Interested Article - Подтекст

Подтекст — скрытый, неявный смысл высказывания, не совпадающий с его прямым значением. Определяется контекстом , речевой ситуацией и намерениями говорящего .

Понятие подтекста сформировалось на рубеже XIX—XX веков. Так, Морис Метерлинк писал о нём — под названием «второй диалог» — в статье «Трагизм повседневной жизни» (1896) . В России оно использовалось деятелями Московского Художественного театра для характеристики пьес Чехова , герои которых не всегда думают то, что высказывают вслух . Впоследствии в театральном искусстве подтекстом стали называть весь комплекс мыслей и чувств, содержащийся в тексте пьесы. Он раскрывается актёрами не только в произносимых репликах, но и с помощью пауз и иных выразительных средств. Понимание актёром подтекста — одной из условий овладения образом .

Из театральной сферы термин вошёл в литературоведение . В основе подтекста как лингвистического явления лежит возможность реализации в тексте не только основных, но и добавочных, ассоциативных и коннотативных значений единиц языка, а также способность предложений порождать дополнительные смыслы, обусловленные их структурными особенностями и своеобразием их сочетания в контексте . Характерной особенностью подтекста является то, что он, «будучи недоступен непосредственному наблюдению, ускользает от внимания при первом чтении и начинает проступать через содержательно-фактуальную информацию при повторном и даже неоднократном чтении» .

Подтекст часто используется как приём в художественной литературе , где возникает в первую очередь в диалоге . Выразительные средства, с помощью которых закладывается подтекст, чрезвычайно разнообразны: лейтмотивы , интертекстуальные элементы, эзопов язык , парцелляция , эллипсис и т. п. Иногда для понимания подтекста необходимо знание исторической ситуации, в которой создавался текст . Использование подтекста характерно, в частности, для литературы символизма и ряда авторов XX века: Ремарка , Кафки , Хемингуэя .

Средствам создания подтекста в кинематографическом искусстве посвящена книга Линды Сегер «Скрытый смысл: Создание подтекста в кино» .

Примечания

  1. .
  2. . Большая российская энциклопедия . Дата обращения: 22 августа 2020. 8 октября 2020 года.
  3. , стб. 755.
  4. , стб. 393.
  5. , с. 28, 44.
  6. , с. 44.
  7. .

Литература

  • Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. — М. : КомКнига, 2007. — 144 с.
  • Подтекст // Театральная энциклопедия / П. А. Марков. — М. : Советская энциклопедия, 1965. — Т. IV. — Стб. 393.
  • Подтекст // Литература и язык. Энциклопедия / Под ред. А. П. Горкина. — М. : Росмэн-Пресс, 2006. — ISBN 978-5-353-02604-4 .
  • Сегер Л. Скрытый смысл: Создание подтекста в кино. — Альпина Паблишер, 2018. — 204 с.
  • Чуйкова О. А. Подтекст // Литературная энциклопедия терминов и понятий / Под ред. А. Н. Николюкина . — Институт научной информации по общественным наукам РАН : Интелвак, 2001. — Стб. 755. — 1596 с. — ISBN 5-93264-026-X .
Источник —

Same as Подтекст