Interested Article - Раннединастический период в Месопотамии

История
Древней Месопотамии
Периодизация:
· Север
· Юг
· Период Гавры
· Урукский период ,
Период Джемдет Наср
· Период Ниневии V
· Раннединастический период
· · Аккадский период
· · Царство III династии Ура
· Староассирийский период
· Старовавилонский период
Период Исина и Ларсы
· Среднеассирийский период
· Средневавилонский период
· Новоассирийский период
· Нововавилонский период

Раннединасти́ческий пери́од ( сокр. РД ) — период в истории и археологии Древней Месопотамии, датируемый XXVIII XXIV веками до н. э. ; подразделяется на три этапа: РД I , РД II и РД III . Выделяется прежде всего для Южной Месопотамии и составляет часть раннего бронзового века ; название введено Г. Франкфортом. Стал продолжением протописьменного или периода Джемдет-Наср (как части последнего); сменился аккадским периодом . Первая историческая эпоха Месопотамии, время появления первых государств и расцвета шумерской цивилизации . В Северной Месопотамии примерно соответствует периоду Ниневии V .

Общая характеристика

Раннединастический период — время существования первых государств Месопотамии и первых её достоверных правителей, объединённых в древнейшие династии. Первые государства возникли на юге Месопотамии — в областях и Акка́д (в то время — «Киэ́нги» и «Киу́ри» ); по форме это были архаичные города-государства . Все они выросли из территориальных общин ( «номов» ) протописьменного периода . Важнейшую роль в Шумере играли: Урук , Ур , а также Ла́гаш (располагался обособленно), в Аккаде — Киш . Письменные источники того времени написаны на шумерском языке (старошумерский диалект); по этой причине раннединастические государства Месопотамии часто называют шумерскими, а саму цивилизацию — Шумером . Собственно шумеры доминировали лишь в одноимённой области ; в Аккаде они сосуществовали с восточными семитами (предками аккадцев ), а о распространении шумерского за пределами Южной Месопотамии надёжных сведений нет. Основными центрами письменности были храмы ; каждый город-государство имел свой пантеон богов, возглавляемый богом-покровителем столицы. Существовал также общешумерский пантеон во главе с богом ветра Энлилем (культовый центр — священный Ни́ппур ); также повсеместно почитались: Ан , Энки , Инанна , Нанна (Зуэн) и др. Города-государства часто воевали между собой; периодически какое-то из них добивалось гегемонии в Шумере или Аккаде (гораздо реже — в обеих областях); однако единого государства в раннединастической Месопотамии не сложилось. В зависимости от политической ситуации выделяются три этапа раннединастического периода — РД I, РД II и РД III (включая два подэтапа — РД IIIa и РД IIIb).

Шумерские города-государства

Шумерские города-государства выросли из территориальных общин ( «номов» ) протописьменного периода . В начале раннединастического периода в Южной Месопотамии существовали государства: Ур (включая город Эреду ), Урук , Лагаш (включая города: Лагаш, Нгирсу , Нина/Сираран и гавань Гуаба), Ларса (включая города Куталлу и Бад-тибира ), Ниппур , Умма , Шуруппак , Киш (включая город Хурсанг-калама), государство с центром в городище Абу-Салабих (вероятно — исторический или ) , условно — Куту (городища Джемдет-Наср и ; сам Куту упоминается позже), Сиппар , Адаб , Ларак , Эшнунна (включая город Тутуб ), Акшак и др. За пределами Шумера и Аккада уже тогда могли существовать государства: Дер , Ашшур , Ниневия .

Система управления

Каждое государство состояло из главного города, нескольких второстепенных центров и прилегающей сельскохозяйственной округи. Верховную власть осуществлял наследственный правитель с титулом эн , э́нси или луга́ль ; его полномочия ограничивали совет старейшин и народное собрание . Правитель был культовым главой государства (выполнял функции верховного жреца, участвовал в обряде « священного брака »), организатором общественных мероприятий и предводителем войска. Правители выделились из среды жречества или военных вождей ; опорой их власти были храмовые институты и профессиональное войско ( дружина , храмовое войско). Собственно царями были лишь носители титула лугаль (=аккад. шаррум , царь), который предполагал расширенные полномочия и санкционировался народным собранием (обычно во время войны). Сравнительно рано этот титул закрепили за собой правители Киша (область Аккад); напротив, в области Шумер получили распространение аристократические /олигархические режимы, контролировавшие действия энси. В обоих случаях укрепление позиций знати происходило за счёт ослабления демократических институтов (народного собрания). Важнейшими общественным институтом оставался храм , сочетавший административные, экономические, социальные и культовые функции; постепенное сращивание храма и дворца привело к формированию системы царско-храмовых хозяйств — важнейшей опоры центральной власти. Города-государства постоянно боролись за влияние; гегемон области Шумер носил титул «лугаль Страны» (давался в Ниппуре), гегемон Аккада должен был стать «лугалем Киша» (аккад. «царь множеств» ). Основной ударной силой шумерского войска была тяжеловооружённая пехота , строившаяся фалангой ; знать сражалась на архаичных колесницах .

Экономика и земельные отношения

Украшения царицы или жрицы Пуаби , сделанные из золота и драгоценных камней. Царский некрополь I династии Ура

Основу экономики составляло ирригационное земледелие ; было развито скотоводство (крупный и мелкий рогатый скот), ремесло и торговля . Храмы и дворцы поддерживали обширные обменные связи; торговля находилась в руках агентов- тамка́ров (шум. дамгар ); особенно высокого уровня достигло ремесло (ср. находки из Царского некрополя Ура). Земля формально считалась собственностью местного божества; фактически она делилась на общинную и храмовую и в пределах государства могла продаваться, покупаться и сдаваться в аренду. Общинный сектор практически не отражён в письменных источниках ; вероятно он включал большинство земель государства, а непосредственное распоряжение им осуществляли большесемейные «дома». Храмам принадлежали крупные земельные владения, обрабатываемые зависимыми работниками; храмовые наделы делились на «жреческие» (доход с них шёл на организацию культовых церемоний), «поля-кормления» (раздавались храмовому персоналу) и «поля возделывания» (сдавались в аренду). Крупнейшими землевладельцами были правители, которые скупали общинные земли и стремились подчинить себе храмовые хозяйства; постепенно это привело к формированию систем царско-храмовых (или государственно-храмовых) хозяйств.

Общество

Каждый город-государство представлял собой территориальную общину — уру́ (шум. условно «город»), принадлежность к которой служила основой для самоидентификации и отражалась в самоназвании («люди города Ура», «люди города Киша» и т. д.); отчётливое деление по этническому или языковому признаку отсутствовало . Городская община состояла из «домов» (шум. э ) — большесемейных общин, возглавляемых главами родов (патриархами); к «домам» также относились дворец («дом правителя») и храм («дом бога»). Храмовая номенклатура (жрецы, жрицы) составляла обособленную часть городской общины, тесно связанную с правителем. Население делилось на три основные категории: свободные, полусвободные и рабы. Высший слой свободного населения представляли главы «домов», наиболее знатные из которых образовывали родовую аристократию (представленную в совете знати/старейшин). Большинство свободного населения составляли младшие члены «домов», которые могли находиться в патриархальной зависимости от глав семейств; рядовое свободное мужское население обычно обозначалось термином гу́руш (шум. «молодой мужчина, мо́лодец»), участвовало в народном собрании (шум. унке́н ) и ополчении; иногда под гурушами подразумевались все работоспособные мужчины вообще (в том числе зависимые работники храмов). Полусвободное население происходило из разорившихся и обездоленных общинников, которые, жертвуя частью прав, переходили под покровительство дворца, храма или большесемейного «дома»; полусвободные составляли основную массу работников храмовых хозяйств. Низший слой составляли рабы (изначально — пленники-чужеземцы): прежде всего рабыни (шум. нге́ме ), реже — рабы-мужчины (шум. эред ). В раннединастической Месопотамии активно шёл процесс социального расслоения , для смягчения последствий которого правители иногда «восстанавливали справедливость» (пример — древнейшие в мире законы Уруинимгины ).

Политическая история

Первый этап раннединастического периода (РД I): XXVIII—XXVII вв. до н. э.

Первый этап раннединастического периода — время первых достоверно известных правителей и первых историчных династий Месопотамии. Письменные источники крайне скудны и малопонятны (преимущественно логограммы архаичной клинописи ), данные политической истории — полулегендарны. В литературной традиции с этим временем соотносится доминирование в Шумере и Аккаде государства Киш (общинный бог — Забаба ), куда «царственность» была ниспослана после мифического Потопа . Основателем I династии Киша считался герой Эта́на , летавший на небо на спине гигантского орла, чтобы получить там «траву рождения» (см. « Миф об Этане »). Уже в РД I правители Киша носили закреплённый титул « лугаль », предполагавший выраженные черты царской власти; от предпоследнего правителя I династии Энмебараге́си дошла древнейшая царская надпись из Месопотамии. Владычество Киша сопровождалось принуждением жителей покорённых общин к ирригационным работам в пользу этого государства; совершались грабительские походы в соседние страны, прежде всего в Элам . В урукской письменной традиции на время РД I может приходиться правление древнейших представителей местной I династии , в том числе полулегендарных Энмерка́ра и Лугальба́нды . Сказания о них описывают отношения с далёкой страной Араттой , откуда в Шумер поставлялся камень лазурит . Археологический материал свидетельствует о подъёме в РД I города Ур (так называемый «период архаического Ура»); с этапом РД I также связывается основание городской общины Мари в Северной Месопотамии. В конце РД I правитель Урука Гильгамеш поразил кишского царя А́ггу ; доминирование Киша в Шумере закончилось, «царственность» перешла к Уруку.

Второй этап раннединастического периода (РД II): XXVII—XXVI вв. до н. э.

Второй этап раннединастического периода традиционно связывается с доминированием («царственностью») в Шумере государства Урук (общинные боги — Ан , Инанна и Уту ), где правил полулегендарный Гильгаме́ш (шум. Би́льгамес ) и его потомки ( I династия Урука ). Письменные источники РД II плохо читаются; надёжных данных о политической истории нет . В археологии главным маркером РД II считается особая форма цилиндрических печатей («стиль Фара», изображали банкетные сцены), однако и эти свидетельства редки. С этапом РД II связывается возведение «стены Гильгамеша» в Уруке и основание новых городов, в числе которых: Дильбат , (Кисига), Кисурра и Марад . Согласно стандартной формуле « Царского списка », Урук был повержен оружием и «царственность» перешла в Ур.

Третий этап раннединастического периода (РД III): XXVI—XXIV вв. до н. э.

Третий этап раннединастического периода характеризуется ожесточённой борьбой государств за гегемонию над Шумером и Аккадом и яркими свидетельствами социального расслоения. Источники сравнительно многочисленны и понятны (распространялось слоговое письмо ), однако из-за нестабильной политической ситуации последовательность событий часто неясна. Основные корпусы источников обуславливает выделение двух частей этапа — РД IIIa/период Фара (тексты архива из Шуруппака , совр. Телль-Фара) и РД IIIb (тексты до саргоновского Лагаша). С третьим этапом РД связывается возникновение городов-государств Казаллу и Вавилон .

РД IIIa (период Фара): XXVI—XXV вв. до н. э.

Период РД IIIa (период Фара́) соотносится с данными архива Шуруппака (совр. Телль-Фара), и архивом Абу-Салабиха . Доминирующей силой в Шумере была I династия Ура , о чём свидетельствуют гробницы Царского некрополя («великие шахты смерти») с коллективными захоронениями «свиты» и богатыми дарами. Наивысшего могущества династия достигла в правление лугаля Месанепа́ды (около 2563—2524 год до н. э.), который дополнил свою гегемонию в Шумере титулом «лугаль Киша» (означал гегемонию в Аккаде). В самом Аккаде ситуация была крайне нестабильной: после падения I династии Киша там в разное время доминировали: династия Авана (из Элама ), I династия Ура, вероятно династия Мари , II династия Киша , династия Акшака . Титул «лугаль Киша» носил также некий Месилим из Дера ; по крайней мере при этом царе в сферу влияния Аккада входили государства на Нижнем Тигре — Умма и Лагаш. В XXV веке до н. э. I династия Ура потерпела поражение от лагашского энси Эанатума и утратила доминирующую роль в Южной Месопотамии.

РД IIIb: XXV—XXIV вв. до н. э.

Шумерское войско. Верхний ярус — правитель Эанатум во главе щитоносной фаланги ; нижний ярус — он же на колеснице во главе отрядов копейщиков. Фрагмент «Стелы коршунов» из Нгирсу. Лувр

Период РД IIIb — соотносятся с данными письменных источников из Нгирсу (столица государства Лагаш ) и архивом сирийского государства Эблы . В начале периода доминирующей силой в Шумере и Аккаде был Лагаш; впоследствии политическая нестабильность нарастала, на гегемонию одновременно претендовали Ур-Урук, Лагаш, Адаб и Киш; в конце периода большинство государств Южной Месопотамии объединилось под верховной властью Лугальзагеси , правителя Уммы и Урука.

Государство Лагаш долгое время не играло существенной роли в коренной части Шумера; оно располагалось обособленно и в период Фара признавало гегемонию сильнейших правителей региона ( Месанепады , Месилима ). Возвышение Лагаша связано с воцарением I династии Лагаша (основатель — Ур-Нанше ), которая добилась независимости и развернула активную внешнюю политику. Злейшим врагом государства была Умма , с которой велись регулярные войны из-за плодородной равнины ; жестокое поражение Умме нанёс энси Эанату́м (около 2450—2425 до н. э.), увековечивший эту победу на « Стеле коршунов ». При Эанатуме Лагаш достиг пика могущества: поразив I династию Ура, он захватил важнейшие города Шумера (упомянуты Ур, Урук, Ларса и др.) и главный центр Аккада — Киш. Однако это объединение было эфемерным: несмотря на последующее признание преемников Эанатума в Ниппуре, многие указанные города обрели независимость или попали под власть других государств.

В условиях политического хаоса гегемония в Шумере доставалась удачливым полководцам, зачастую из далёких или малозначимых государств: в Ниппуре получил признание некий Хатаниш из династии Хамази ; современником Эанатума мог быть полулегендарный Лугальанемунду́ (правитель Адаба ), якобы покоривший земли от Шумера до Средиземного моря . В Аккаде продолжали бороться за гегемонию Киш и Акшак, периодически признававшие верховенство владык Шумера и Лагаша. В какой-то момент полулегендарная царица Куба́ба основала новую династию в Кише, которую « Царский список » разделяет на две ( III и IV ), но исследователи рассматривают как единую. В коренной части Шумера у власти закрепилась II династия Урука , основатель которой Эншакуша́на отторг у Лагаша Ур и некоторые другие города Шумера, разгромил Киш и ряд других северных городов, включая Аккаде (упомянут впервые). Эншакушана ввёл систему датировочных формул , а для обозначения своей гегемонии в Шумере он впервые стал использовать титул «лугаль Киэнги» (то есть « Шумера » — первое упоминание этого названия). В рассматриваемый период Ур и Урук могли быть объединены в одно государство: местные правители носили один и тот же набор титулов (включая «эн Урука» и «лугаль Ура» ), а II династия Урука и II династия Ура могли быть тождественны. Преемник Эншакушаны Лугалькингенешду́ду распространил гегемонию на Аккад (получил титул «лугаль Киша» ) и заключил союз с лагашским энси Энтеме́ной (условно 2360—2340 год до н. э.). В самом Лагаше обострение социальных противоречий привело к смещению энси Лугальа́нды и избранию Уруинимги́ны (или Урукагины , около 2319—2311 годов до н. э.), который провёл ряд реформ с целью «восстановления справедливости» ( Законы Уруинимгины ). К этому времени ведущая роль в регионе перешла к крупному объединению городов-государств во главе c Лугальзагеси , правителем Уммы и Урука.

Шумерская культура

Конец раннединастического периода

Конец раннединастического периода связан с объединением государств Шумера и Аккада под верховной властью Лугальзаге́си и последующим завоеванием их Аккадским царством . Около 2336 года до н. э. власть в государстве Умма (общинный бог — Шара ) получил «волхв» Лугальзагеси (около 2336—2311 годов до н. э.); при неясных обстоятельствах он также был признан в Уруке , став там представителем новой династии . Предполагается, что Лугальзагеси возглавлял некую конфедерацию городов-государств, энси которых признавали Лугальзагеси верховным правителем. Это объединение охватило земли Шумера и, нанеся поражение кишскому царю Ур-Забабе , включило Аккад. Лугальзагеси также вёл войну с Лагашем, где продолжал править Уруинимгина ; война привела к разорению Лагаша, утрате части его территории и переносу столицы на юг — в город Эни́нмар. В Аккаде между тем вспыхнуло восстание низов, во главе которого встал некий чашеносец кишского царя Ур-Забабы, принявший претенциозное имя Саргон ( «истинный царь» ). Он закрепился в городке Аккаде́ и, опираясь на поддержку широких масс, смог подчинить Киш, а затем в череде битв разбить Лугальзагеси и его союзников. Уничтожив остатки государства Лагаш, Саргон Древний впервые в истории объединил Шумер и Аккад в рамках одного государства — Аккадской державы .

Период Ниневии V в Северной Месопотамии

Период Ниневии V — эпоха или культура в истории и археологии Древней Месопотамии. Выделяется лишь в северной части региона; в Южной Месопотамии ей примерно соответствует Раннединастический период . Характеризуется наличием в соответствующих слоях фрагментов расписной керамики и посуды с орнаментом в виде насечек . Период выделен М. Э. Л. Мэллоуэном во время шурфования памятника Куюнджик в 1931 году. Ниневия V — переходный период в процессе урбанизации Северной Месопотамии.

Примечания

Комментарии

  1. До начала раскопок преобладало мнение Т. Якобсена, ассоциировавшего Абу-Салабих с городом Кеш.
  2. Большинство титулов отражало жреческое происхождение верховной власти: эн обозначал верховного жреца, энси — «жрец закладки сооружений» или «жрец-строитель»; расширенные полномочия давал титул лугаль (букв. «большой человек», обычно переводится как «царь»), который обозначал военного предводителя и санкционировался народным собранием.
  3. Главными центрами письменности были храмы, которые вели подробный хозяйственный учёт и составляли архивы; всё, что находилось за пределами царско-храмовых хозяйств, в том числе общинный сектор, реконструируется по спорадическим или косвенными данными.
  4. И шумеры и восточные семиты (аккадцы) имели единое самоназвание — «черноголовые» (шум. саг-гиг , аккад. ца́льмат-ка́ккадим ) и никак существенно друг друга не выделяли.
  5. Архив из Шуруппака, упоминаемый в фундаментальной отечественной работе «История Древнего Востока» под редакцией И. М. Дьяконова, сейчас датируется последующим этапом РД IIIa.

Cм. также

Литература

  • ред. Дьяконов И. М. История Древнего Востока. Зарождение классовых обществ и первые очаги рабовладельческой цивилизации. — М. : Наука, 1983. — Т. 1. Месопотамия. — 534 с. — 25 050 экз.
  • Schwartz G. M. The Ninevite V Period and current research // Paléorient. 1985. Vol. 11, N°1. P. 53-70.
Источник —

Same as Раннединастический период в Месопотамии