Interested Article - Экоцентризм
- 2021-04-04
- 1
Экоцентризм — мировоззрение, философия, а также идеология охраны окружающей среды , рассматривающие дикую природу как самостоятельную ценность , вне зависимости от человеческих критериев пользы, и предполагающая приоритет этой ценности над целями и потребностями человечества. Экоцентризм противопоставляется антропоцентризму и связанному с ним гуманизму , а также тесно связан с натурализмом . Природа, экологическое равновесие воспринимаются как имеющие внутреннюю ценность. Сторонникам экоцентризма может быть свойственно восприятие природы как субъекта действия , имеющего собственные цели и обладающего моральными правами.
В рамках экоцентризма защита дикой природы проводится не для достижения каких-либо целей, имеющих ценность с точки зрения человечества, а ради самой природы. Таким образом, создание охраняемых природных территорий предполагает отсутствие научного, рекреационного или какого-либо другого контроля и использования этих территорий и предоставления природным процессам полной свободы.
Экоцентризм выходит за рамки собственно природоохранного движения и представляет собой ключевое понятие философии глубинной экологии .
Термины экоцентризм и биоцентризм не являются строго разграниченными. Биоцентризм может рассматриваться как полный синоним экоцентризма, а также как одно из течений в экоцентризме, наделяющее живые организмы и биосферу в общем особым приоритетом по сравнению с неживой природой, либо наделяющее особым приоритетом жизнь отдельных особей по сравнению с жизнью биологических сообществ и экосистем .
См. также
Примечания
- Мировоззренческие основания экоцентризма.
Литература
- — учебное пособие
- «Экологическая педагогика и психология» С. Д. Дерябо, В. А. Ясвин // Феникс, 1996. — 470 стр. ISBN 5-85880-117-X
- «Философия дикой природы и природоохраны» В. Е. Борейко // Киев: Киевский эколого-культурный центр, 2000. — 160 стр.
- . Патрик Кэрри // Polity, 2005. — 224 стр. ISBN 978-0-7456-2908-7
Ссылки
- // Известия Томского политехнического университета, 2005 №1
- 2021-04-04
- 1