Площадь Святого Марка
- 1 year ago
- 0
- 0
Часовая башня или Торре-делл’Оролоджо ( итал. Torre dell'orologio ) — здание в северной части площади Святого Марка в Венеции , архитектурный памятник раннего итальянского Возрождения . Одна из самых известных достопримечательностей города. Здание включает в себя башню с часами и более низкие постройки с каждой стороны. Оно примыкает к восточной оконечности . Башня и часы датируются последним десятилетием XV столетия , хотя впоследствии в часовой механизм были также внесены значительные изменения. Место для башни было выбрано так, чтобы часы были видны из вод лагуны и демонстрировали всем богатство и славу Венеции. Нижние два этажа башни создают монументальную арку, ведущую на главную улицу города, Мерчерию, которая связывает политический и религиозный центр (Площадь Сан-Марко) с коммерческим и финансовым центром ( Риальто ). Сегодня это одно из 11 мест, управляемых Общественным фондом музеев Венеции.
На террасе на вершине башни находятся две большие бронзовые статуи, скреплённые шарнирами на уровне талии, бьющие в колокол. Одна из них изображает старого человека, другая — молодого, дабы показать течение времени; хоть они представляют собой пастухов (они одеты в овечьи шкуры) либо гигантов (фигуры крупной формы и большого веса, чтобы их можно было распознать издалека), они также известны как «Мавры» из-за тёмного налёта на бронзе. Колокол также оригинален и подписан неким Симеоне, который отлил его в Арсенале в 1497 году .
Под этим этажом, на голубом фоне с золотыми звёздами стоит крылатый лев с открытой книгой — символ Венеции. Изначально, там находилась статуя дожа Агостино Барбариго (дож 1486 - 1501 ), стоящего на коленях перед львом, но в 1797 году , после того, как город сдался Наполеону , статуя была убрана французами, которые очищали город от остатков старого режима .
Ещё ниже находится полукруглая галерея с сидящей статуей Богородицы с Младенцем из кованной меди. С каждой стороны есть голубая панель, показывающая время: слева римскими цифрами показывается количество часов, а справа арабскими — минуты (с интервалом в 5 минут). Дважды в год, на Богоявление ( 6 января ) и на Вознесение (в четверг на 40-й день после Пасхи ), в одной из дверей, обычно занятых этими числами, появляются три волхва, которых ведёт ангел с трубой, и шествием проходят по галерее, преклоняясь перед Божией Матерью и Младенцем, прежде чем скрыться в другой двери.
Ниже располагается большой циферблат с сине-золотой отделкой внутри мраморной окружности с выгравированными на ней римскими цифрами 24 часами дня. Золотая стрелка с изображением солнца двигается по кругу и показывает время в часах дня. Внутри мраморного обода под солнечной стрелкой находятся знаки зодиака из золота (датирующиеся 1490-ми годами), которые вращаются немного медленнее, чем стрелка, чтобы показать положение Солнца в зодиаке . В центре циферблата находится Земля , немного дальше от неё располагается Луна , которая вращается, чтобы показать свои фазы, в окружении звёзд, которые закреплены и не двигаются. Фон сделан из голубой эмали. Синие круглые отверстия в каждом из четырёх углов сейчас не используются.
Под циферблатом находится арка высотой в два этажа, через которую от площади Сан-Марко к Риальто проходит улица под названием Мерчерия ( Merceria — «Галантерейная, или Торговая»). Эта часть улицы называется Merceria dell’Orologia — «Торговая часовая»). Здания по обеим сторонам башни с начала XVIII века сдавались под магазины, отсюда название улицы .
С противоположной стороны башни над аркой есть второй циферблат, который виден людям, идущим по направлению к площади. Это более простые часы, но также окружённые мраморным ободом с обозначенными на нём 24 часами, только в два ряда по 12 часов каждый. Солнечная стрелка, указывающая время, является единственным движущимся элементом циферблата.
К 1490 году старые часы на северо-западном углу церкви Святого Марка, носившие имя святого Алипия, находились в очень плохом состоянии, и в 1493 году Сенат принял решение о строительстве новых часов. Строительство часов был поручено отцу и сыну, Джан Паоло и Джан Карло Раньери из Реджо-нель-Эмилии . В 1495 году Сенат решил, что башня, несущая часы, должна была быть возведена там, где улица Мерчерия покидает площадь. Чтобы освободить место, прежние здания были снесены и строительство началось в 1496 году .
По признакам стиля, конструкцию башни обычно приписывают Мауро Кодуччи (хотя без документального подтверждения) . Мерчерия проходит через арку у подножия башни. Вероятно, Кодуччи позаимствовал идею проекта из трактата Леона Баттисты Альберти « Десять книг о зодчестве » (De re aedificatoria) (1452), в котором выдающийся теоретик архитектурной композиции акцентирует внимание на важности башен для города и соответствии монументальной арки входу на главную улицу города .
Имя скульптора, создавшего бронзовые скульптуры, до сих пор точно не известно. Часто они приписываются Паоло Савину, но опубликованная в 1984 году статья приводит к заключению, что наиболее вероятным кандидатом является Антонио Риццо . Статуи были отлиты бронзой Амброджо делле Анкоре в 1494 году .
Башня была построена в период с 1496 по 1497 год, а механизм часов был сконструирован при Раньери. На украшение башни и часов не жалели средств, в больших количествах использовались ультрамарин и сусальное золото . Даже «Мавры» были позолочены . Торжественное открытие башни с часами пришлось на 1 февраля 1499 года . Марино Санудо написал в своём дневнике об этом дне, что часы были открыты и представлены взгляду в первый раз как раз тогда, когда дож покидал площадь и направлялся на вечерню в церковь Санта-Мария Формоза , добавляя, что это было сделано очень красиво и с большим мастерством .
Кодуччи умер в 1504 году и флигеля по бокам башни были пристроены в 1506 году (возможно, для придания большей устойчивости в целом) . Большая гравюра на дереве Барбари, датируемая 1500 годом , показывает только что построенную башню, до того, как к ней были добавлены пристройки, поднимающуюся над постройки XII века с каждой стороны. Эти Прокурации были ниже, чем сегодняшние строения, и только с одним этажом над арками, поэтому тогда башня была самым высоким зданием на той стороне площади.
Флигеля часто приписывают Пьетро Ломбардо , которые позже перестроил здание Прокуратов на этой же стороне площади, но флигеля не имеет особого различия и более вероятно сконструированы Гонеллой, который был proto (начальником строительства) района Святого Марка . Изначально, флигеля были двумя этажами ниже, чем сегодня, с крышами на уровне сегодняшних террас . Рисунок Каналетто 1730 года изображает башню до того, как к флигелям достроили ещё один этаж. С виду, тогда башня казалась выше, чем была на самом деле, и это только придавало величественного вида зданию, служившему входом в большой город.
К 1500 году, старший Раньери умер. Договорились, что его сын должен остаться в Венеции, чтобы смотреть за часами, и ему были предоставлены некоторые уступки, что обеспечило ему хороший доход. Он проживал в Венеции вплоть до своей смерти в 1531 году .
К 1531 году, после смерти Карло Раньери, часы уже не работали должным образом. Совет Десяти решил, что человек, постоянно присматривающий за часами, должен жить во флигеле башни и быть ответственным за поддержание часов в рабочем состоянии. Позднее, в 1551 году , ответственному за площадь архитектору по имени Якопо Сансовино было поручено докладывать о состоянии башни и часов. Уже тогда зданию требовался капитальный ремонт, но к 1581 году , его сын Франческо опубликовал описание Венеции, и казалось, что всё было в порядке.
Незадолго до 1663 года , циферблат был вычищен и голубые и золотые цвета были «как новенькие». Уже к этому времени шествие волхвов не проходило ежедневно, оно имело место только в определённые праздники и также каждый час в дни празднования Вознесения.
К 1750 году и башня, и часы остро нуждались в ремонте и реставрации. В 1751 году для реставрации зданий был приглашён архитектор Джорджо Массари . В 1755 году началась работа по строительству двух дополнительных этажей над террасами на крышах обоих флигелей. В 1757 году Массари сменил Андреа Камерата. В этом же году к фасаду нижнего этажа были добавлены восемь колонн, по-видимому, для дополнительной прочности.
Реставрировать часы был назначен Бартоломео Феррачина. Он внёс много улучшений, поменяв принцип движения с фолиота на маятниковую систему, которая была намного точнее. Полосы на циферблате, ранее показывавшие кажущееся движение планет вокруг Земли, были убраны. Мраморный круг, который был отмечен 24 часами, как и сейчас, был накрыт кругом, показывавшим два ряда по 12 часов, а «Мавры» тоже стали звонить в колокол в 12-часовом цикле, с особым звоном в 132 удара в полдень и в полночь. Эти изменения были завершены к 1757 году . Затем Феррачина обратил внимание на механизм шествия волхвов, который не работал уже много лет. Новый механизм начал работать в 1759 году на Вознесение. Чтобы предотвратить чрезмерный износ механизма, он стал работать только в течение двух недель после Вознесения.
К 1855 году ремонт снова стал необходим. Верхний этаж башни был укреплён, а лестницы были заменены на металлические. В 1858 году Луиджи де Лучия отремонтировал и сделал дальнейшие изменения в часовом механизме, притом оставив основы улучшений, сделанных Бартоломео Ферречина.
В это время была добавлена совершенно новая деталь, так что теперь часы показывали более точное время, чем когда либо раньше. Теперь панели появлялись в дверных проёмах с каждой стороны от статуи Богородицы с Младенцем. Левая панель показывала часы, а правая — минуты (со сменой каждые пять минут), у каждой белые числа на голубом фоне. Но числа закрывали путь для волхвов, и вскоре были разработаны специальные механизмы для их поднятия. Изначально, за ними располагались газовые фонари, так что числа были видны и ночью. Механизм, управлявший числами, вызывал проблемы и не работал должным образом до 1866 года . Другие улучшения и изменения были также сделаны в 1865 -1866 годах Антонио Тревизаном и Винченцо Эмо.
Два 12-часовых ряда оставались на циферблате до 1900 года, когда был обнаружен изначальный 24-часовой круг под ними, и они были убраны с башни.
Дальнейшие корректировки были сделаны в 1953 году . Последняя серия изменений и улучшений (некоторые из которых вызвали разногласия среди специалистов) производилась в период с 1998 по 2006 годы (через пятьсот лет после того, как башня и часы были впервые завершены).
Крутая и узкая лестница внутри здания выходит на террасу на крыше, проходя по пути часовой механизм. Экскурсии, проводимые на английском, французском и итальянском, нужно заказывать заранее. В башню пускают только группы не более 12 человек 4 раза в день.