Interested Article - Соджорнер Трут

Со́джорнер Трут ( англ. Sojourner Truth , ['soʊdʒɜrnər truθ] ; 1797 год , Сварткилл, штат Нью-Йорк , США 26 ноября 1883 года , Бэтл-Крик, штат Мичиган , США), урождённая Изабелла Бомфри ( англ. Isabella Baumfree ), — американская аболиционистка и феминистка , рождённая в рабстве. Известна своей речью «Разве я не женщина?», произнесённой в 1851 году.

Биография

Ранние годы

Она была одной из 10 или 12 детей Джеймса и Элизабет Бомфри, рабов полковника Харденберга, имение которого находилось в местности Сварткиль, к северу от Нью-Йорка . После смерти полковника в 1806 году Изабелла перешла в собственность его сына и была продана с аукциона за 100 долларов (вместе со стадом овец) Джону Нили. В момент продажи ей было около девяти лет, и она говорила только на голландском языке . Впоследствии Трут характеризовала Нили как жестокого человека, который ежедневно насиловал и избивал её.

В 1808 году она была продана за 105 долларов владельцу таверны Мартинусу Шрайверу, который через полтора года продал её за 175 долларов Джону Дюмону . Четвёртый хозяин относился к Изабелле хорошо, однако его супруга постоянно её преследовала . Около 1815 года Изабелла вступила в отношения с рабом по имени Роберт, принадлежавшим владельцу соседней фермы. Однако его владелец не хотел, чтобы у его раба были дети, владельцем которых он не сможет стать. Роберт был избит, разлучён с Изабеллой и впоследствии умер от ран . В том же году от Роберта у неё родилась дочь. Через два года владелец заставил Изабеллу выйти замуж за раба по имени Томас, от которого у неё было ещё четверо детей, один из которых умер в раннем возрасте .

Свобода

В 1799 году в штате Нью-Йорк начался процесс законодательной отмены рабства, завершившийся лишь 4 июля 1827 года. Дюмон обещал Изабелле отпустить её на свободу за год до этого срока, если она будет хорошо и честно трудиться, однако впоследствии переменил своё решение, объясняя это тем, что её работоспособность снизилась в связи с полученной травмой руки. Она была возмущена этим решением и продолжала работать, пока не почувствовала, что исполнила свои обязательства перед владельцем, обработав 100 фунтов шерсти .

В 1826 году она ушла от владельца с новорождённой дочерью, оставив остальных детей, поскольку по закону они могли получить свободу только после двадцатилетнего возраста, отслужив в качестве слуг. Позже она говорила: «Я не сбежала, поскольку это неправильно; но я ушла, веря, что имею на это право» .

Она поселилась в доме Айзека и Марии Ван Вагенер, которые предложили Дюмону купить её услуги за тот год, что оставался до вступления в силу закона об освобождении рабов. Дюмон согласился, получив за это 20 долларов .

Позже Изабелла узнала, что Дюмон незаконно продал её пятилетнего сына Питера в Алабаму . С помощью Айзека и Марии Ван Вагенер она подала иск в суд и после нескольких месяцев судебного производства вернула сына, которого эксплуатировал новый хозяин . Таким образом, Трут стала первой чернокожей женщиной, выигравшей в суде дело против белого мужчины .

Живя в доме Айзека и Марии Ван Вагенер, она стала набожной христианкой. В 1829 году вместе с сыном она переехала в Нью-Йорк, где служила домработницей у евангелиста Элайджи Пирсона. В 1832 году она ушла работать к Роберту Меттьюзу. После смерти Элайджи Пирсона Изабелла и Роберт Меттьюз были обвинены в его отравлении, однако позже оправданы , после чего Меттьюз уехал на запад.

В 1839 году сын Изабеллы Питер устроился на работу на китобойное судно и ушёл в длительное плавание. В 1840 и 1841 годах она получила от него три письма, хотя в последнем он писал, что отправил пять. Когда судно вернулось в порт в 1842 году, Питера на нём не было, и о его дальнейшей судьбе ничего не известно .

Общественная деятельность

1843 год стал поворотным моментом для Бомфри. Она приняла методизм , а 1 июня сменила имя на Соджорнер Трут ( англ. Sojourner Truth ). Своим друзьям она сказала лишь одну фразу: «Дух зовет меня, и я должна идти» — а потом ушла, чтобы отправиться в путь и проповедовать об отмене рабства в США . В то время Трут начала посещать собрания лагеря миллеритских адвентистов . Однако это продолжалось недолго, так как Иисус не появился, хотя они пророчили его появление, в 1843 году, а затем и в 1844 году. Как и многие другие разочарованные в адвентизме , Трут на некоторое время отдалилась от своих друзей, которые придерживались этого религиозного движения.

В 1844 году она вступила в в Нортгемптоне , штат Массачусетс . Основанная аболиционистами , организация поддерживала права женщин и религиозную терпимость , а также пацифизм . Участники ассоциации вели хозяйство на территории примерно 2 км², разводя скот, а также эксплуатируя лесопилку и фабрику по производству ткани. Там Трут познакомилась с Уильямом Ллойдом Гаррисоном и Фредериком Дугласом . Всего за четыре с половиной года в ней состояло 240 членов, хотя не более 120 единовременно. В 1846 году организация распалась, не в состоянии обеспечить себя .

Неужели я не женщина и не сестра?

Трут начала рассказывать свои воспоминания о жизни вне свободы своей подруге Олив Гилберт, и в 1850 году Уильям Ллойд Гаррисон в частном порядке опубликовал свою книгу «Повесть о Соджорнер Трут, северной рабыне» (англ. The Narrative of Sojourner Truth: a Northern Slave). В том же году она купила дом в месте, которое станет деревней , за 300 долларов и выступала на первом в Вустере . В следующем году Трут покинула Нортгемптон и присоединилась к известному оратору-аболиционисту Джорджу Томпсону. В мае 1851 года она посетила Конвенцию по правам женщин в Акроне , штат Огайо, где произнесла свою знаменитую речь «Разве я не женщина?». Слоган, вынесенный в название речи, позаимствован с одного из наиболее известных аболиционистских плакатов, изображающих коленопреклонённую чернокожую женщину, вопрошающую: «Неужели я не женщина и не сестра?» .

В 1854 году из выручки от продаж повести и картинок с её подписью «Я продаю тень, чтобы поддержать дело» она выплатила ипотеку , которую брал её друг из общины Сэмюэль Хилл.

В течение следующего десятилетия Трут выступала перед десятками, возможно сотнями, аудиторий. В 1851—1853 годах она работала в штате Огайо с Мариусом Робинсоном, редактором аболиционистского издания «Anti-Slavery Bugle» , а также путешествовала по штату со своими выступлениями. В 1853 году выступала перед собранием суфражисток Нью-Йорка. В том же году познакомилась с Гарриет Бичер-Стоу . В 1858 году одно из её выступлений было прервано человеком, который, не веря, что женщина может выступать с такими речами, заявил, что на самом деле она мужчина. В ответ на это Трут расстегнула блузку и обнажила грудь.

Поздние годы

В 1857 году Трут продала свой дом в Нортгемптоне и купила дом в штате Мичиган , к западу от , округ Калхун . Согласно переписи 1860 года, в доме проживали, помимо неё, её дочь Элизабет Бэнкс (35 лет), а также внуки Джеймс Колдуэлл (16 лет) и Сэмми Бэнкс (8 лет).

Во время Гражданской войны Трут помогала вербовать чернокожих на службу в армию северян. Её внук Джеймс был призван в 54-й Массачусетский полк . В 1864 году Соджорнер Трут жила в Вашингтоне , где работала в общественной организации, ставящей целью улучшение жизни чернокожего населения. В октябре того же года она встречалась с президентом Линкольном . В 1865 году, работая в вашингтонском госпитале, ездила в общественном транспорте с целью ускорить процесс . В 1867 году переехала в Бэтл-Крик. В следующем году путешествовала по Восточному побережью.

В 1870 году Соджорнер Трут безуспешно пыталась добиться принятия законодательства о земельных субсидиях для бывших рабов. Будучи в Вашингтоне, встречалась в Белом доме с президентом Улиссом Грантом . В 1872 году она вернулась в Бэтл-Крик и пыталась проголосовать на президентских выборах, однако не была допущена к голосованию. Выступления Трут были посвящены аболиционизму, правам женщин, тюремной реформе; она выступала против смертной казни. Не все поддерживали её взгляды, но у неё было много сторонников среди влиятельных людей того времени. Умерла Соджорнер Трут 26 ноября 1883 года в своём доме. Похоронена в Бэтл-Крик.

Примечания

  1. , , (англ.) : Women Writers from the Middle Ages to the Present — 1990. — P. 1098.
  2. Sojourner Truth // (англ.)
  3. Sojourner Truth // (нем.)
  4. Встречаются варианты транскрипции имени Сожурна , Сужурнер , Сожурне
  5. Ermolovich, D. I. (Dmitriĭ Ivanovich). . — Moskva: "Russkiĭ i︠a︡zyk", 1993. — 332 pages с. — ISBN 5-200-00608-2 , 978-5-200-00608-3.
  6. «Her brothers and sisters» // Narrative (p. 10 in the 1998 Penguin Classics edition edited by ).
  7. Sojourner Truth: A Life, A Symbol (Norton, 1996), p. 11;
  8. C. Mabee, S. Mabee Sojourner Truth: Slave, Prophet, Legend (New York University Press, 1993), p. 3.
  9. Whalin, W. Terry. Sojourner Truth. — Barbour Publishing, Inc., 1997. — ISBN 978-1-59310-629-4 .
  10. . Sojourner Truth Institute site . Дата обращения: 28 декабря 2006. Архивировано из 26 июня 2013 года.
  11. . Women in History Ohio (27 февраля 2013). Дата обращения: 10 марта 2017. 16 марта 2019 года.
  12. . On the trail of Sojourner Truth in Ulster County, New York by Corinne Nyquist Librarian, Sojourner Truth Library . Дата обращения: 6 марта 2008. 21 марта 2008 года.
  13. Washington, Margaret. . — Urbana: Illinois, 2009. — С. 39—53. — ISBN 9780252034190 . 18 апреля 2021 года.
  14. . Digital.library.upenn.edu. Дата обращения: 18 сентября 2017. 23 октября 2017 года.
  15. , Sojourner Truth: A Life, A Symbol (Norton, 1996), p. 19, and Margaret Washington, «Sojourner Truth’s America» (Illinois, 2009), 51-52.
  16. Andrew Pasquale (англ.) . David Ruggles Center for History and Education . Дата обращения: 14 февраля 2020. 7 января 2020 года.
  17. . Encyclopedia of World Biography . Advameg, Inc.. 25 июля 2019 года.
  18. . loc.gov . Дата обращения: 23 апреля 2020. 2 апреля 2019 года.
  19. Painter, Nell Irvin. . — New York, NY: W.W. Norton & Company , 1996. — С. 73. — ISBN 978-0393027396 .
  20. Cervenak, Sarah Jane. (англ.) // (англ.) : journal. — 2012. — Vol. 1 , no. 1 . — P. 68—86 . — doi : . 8 марта 2021 года.
  21. Painter, Nell Irvin. // Narrative of Sojourner Truth. — 1998.
  22. Clark, Christopher. «The Communitarian Moment: The Radical Challenge of the Northampton Association», Cornell University Press, 1995, p. 2. ISBN 0-8014-2730-4
  23. Stetson, Erlene; David, Linda. (англ.) . — (англ.) , 1994. — P. 1840. — ISBN 9780870139086 . 15 декабря 2019 года.
  24. Grigsby, Darcy Grimaldo. (англ.) . — Chicago: University of Chicago Press , 2015. — P. Chapter 5. — ISBN 9780226257389 . 8 декабря 2019 года.
  25. King, Jeannine (edited by Melvin Hill). // Existentialist Thought in African American Literature before 1940 (англ.) . — Lexington Books , 2015. — P. 26. — ISBN 9781498514811 .

Литература

Ссылки

Источник —

Same as Соджорнер Трут