Кама (индуизм)
- 1 year ago
- 0
- 0
Ка́ма ( санскр. काम , «любовь», «чувственное влечение») или Ка́ма-дéва — бог любви в индуизме , сын Лакшми и Вишну (в некоторых источниках — сын Брахмы ). Религиозные ритуалы в честь Камы направлены на улучшение здоровья и повышения внешней привлекательности . Культ Камы является частью поклонения Вишну и распространён в Южной Индии .
Изображается в виде прекрасного юноши с кожей зелёного цвета, держащего в руке лук из сахарного тростника и пять стрел из цветов. Его ваханой (ездовой птицей) является попугай по имени Шука (Suka). Вокруг Камы вьются медоносные пчёлы . В некоторых интерпретациях Кама держит знамя с изображением макары (морского чудовища) и лук, в котором вместо тетивы — пчёлы. Кама стреляет пятью цветочными стрелами и возбуждает в своих жертвах любовную страсть .
Попугай как ездовая птица символизирует правду, поскольку попугай дословно повторяет то, что услышал. Сахарный тростник становится сладким по мере созревания. Это означает, что любовь созревает со временем. В то же время листья сахарного тростника остры и могут порезать того, кто к ним прикасается. Тем самым чувственное желание может причинить боль. Пять стрел символизируют пять чувств, формирующие любовное желание. К ним относятся зрение, слух, вкус, прикосновение и запах. Весной расцветает любовь, начинается брачный сезон у животных и птиц. Пчёлы символизируют сладость меда и боль от укуса. В то же время демонический дух сопровождает явление Камы. Он создает страдания, возникающие в результате сильной любви или её потери. Любовь также может превратиться в ненависть, которая отражает силу первоначального влечения .
Имя Кама-дева может быть переведено как «Бог любви». Дева означает «небесный» или «божественный», а Кама означает «желание» или «влечение». Имя впервые упомянуто в Риг-веде (9, 113.11) .
Кама также упоминается как имя Вишну в Вишну-пуране и Шримад-Бхагаватам (5.18.15). Оно является одним из имён Кришны и Шивы. Имя Кама также используют для обозначения бога Агни в Атхарва-веде (6.36.3).
Шримад Бхагаватам, Книга 5, Глава 18, Tекст 15 :
Обитатели Кетумалы под водительством патриарха Самватсары и его сыновья, боги дня, поклоняются Всевышнему в Его облике Кама-девы, Бога любви, отрады Богини удачи Лакшми. В конце каждого года ночные богини, что приходятся патриарху Самватсаре родными дочерьми, при виде ослепительного сияния огненного колеса приходят в крайнее возбуждение, отчего прежде срока разрешаются от бремени.
У Камы есть также другие имена: Мадана ( Madana ) или опьяняющий любовью; Манматха ( Manmatha ) или волнующий ум; Мара ( Mara ) или ранящий; Прадьюмна ( Pradyumna ) или всепокоряющий; Ананга ( Ananga ) или бестелесный . Последнее имя связано с историей о его попытке соблазнить Шиву .
В индуизме Каму почитают, поскольку чувственная любовь или влечение является одной из движущих сил жизни. Бог Кама персонифицирует чувственное влечение, самым сильным ее проявлением считается либидо . Его связывают с рождением и сохранением Вселенной. Согласно Риг-веде , желание было первым чувством, возникшим у Создателя . В древности и Средние века были популярны посвящённые Каме весенние празднества, насыщенные эротическими играми, обрядами, песнями .
В одной традиции Кама ни от кого не родился и считается самопроявленным . Об этом говорит одно из его имен, Нерождённый ( Aja ). В другой традиции Кама является сыном Дхармы и Шраддхи . В третьей традиции Кама считается сыном Вишну и Лакшми , об этом говорится в Хариванша-пуране , дополнении к Махабхарате . После того как Кама был сожжён пламенем Шивы, он переродился как Прадьюмна , сын Кришны и Рукмини .
По южноиндийской традиции у Камы две жены: Рати ( Rati ), или удовольствие, и Прити ( Priti ), или привязанность. У Камы есть младший брат по имени Кродха ( Krodha ), или гнев, а также дочь по имени Триша ( Trisha ), или страсть, и сын Анируддха ( Aniruddha ), или беспрепятственный. Его лучшим другом и вечным спутником выступает Васанта ( Vasanta ), или весна. Кроме того, вместе с Камой следует Мара ( Maras ), или демон-искуситель. Его образ фигурирует как в европейской мифологии , так и в буддизме . Каму окружают и служат ему певцы, музыканты и танцовщицы в лице гандхарв и апсар .
Известна легенда о том, как Шива испепелил Каму взглядом своего третьего глаза за то, что тот осмелился выстрелить в него своей стрелой, желая вызвать у Шивы любовь к Парвати . В результате Кама получает имя Ананга, которое означает «без частей (тела)» или «бестелесный». По одной из гипотез, легенда об испепелении Камы связана с попыткой объяснить этимологию тамильского слова «анангу» (одно из значений которого — мучительная любовная страсть) . Впоследствии Шива, уступив мольбе Рати , супруги Камы, сделал так, что Кама возродился в теле Прадьюмны , первого сына Кришны и Рукмини . В гаудия-вайшнавизме Кама после сожжения Шивой стал частью Кришны-Васудевы .