Interested Article - Шактизм
- 2021-02-01
- 2
Шакти́зм ( санскр. शाक्तं , IAST : Śāktaṃ в буквальном переводе — «доктрина силы» или «учение Богини ») — направление индуизма , основанное на поклонении Шакти , или Деви , — Богине-матери в индуизме — как абсолютной и изначальной форме Бога . Последователи шактизма именуются шактами ( санскр. शक्त , IAST : Śakta ).
Наряду с вайшнавизмом , шиваизмом и смартизмом шактизм является одним из четырёх основных направлений в индуизме. Наиболее влиятелен он в таких штатах Индии , как: Западная Бенгалия , Орисса , Ассам , Трипура , Тамилнад , а также в Непале . По наиболее распространённой оценке его доля среди всех индуистов составляет около 3 % .
В целом шактизм выступает индуистской версией почитания богини в других религиях. При том, ни в какой другой религиозной традиции мира не присутствует доктрина, отличающаяся такой откровенно «женской» ориентацией . Важное место в практике занимает обожествление самой женщины, поэтому (как считают шактисты) женоненавистники в принципе не способны практиковать в рамках данной сампрадайи .
История
Этапы развития шактизма отражают историю индуизма в целом: Индская цивилизация ; ведизм ; брахманизм и, собственно, индуизм. И хотя в Ведах присутствуют посвящённые богиням гимны, но они играют значительно меньшую роль в сравнении с патриархальными культами богов. Поэтому, ряд учёных, например, Рамчандра Нараян Дандекар , считает, что культ Шакти восходит к доарийскому культу Богини-Матери .
Шактизм исторически тесно переплетается с шиваизмом и тантризмом , хотя не все направления шактизма являются тантрическими. В силу того, что Деви (Шакти) обычно предстаёт в паре с Парашивой (Шивой), который является «Шактиманом» — носителем Шакти, шактизм нередко рассматривается в качестве ответвления / части шиваизма . С возникновением движения бхакти появилась шактистски ориентированная музыка и поэзия бхакти, например, поэты Бхарат Чандра Рай и , писавшие о Кали (Дурге) .
В эпоху реформации индуизма в девятнадцатом веке крупный вклад внёс такой шакт -универсалист, как Рамакришна , рассматривавший все формы божественного в качестве единой Богини-Матери .
Тексты
Как и для всего индуизма, для шактизма Веды являются священным писанием и откровением. Аналогично тому, как в других направлениях индуизма в храмовых службах читается Панча-сукта («пять гимнов») из Риг-веды и Яджур-веды , так и в богослужении большинства шактов декламируется свой перечень ведийских гимнов, а именно те, что посвящены Деви: 1) Деви-сукта ; 2) Дурга-сукта; 3) Шри-сукта ; 4) Бху-сукта и 5) Нила-сукта [ источник не указан 1861 день ] .
Упанишады , особенно восемь шактистских древних упанишад (например, Деви-упанишада ) и ряд более поздних ( Каула-упанишада и другие), также являются источником вероучения [ источник не указан 1861 день ] .
Однако в силу преимущественно тантрического характера шактизма доминирующую роль в учении и практике играют шактистские и отчасти шиваистские тантры — эзотерические теологические тексты: , ; ; ; ; Маханирвана-тантра ; ; , в общей сложности число которых около двухсот .
Другими центральными священными текстами шактизма являются отдельные пураны . Особенно важны Девибхагавата-пурана , включающая такой ключевой раздел, как « Деви-гита », « Деви-махатмья » как часть Маркандея-пураны , « Лалита-сахасранама » из Брахманда-пураны , а также Калика-пурана , датируемые VII—X веками .
В жанре сутр написаны и .
Авторитетны также сборники гимнов « Шанкары на санскрите и современный сборник на тамильском — « ». Значительна и бенгальская поэзия шактистского бхакти ( и ) .
»Среди авторов известны философы-ачарьи и гуру (соч. «Шактананда Тарангини» и «Тарарахасья») , , Гаудапада (отчасти), (соч. «Тантрасара»), (соч. «Сарадатилака») и (соч. «Сьямарахасья» и «Шритатвачинтамани» .
Формы Шакти
Для обозначения Бога как высшего единого Господа в индуизме употребляется термин « Ишвара ». Для последователей шактизма его верховной сущностью выступает Деви. В этом смысле она именуется «И́швари» («Госпожа») [ источник не указан 1861 день ] .
Богиня в аспекте наивысшего единства, в том числе с Парашивой, предстаёт как Махадеви (Махашакти, «Великая Сила»), символом которой является йони — женское чрево [ источник не указан 1861 день ] .
Кроме Парашакти, в качестве высшей реальности существует также множество форм её проявленности вовне, среди которых встречаются как благостные в виде прекрасной девушки, так и гневные и разрушительные. Основные манифестации-богини, встречающиеся в учении шактизма это: Тридеви ( Дурга , Шри - Лакшми и Сарасвати ), Трипурасундари (или Лалита), Кали , Навадурга («девять Дург»), Дашамахавидья (10 богинь), Бхайрави , , Тара , Парвати , Ума , Чамунда , Чанди , Радха , Сита , , матрики (7 либо 8 «матерей») .
Существуют также многочисленные местные формы богинь народного шактизма.
Школы ( сампрадаи )
Шактизм подразделяется на множество различных течений и групп. Часть их практикует обряды «правой руки» (дакшиначары) — брахманический ортодоксальный вариант, другие следуют пути «левой руки» (вамачары) — «более тантрическому» варианту, где используется несовместимый с брахманизмом метод (набор ритуалов) панчамакара . В шактизме «левой руки», в свою очередь, выделяются «правые» течения, в антара-пудже которых все обряды вообще могут представляться лишь в воображении, и течения ещё более «левой руки»: пьющие вино из черепов и практикующие ритуальное соитие (майтхуна) не со своей, но с чужой женой («пара стри») . Однако несовместимость таких элементов панчамакары, как мясо, алкоголь и ритуальный секс, с брахманизмом не говорит о внеиндуистском характере этой практики, в целом она явно санкционирована ещё Ведами (майтхуна — символически) .
Выделяются две основных традиции ( сампрадаи ) шактизма: Шри-кула (или Шривидья ) и Кали-кула (или Каливидья ) .
«Шри-кула» почитает Шакти в форме богини Трипурасундари (Шри Лалиты ) — изначальной шакти Брахмана . Благостный образ Трипурасундари также связан с такой манифестацией супруги Шивы, как Парвати. Одним из важнейших ритуальных текстов является «Лалита-сахасранама» («Тысяча имен Лалиты»). Основной является Шри-янтра . Данная школа в основном ориентирована на синтез тантризма с ортодоксальным брахманизмом и распространена преимущественно на юге Индии среди тамилов .
«Кали-кула», исходя уже из названия, поклоняется Шакти как богине Кали — одной из грозных манифестаций супруги Шивы. Ключевыми текстами выступают «Кали-тантра» и другие тантры. Основной является Кали-янтра . Последователи преимущественно встречаются на северо-востоке Индии (Бенгалия, Ассам) и в Непале . Так, в Бенгалии высшие, а также низшие касты преимущественно исповедуют шактизм, в то время как средние касты в основном тяготеют к вишнуизму .
Существуют также менее распространённая школа , близкая к буддийскому тантризму , с поклонением индуистско-буддистской богине Таре , и встречающаяся в основном в Бенгалии [ источник не указан 1861 день ] .
Кроме названных сампрадай, фактически являются шактистскими отдельные школы шиваизма (например, Трика и ) и вишнуизма ( Радхаваллабха-сампрадая ) .
Праздники
Праздничные дни шактизма совпадают с общеиндуистскими фестивалями , посвящёнными главным богиням. Таковы: Наваратри (включая наиважнейшую для шактов Дурга-пуджу ) , , , Васант-панчами (Сарасвати-пуджа) и Дивали (Лакшми-пуджа) [ источник не указан 1861 день ] .
Священные места и храмы
Четыре главных места паломничества и, соответственно, храмы шактов носят название ади-шактипитхи . Первая посвящена богине Бимале и расположена в храмовом комплексе Джаганнатхи в г. Пури (Орисса); вторая — богине Таратарини и расположена неподалёку от г. Берхампура , также в штате Орисса; третья — богине Камакхья в г. Гувахати (Ассам); четвёртая ади-шактипитха, находится в Калькутте и посвящена Дакшина-Калике [ источник не указан 1861 день ] .
Галерея
-
-
Храм Кали в Дакшинешваре ( Калькутта , Западная Бенгалия)
-
Храм Лалиты « Девипурам » ( Вишакхапатнам , Андхра-Прадеш)
-
Храм Камакхья ( Гувахати , Ассам)
-
См. также
Примечания
- ↑ .
- ↑ .
- .
- .
- , с. 250.
- , с. 35.
- ↑ .
- ↑ , p. 826.
- .
- , с. 79.
- , p. 164.
- .
- ↑ , p. 827.
- .
- , p. 2600—2602.
- ↑ .
- .
- ↑ .
- .
- , с. 10—11.
- Шохин В. К. Бхакти // Индийская философия: энциклопедия / Отв. ред. М. Т. Степанянц . — М. : Восточная литература , 2009. — С. 190—196. — ISBN 978-5-02-036357-1 .
- . Дата обращения: 23 ноября 2018. 10 октября 2018 года.
Литература
- на русском языке
- Альбедиль М. Ф. Шактизм // / Гл. ред. В. А. Тишков . — М. : Большая Российская энциклопедия , 1999. — С. 875—876. — 928 с. — 100 000 экз. — ISBN 5-85270-155-6 .
- Артур Авалон . = The Great Liberation. Mahanirvana Tantra / Пер. с англ.. — М. : Старклайт, 2002 [1913]. — ISBN 5-901875-06-0 .
- Артур Авалон . = The Serpent Power / Пер. с англ.. — К. : Экслибрис, 1994 [1919]. — ISBN 5-901875-06-0 .
- Булич С. К. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
- Вудрофф Дж. = J. Woodroffe. Shakti and Shakta. Essays and Adresses on the Tantra Shastra / [Пер. с англ. Д. В. Никулина]. — М. : Ситников консалтинг, 2009 [1917]. — 461, [2] с. — ISBN 5-91077-002-0 .
- Дандекар Р. Н. От Вед к индуизму. Эволюционирующая мифология / Пер. с англ. . — М. : Восточная литература , 2002. — 286 с. — ISBN 5-02-016607-3 .
- Ефименко В. А. // Индуизм и современность. Материалы научной конференции / Отв. ред. сб. И. П. Челышева. — М. : Центр индийских исследований ИВ РАН , 1994. — 112 с. — ISBN 5-202-13188-3 .
- Ефименко В. А. Шактизм и тантра // Древо индуизма / Отв. ред. И. П. Глушкова . — М. : Восточная литература , 1999. — С. 64—95. — 559 с. — (Культура народов Востока). — 2500 экз. — ISBN 5-02-018032-7 .
- Каула-тантра-санграха. Антология текстов индуистской тантры / Пер. с санскр. С. С. Фёдорова, С. В. Лобанова. — М. : Старклайт, 2004. — 320 с. — 1000 экз. — ISBN 5-901875-41-9 .
- Кинсли Д. Махавидьи в индийской Тантре = D. Kinsley. Tantric Visions of the Divine Feminine: The Ten Mahavidyas / Пер. с англ. В. Дмитриевой. — М. : Академия исследования культуры, 2008. — 352 с. — 1000 экз. — ISBN 978-5-903931-04-0 .
- Маханирвана-тантра / Пер. с англ. Е. Хазанова. — М. : Сфера, 2003. — 576 с. — 2000 экз. — ISBN 5-93975-114-8 .
- Мукундорам Чокроборти Кобиконкон. Песнь о благодарении Чанди (Чондимонгол) / Пер. с бенг.. — М. : Наука , 1980. — 302 с. — (Памятники письменности Востока).
- Мукундорам Чокроборти Кобиконкон. Песнь о благодарении Чанди. Сказание о Дхонопоти / Пер. с бенг.. — М. : Восточная литература , 2004. — 424 с. — (Памятники письменности Востока). — ISBN 5-02-018369-5 .
- / Парибок А. В. , Андросов В. П. // Социальное партнёрство — Телевидение. — М. : Большая российская энциклопедия, 2016. — С. 659—660. — ( Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 31). — ISBN 978-5-85270-368-2 .
- / // Хвойка — Шервинский. — М. : Большая российская энциклопедия, 2017. — С. 676—677. — ( Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 34). — ISBN 978-5-85270-372-9 .
- Пятигорский А. М. Тантризм // Философская энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. Ф. В. Константинов . — М. : Советская энциклопедия , 1970. — Т. 5: Сигнальные системы — Яшты. — 740 с. — 60 500 экз.
- Упанишады веданты, шиваизма и шактизма. Антология избранных упанишад / Пер. с санскр. С. В. Лобанова, С. С. Фёдорова. — М. : Старклайт, 2009. — 224 с. — 1000 экз. — ISBN 978-5-9633-0033-6 .
- Шри Бхававсенаху. Вамачара: Путь Левой Руки в Тантре. — Бомбей; Калькутта; М.: Сатья-Веда, 2007.
- на английском языке
- Bhattacharyya N. N. . — 2nd, revised. — New Delhi: Munshiram Manoharlal Publishers, 1998. — ISBN 8173040257 .
- Bhattacharyya, N. N., The Indian Mother Goddess , South Asia Books (New Delhi, 1970, 2d ed. 1977).
- Bolon, Carol Radcliffe, Forms of the Goddess Lajja Gauri in Indian Art , The Pennsylvania State University Press (University Park, Penn., 1992).
- Brooks, Douglas Renfrew, The Secret of the Three Cities: An Introduction to Hindu Shakta Tantrism , The University of Chicago Press (Chicago, 1990).
- Brooks D. R. Auspicious Wisdom: The Texts and Traditions of Srividya Shakta Tantrism in South India. — Albany: State University of New York Press , 1992. — ISBN 978-0-7914-1146-9 .
- Brown, C. MacKenzie, The Triumph of the Goddess: The Canonical Models and Theological Issues of the Devi-Bhagavata Purana , State University of New York Press (Suny Series in Hindu Studies, 1991).
- Brown Ch. M. . — Albany: SUNY Press, 1998. — ISBN 978-0-7914-1146-9 .
- Coburn, Thomas B., Encountering the Goddess: A translation of the Devi-Mahatmya and a Study of Its Interpretation . State University of New York Press (Albany, 1991).
- Dempsey, Corinne G., The Goddess Lives in Upstate New York: Breaking Convention and Making Home at a North American Hindu Temple. Oxford University Press (New York, 2006).
- Dikshitar, V. R. Ramachandra, The Lalita Cult , Motilal Banarsidass Publishers Pvt. Ltd. (Delhi, 1942, 2d ed. 1991, 3d ed. 1999).
- Erndl, Kathleen M., Victory to the Mother: The Hindu Goddess of Northwest India in Myth, Ritual, and Symbol , Oxford University Press (New York, 1992).
- Harper, Katherine (ed.), The Roots of Tantra , State University of New York Press (Albany, 2002).
- / John S. Hawley , Donna M. Wulff (eds.). — Berkeley, CA: University of California Press, 1982. — (Berkeley Religious Studies Series). — ISBN 0895811022 .
- Hawley, John Stratton and Wulff, Donna Marie (eds.), Devi: Goddesses of India . Barkeley: University of California Press, 1996.
- (a) Johnsen, Linda. The Complete Idiot’s Guide to Hinduism . Alpha Books (Indianapolis, Ind., 2002).
- (b) Johnsen, Linda, The Living Goddess: Reclaiming the Tradition of the Mother of the Universe." Yes International Publishers (St. Paul, Minn., 1999).
- Joshi, L. M., Lalita Sahasranama: A Comprehensive Study of the One Thousand Names of Lalita Maha-tripurasundari. D.K. Printworld (P) Ltd (New Delhi, 1998).
- Kali, Davadatta, In Praise of the Goddess: The Devimahatmya and Its Meaning . Nicolas-Hays, Inc., Berwick, Maine, 2003).
- Kapoor, Subodh, A Short Introduction to Sakta Philosophy , Indigo Books (New Delhi, 2002, reprint of c. 1925 ed.).
- Kinsley D. R. . — Motilal Banarsidass Publ, 1999. — ISBN 8120803949 .
- Krishna Warrier, Dr. A.J., The IAST : Sākta Upaniṣad-s , The Adyar Library and Research Center, Library Series, Vol. 89; Vasanta Press (Chennai, 1967, 3d. ed. 1999).
- Kumar, Girish, «Introduction to Tantra Sastra, Part I.» Interview with Sri Girish Kumar, former director of Tantra Vidhya Peethama, Kerala, India,
- McDaniel, June . Countries and Their Cultures . Advameg, Inc. (n.d.).
- McDermott R. F. Bengali religions // Encyclopedia of Religion: 15 Volume Set / L. Jones (ed.). — 2nd ed. — Detroit: MacMillan Reference USA, 2005. — Vol. 2. — P. 824—832. — ISBN 0-02-865735-7 .
- Müller, F. Max (trans.), The Upanishads .
- Nikhilananda, Swami (trans.), The Gospel of Sri Ramakrishna , Ramakrishna-Vivekananda Center (New York, 1942, 9th ed. 2000).
- Pattanaik, Devdutt, Devi the Mother-Goddess: An Introduction . Vakils, Feffer and Simons Ltd. (Mumbai, 2000).
- Pechilis, Karen (ed.), The Graceful Guru: Hindu Female Gurus in India and the United States . Oxford University Press (New York, 2004).
- Rama Prasada's Devotional Songs: The Cult of Shakti / Trans. J. Sinha. — Calcutta: Sinha Publishing House, 1966.
- / J. Gordon Melton and Martin Baumann (ed.). — 2nd Ed. — Santa Barbara/Denver/Oxford: ABC-Clio, 2010. — P. 3200. — ISBN 978-1-59884-204-3 .
- Sarma, Dr. S. A., Kena Upanisad: A Study From Sakta Perspective . Bharatiya Vidya Bhavan (Mumbai, 2001).
- (a) Shankarnarayanan, S., The Ten Great Cosmic Powers: Dasa Mahavidyas . Samata Books (Chennai, 1972; 4th ed. 2002).
- (b) Shankarnarayanan, S., Sri Chakra . Samata Books (Chennai, 1971; 4th ed. 2002).
- Subramuniyaswami, Satguru Sivaya, Merging with Siva: Hinduism’s Contemporary Metaphysics , Himalayan Academy (Hawaii, USA, 1999).
- Suryanarayana Murthy, Dr. C., Sri Lalita Sahasranama with Introduction and Commentary. Bharatiya Vidya Bhavan (Mumbai, 2000. Rep. of 1962 ed.).
- Urban, Hugh B., Tantra: Sex, Secrecy, Politics and Power in the Study of Religion , University of California Press (Berkeley, 2003).
- White, David Gordon, Kiss of the Yogini: «Tantric Sex» in its South Asian Contexts , The University of Chicago Press (Chicago, 2003).
- Winternitz, M., History of Indian Literature , 2 vols. (Calcutta, 1927, 1933, rep., New Delhi, 1973).
- Woodroffe, Sir John, Sakti and Sakta: Essays and Addresses , Ganesh & Company (Madras, 9th Ed. 1987, reprint of 1927 edition).
- Yadav, Neeta, Ardhanārīśvara in Art and Literature. D. K. Printworld (P) Ltd. (New Delhi, 2001).
- McDaniel, June, Offering Flowers, Feeding Skulls: Popular Goddess Worship in West Bengal , Oxford University Press (2004). ( ISBN 0-19-516790-2 )
- Ostor, Akos, The Play of the Gods: Locality, Ideology, Structure and Time in the Festivals of a Bengali Town , University of Chicago Press (1980). ( ISBN 0-226-63954-1 )
- Satyananda Saraswati, Swami, Cosmic Puja , Devi Mandir (2001). ( ISBN 1-877795-70-4 )
- Sen, Ramprasad, Grace and Mercy in Her Wild Hair : Selected Poems to the Mother Goddess . ( ISBN 0-934252-94-7 )
Ссылки
- Thompson and Arthur Marshman Spencer. (англ.) . pgeu.net. Дата обращения: 14 марта 2015. 9 мая 2008 года.
- Игнатьев А. А. . mahadevi.ru. Дата обращения: 14 марта 2015.
- . mahadevi.ru. Дата обращения: 2018-19-09.
- 2021-02-01
- 2