.-греч., вст. ст. и комм. В. Н. Ярхо // Вестник древней истории : журнал. — М. : Наука, 1988. — № 3.
  14. Пиндар . Вакхилид . / издание подготовил М. Л. Гаспаров.. — М. : Наука, 1980. — 503 с.
  15. Страбон . / Перевод, статья и комментарии Г. А. Стратановского под общей редакцией профессора С. Л. Утченко.. — М. : Ладомир, 1994.
  16. Эсхил. / в переводе Вячеслава Иванова. — М. : Наука, 1989.
  17. Fulgentius the Myphographer (англ.) / Translated from the Latin, with Introductions, by Leslie Georg Whitbread. — Ohio State University Press, 1971. — ISBN 0-8142-0162-8 .

Литература

  1. Анненский А. . Дата обращения: 4 октября 2019.
  2. Гаспаров М. Еврипид Иннокентия Анненского // Еврипид. Трагедии. Т. 2. — М. : Наука, 1999. — С. 591—600.
  3. Грабарь-Пассек М. Античные сюжеты и формы в западноевропейской литературе. — М. : Наука, 1966. — 318 с.
  4. Грейвс Р. Мифы Древней Греции. — М. : Прогресс , 1992. — 624 с. — ISBN 5-01-001587-0 .
  5. Зайцев А. «Гимн Диоскурам» Алкмана и его эпические источники // Исследования по древнегреческой и индоевропейской поэзии. — СПб. : Издательство Санкт-Петербургского государственного университета, 2006. — 350 с. — ISBN 5-8465-0493-0 .
  6. // Реальный словарь классических древностей / авт.-сост. Ф. Любкер ; Под редакцией членов Общества классической филологии и педагогики Ф. Гельбке , Л. Георгиевского , Ф. Зелинского , В. Канского , М. Куторги и П. Никитина . — СПб. , 1885.
  7. Лосев А. // Мифы народов мира. — 1988. — Т. 2 . — С. 38 .
  8. Тахо-Годи А. // Мифы народов мира. — 1987. — Т. 1 . — С. 638—639 .
  9. Ярхо В. // Мифы народов мира / Главный редактор Токарев С. . — М. : Советская энциклопедия , 1990. — С. 415.
  10. Cook A. // (англ.) . — Cambridge: University Press, 1914. — Vol. I.
  11. Fontenrose J. Peiriphoos 1 : [ нем. ] // Paulys Realencyclopädie der classischen Altertumswissenschaft . — 1937. — Bd. XIX, 1. — Kol. 115—139.
  12. Lackeit. Koronis 1 : [ нем. ] // Paulys Realencyclopädie der classischen Altertumswissenschaft . — 1922. — Bd. XI. — Kol. 1431—1434.
  13. Moog-Grünewald M. Mythenrezeption. Die antike Mythologie in Literatur, Musik und Kunst von den Anfängen bis zur Gegenwart (нем.) . — Stuttgart • Weimar: Verlag J. B. Metzler, 2008. — ISBN 978-3-476-00080-4 .
  14. Roscher. // (нем.) / Roscher Wilhelm Heinrich. — Leipzig: Druck und Verlag von B. G. Teubner, 1884—1890. — Bd. I.
  15. Waser. Ixion 1 // Paulys Realencyclopädie der classischen Altertumswissenschaft . — 1919. — Bd. X, 2. — Kol. 1573—1583.
  16. Weizsäcker. // (нем.) / Roscher Wilhelm Heinrich. — Leipzig: Druck und Verlag von B. G. Teubner, 1890—1894. — Bd. II.
Источник —

Same as Иксион