Джьотиша
- 1 year ago
- 0
- 0
Джьотиш(а) ( санскр. ज्योतिष — IAST : jyotiṣa — «астрономия, астрология» от IAST : jyotis — «свет, небесное светило» ) — астрология индуизма . Также называется индийской астрологией или ведической астрологией .
По традиции подразделяется на три ветви :
Последние две являются частью предсказательной астрологии ( Пхалита ). Поэтому в целом индийская астрология подразделяется на две ветви Ганита (Сиддханта) и Пхалита (Самхита и Хора).
Основание джьотиши — бандху. Это понятие встречается в Ведах и означает связь между микрокосмом и макрокосмом. На практике джьотиша основывается на сидерическом зодиаке , который отличен от тропического , используемого в западной астрологии . В джьотише делается коррекция в связи с прецессией точки весеннего равноденствия . Например, авторы Сурья-сиддханты , а также астроном Ариабхата и астролог Варахамихира , использовали сидерическую Айанамшу на основе звезды Ревати (ζ Piscium) . Однако в Хора Ратне 434, которая была написана 800-1000 лет назад, утверждается, что в Индии, наряду со сторонниками сидерического Зодиака, также были и сторонники тропического Зодиака . Возможно это было связано с тем, что Зодиак описан в Пуранах и Рамаяне как тропический . Джьотиша включает несколько подсистем интерпретации и предсказания с некоторыми элементами, которые отсутствуют в западной астрологии, например, система лунных стоянок . В Индии используют два стиля гороскопа: южный и северный.
Астрология имеет важное значение в жизни индуистов. В индийской культуре новорождённым по традиции дают имя, основанное на их гороскопах, а понятия и идеи джьотиши глубоко проникли в систему календарей и праздников, также как и в другие области жизни. Например, джьотиша используется при принятии решения о бракосочетании, открытии нового бизнеса или переезде в новое жилище. Астрология даже сохраняет свою позицию среди «традиционных наук» в современной Индии . После спорного решения Высшего Суда штата Андхра-Прадеш (2001) некоторые индийские университеты стали предлагать учёную степень по ведической астрологии , однако введение курса джьотиши в университетах вызвало резкую реакцию научного сообщества Индии, выразившего протест против попыток придания научного статуса псевдонауке .
Сама зодиакальная гороскопия находится только в текстах категории Смрити , а в текстах категории Шрути находится исключительно астрология Накшатр , без Зодиака . Двенадцать ведийских солнечных месяцев, в Шрути , не имеют зодиакальных ассоциаций . Однако Наваграха в Шрути упоминается .
В нынешнем джьотише обычно используется система полнознаковых домов гороскопа , однако в старинной Сурья-сиддханте предписана неравнодомная система .
Термин джьотиша как одна из Веданг (шести вспомогательных дисциплин ведийской религии ) используется в « Мундака-упанишаде » и поэтому, вероятно, датируется временами Маурьев . « Веданга-джьотиша » была записана Лагадхой и содержала правила отслеживания движения солнца и луны .
Документированная история джьотиши берёт начало с взаимодействия индийской и эллинской культур во время индо-греческого периода. Самые древние сохранившиеся трактаты, такие как «Явана-джатака» или «Брихат-самхита», датируются первыми веками нашей эры. Самый древний астрологический трактат на санскрите «Явана-джатака» («Высказывания греков») — это стихотворное переложение, выполненное Спхуджидхваджей в 269 — 290 годах, являющееся переводом ныне утерянного греческого трактата греко-индийского астролога Яванешвары (II в.) .
Первые известные авторы, которые писали трактаты по астрономии, появились в V веке н. э. , когда начался классический период индийской астрономии. Кроме теорий Арьябхаты , изложенных в «Арьябхатии» и утерянной «Арья-сиддханте», существует также «Панча-сиддхантика» Вараха Михиры .
Основные тексты, на которые опирается современная индийская астрология, это компиляции раннего Средневековья .
В основном опирается на «Брихат Парашара Хора Шастру», как на наиболее полно сохранившийся хорарный текст, якобы одного из самих легендарных Риши . «Хора-шастра» состоит из 71 главы. Первая её часть (главы 1-51) датируется VII веком и началом VIII-го , а вторая (главы 52-71) — концом VIII века . Английские переводы этой книги были опубликованы Н. Н. Кришнарау и В. Б. Чудхари в 1963 и 1961 годах соответственно.
А также опирается на иные, сохранившиеся лишь частично, неисторические тексты: «Гарга Хору», «Бхригу Сутры», «Шива Джатаку», «Гаури Джатаку», «Джйотишарнава Наванитам», «Бхригу Самхиту», «Равана Самхиту», «Ломаша Самхиту», «Васиштха Самхиту», «Нарада Самхиту», «Кашьяпа Самхиту».
И на множество астрологических текстов от простых индийских средневековых авторов, такие как «Саравали», датируется около 800 года .
В целом хронология возникновения основных текстов зодиакального джьотиша следующая:
• «Явана Джатака» - 3 век н.э.
• «Сатья Джатака» - 3 век н.э.
• «Сурья Сиддханта» - 5 век н.э.
• «Брихат Джатака» - 6 век н.э.
• «Шатпанчашика» - 6 век н.э.
• «Брихат Парашара Хора Шастра» - 8 век н.э.
• «Саравали» - 8 век н.э.
• «Бхагавата Пурана» (глава с гороскопом Кришны) - 9 век н.э.
• «Гаруда Пурана» (астрологические главы) - 10 век н.э.
• «Агни Пурана» (астрологические главы) - 11 век н.э.
• «Сарвартха Чинтамани» - 13 век н.э.
• «Пхаладипика» - 13 век н.э.
• «Хора Сара» - 14 век н.э.
• «Чаматкара Чинтамани» - 14 век н.э.
• «Джатака Париджата» - 15 век н.э.
• «Джатака Бхаранам» - 15 век н.э.
• «Хора Ратнам» - 15 век н.э.
• «Кхаманикья» (глава с гороскопом Кришны) - 15 век н.э.
• «Нарада Пурана» (астрологические главы) - 16 век н.э.
• «Саптариши Нади» - 16 век н.э.
• «Шамбху Хора Пракаша» - 16 век н.э.
• «Уттара Каламрита» - 17 век н.э.
• «Прашна Марга» - 17 век н.э.
• «Дэва Кералам» - 17 век н.э.
• «Джаймини Сутры» - 18 век н.э.
• «Лал Китаб» - 19 век н.э.
В критических изданиях Рамаяны и Хариванши исключены гороскопы Рамы и Кришны , как одни из поздних интерполяций .
Развитие астрологии в Индии было важным фактором в развитии астрономии раннего Средневековья .
Дэвид Пингри отмечает, что джьотиша и аюрведа — это две традиционные дисциплины, которые лучше всех выжили в современной Индии, хотя обе были трансформированы под влиянием Запада .
В начале 2000-х джьотиша стала предметом политической борьбы между представителями религии и академического сообщества. Комиссия по университетским грантам и Министерство по развитию человеческих ресурсов решили ввести курс «ведической астрологии» ( IAST : jyotir vijñāna ) в индийских университетах , подкрепляя это решением Высшего суда штата Андхра-Прадеш , несмотря на широкие протесты от научного сообщества Индии и индийских учёных, работающих за рубежом , и извещение от Высшего Суда Индии, что это скачок назад, подрывающий научное доверие, которое заработала страна к этому времени . Высший суд индийского мегаполиса Мумбаи в 2011 году отклонил требование запретить рекламу астрологии, заключив, что она является «уважаемой наукой», практикуемой 4 тыс. лет, и не подпадает под действие закона 1954 года , запрещающего публично выступать с ложными прогнозами . В настоящее время несколько индийских университетов предлагают учёные степени в джьотише . Ряд исследований в Индии показал неэффективность предсказаний индийских астрологов .