Interested Article - Махадева
- 2020-12-14
- 1
Махадева ( санскр. महादेव Mahādeva; хинди : Mahadev) — термин в индуизме , означающий великий (маха) Бог ( дэва ), «величайший Бог»; имя индуистского Бога Шивы (реже Вишну ) или одного из его аспектов, или сопутствующих божеств ; один из эпитетов Рудры .
В индуизме
Согласно Падма-Пуране , Махадева — одно из восьми имен Рудры , данных ему Брахмой . Махадева является одним из нескольких имен и аспектов Шивы , который также рассматривается многими как первый йог или гуру йоги . Он входит в число восьми форм «муртьяштака» Шивы или одиннадцати форм Рудры . По цвету лица он может быть синим или белым. У него три глаза, а волосы уложены в виде короны спутанных волос — джата-мукута . У него может быть и обычная корона .
В соответствии с Амшумадбхедагамой (Aṃśumadbhedāgama) и Шилпаратной ( ), Махадева считается первой из одиннадцати эманаций Рудры (Экадаша-Рудра ). Образы данного аспекта Шивы должны иметь три глаза и четыре руки белого цвета. Он также должен быть одет в белую одежду и стоять прямо (s amabhaṅga ) на лотосном пьедестале (padmapitha) . Он должен быть украшен всеми украшениями и гирляндами, состоящими из всех цветов и держать переднюю правую руку в абхайе , а переднюю левую руку в позе варада, в то время как в задней правой руке нести боевой топор, а в задней левой руке мригу (mṛga) .
В Пуранах и Итихасах Махадева — это имя Шивы, упоминающееся в главе «Шива-пурана-махатмья», где он представляется в виде трехглазого Бога, вечного, которому преданно служили Вишну , Брахма и другие боги: «Он сиял, как десять миллионов солнц, и ему благоговейно служили Ганеша , Бхринги, Нандиша, Вирабхадрешвара и другие. Его шея имела синий оттенок; у него было пять лиц, три глаза, полумесяц как украшение на гербе, а его левая сторона приняла облик Гаури , обладавшей сиянием молнии. Он был бледен, как камфора и носил все украшения. Он был засыпан белым пеплом по всему телу и одет в белую ткань, он ярко сиял» . Махадева также упоминается как одно из восьми имен Шивы ( Śivanāma ) в Шива-пуране (1.20), где объясняется способ поклонения глиняному фаллическому изображению ( Pārthiva-liṅga ) в соответствии с ведическими обрядами: «… восемь имен Шивы, а именно: Хара, Махешвара, Шамбху, Шулапани, Пинакадхрик, Шива , Пашупати и Махадева должны использоваться соответственно для обрядов принесения глины, замешивания, установки, заклинания, церемониального омовения, поклонения, жажды терпения и ритуального прощания. Каждое имя должно начинаться с префикса Oṃkāra . Имя должно использоваться в дательном падеже, добавляя Namaḥ . Обряды должны выполняться соответственно с большой преданностью и радостью".
Махадева влияет на то, как вселенная создается, поддерживается и растворяется, согласно одной из Упапуран в шайвизме : «Эта вселенная с внешней стороны окружена водой, огнем, воздухом, акашей и землей, бхутади , а затем махат и авьякта , каждая из которых в десять раз больше земли. Таким образом, существует семь покрытий. Вселенная подобна кокосовому фрукту с различными оболочками. В надлежащее время, снова вызывая преобладание тамаса , Бог в своей форме Рудры пожирает вселенную и снова создает её в своей форме Брахмы. Он поддерживает мир в своей форме Вишну. Создание Вселенной, её поддержание и окончательное разрушение — все это достигается игрой ( свалилая ) Господа Махадевы».
В Саура-пуране Махадева — божество, которому поклоняются в месяц Пхалгуна для Анангатраёдаши-враты , соблюдаемый в честь Шивы для приобретения добродетели, большой удачи, богатства и для уничтожения грехов… Эта врата должна совершаться в течение года от Маргаширы . В Дхармашастрах Махадева — это имя божества, которое можно вызывать посредством определённого ритуала ( Манавагтхьясутра 2.14), где он призывается, когда кто-то страдает от одержимости. По словам Р. Ч. Хазра в своем поклонении Ганапати : «этот обряд является одновременно искупительным и умилостивительным по своей природе, и в нём должны быть предложены различные вещи, включая мясо и рыбу (как сырое, так и приготовленное), вино и пирожное».
В Натьяшастрах (3.1-8) Махадева — имя Бога, «создателя всех миров», которому следует поклоняться во время рангапуджи . Соответственно, мастер драматического искусства, инициированный для этой цели, должен освятить театр после того, как он поклонился (например, Махадеве) .
В джайнизме
В традиции шветамбары джайнизма Махадева (महादेव) относится к классу божеств кимпурушей , когда как дигамбара не признает этот класс. Кимпуруши относятся к категории божеств вьянтаров , которая представляет один из четырёх классов небесных существ (дэвов). По мнению дигамбары , кимпуруши имеют золотой цвет, а шветамбары — белый цвет лица. Божества, как Махадевы, указаны в древних джайнских космологических текстах, таких как Самграханиратна в традиции шветамбара или Тилояпаннати Ятивришабхи в традиции дигамбара .
Согласно Джнянарнаве XI века , трактату о джайнской йоге, Махадева относится к «Великому божеству» — Рудре .
В буддизме
1). В тибетском буддизме Махадева (महादेव) — это имя Татхагаты ( Будды ), упомянутого как присутствовавшего в VI веке на учениях Манджушри-мула-кальпы — одной из крупнейших крийя- тантр , посвященных Манджушри ( Бодхисаттве мудрости), представляющей энциклопедию знаний, в основном связанных с ритуалами, элементами в буддизме . Учения в этом тексте исходят от Манджушри и были преподаны Буддой Шакьямуни и самим Буддой в присутствии большой аудитории (включая Махадеву).
Махадева также относится к группе божеств, призванных с помощью Ямантака-мантры и упомянутых как присутствующие на учениях Манджушри-мула-кальпы .
2). Махадева — монах, встречающийся в различных источниках ранних буддийских школ , одна из которых описывает его как основателя и лидера направления махасангхика , вызвавшего раскол общины на две группы — стхавиравада и махасангхика . Главная причина возникших разногласий была связана с тем, что Махадева предъявил ряд тезисов , включавших сомнения в незыблемости духовного статуса архата , на котором настаивали последователи «старцев» (стхавиры) , в результате чего большинство ( махасангхи ) встало на сторону Махадевы, а меньшая часть (стхавиры ) оказалась против него .
Согласно Парамартхе (IV век н. э.), монах Махадева — основатель школы Чайтика , являющейся одной из 18 школ раннего буддизма , образованной вследствие внутреннего раскола махасангхики приблизительно во II веке до н. э.
Э. Конзе писал: «Примерно через 100—200 лет после нирваны Будды между востоком и западом возникло некоторое разобщение и соперничество. Примерно ко временам Ашоки разногласия внутри общины привели к первому расколу» .
Литература
- Arvind Sharma (2000). Classical Hindu Thought: . Oxford University Press. ISBN 978-0-19-564441-8
- Issitt, Micah Lee; Main, Carlyn (2014). . ABC-CLIO. ISBN 978-1-61069-478-0.
- Flood, Gavin (1996). . Cambridge: Cambridge University Press. ISBN 0-521-43878-0.
- K. Sivaraman (1973). . Motilal Banarsidass. p. 131. ISBN 978-81-208-1771-5
См. также
Примечания
- . Sanskrit dictionary .
- Вторая глава Шри-Рудрама
- W. J. Johnson. . Oxford Reference (2009).
- ↑ . Shaivism (Shaiva philosophy) - Mahadeva in Shaivism glossary . Wisdom Library: Śaivism. Дата обращения: 19 декабря 2020. 22 января 2021 года.
- Восемь форм Шивы, которые носят имена: Бхава, Шарва, Ишана, Пашупати, Угра, Рудра, Бхима и Махадева объединены под общим имене м Муртьяштака (Mūrtyaṣṭaka).
- Swami Harshananda. . The Concise Encyclopedia of Hinduism . Дата обращения: 13 сентября 2020. 17 июня 2020 года.
- Gopinatha Rao, T. A., 1872-1919. . Madras : Law Printing House - Cornell University Library .
- Ekādaśarudra (एकादशरुद्र) refers to «eleven Rudras»— Eleven Rudras considered sacred / source: Shodhganga: Siva Gita A Critical Study / Vedanta (school of philosophy) / Ekadasharudra in Vedanta glossary
- Shilpashastra (iconography) — Mahadeva in Shilpashastra glossa ry / Elements of Hindu Iconograpy
- Purana and Itihasa (epic history) — Mahadeva in Purana glossary / Source: archive.org: Puranic Encyclopedia
- Тоже, что и сакральный звук ОМ (санскр. ॐ) или Onkara (ओङ्कार, oṅkāra ), omkara (ओंकार, oṃkāra ) или pranava (प्रणव, praṇava )
- Nityanand Misra (25 July 2018). . Bloomsbury Publishing. pp. 104–. ISBN 978-93-87471-85-6 . .
- Санскритская фраза namaste образована от namaḥ (намах); в современную эпоху намах означает „поклон“, „почтение“, „почтительное приветствие“ или „поклонение“, и энклитического местоимения te, означающего» вам". существительное namaḥ, в свою очередь, является производным от глагола namati, что означает «(она или он) наклоняется, кланяется».
- "Cologne Digital Sanskrit Lexicon". . (search results), University of Cologne, archived from the original on September 25, 2013, retrieved March 24, 2012. . Дата обращения: 21 декабря 2020. Архивировано 25 сентября 2013 года.
- Бхутади (cанскр. भूतादि) — элементарные субстанции, начальная и зародышевая сущность элементов / Большой теософский словарь
- . Национальная философская энциклопедия β .
- Авьякта (санскр.अव्यक्त avyakta) — нераскрытая причина; однородная или недифференцированная; противоположное Вьякте, дифференцированному. Первое относится к непроявленному, второе — к проявленному Божеству, или к Брахме и Браме / Теософический словарь
- Санскр . (स्वलीलया) svalIlayA = sva+lIlaya — через своё игровое действие.
- Anaṅgatrayodaśī (अनङ्गत्रयोदशी) или Anaṅgatrayodaśīvrata относится к типу врата («религиозные обряды»), в соответствии с Saurapurāṇa 10 века. Анангатраедаши-врата описан в шестнадцатой главе Saurapurāṇa. Сказано, что Господь Шива сжег Камадеву в тринадцатый день Светлой недели месяца Марг-Шира. Поэтому этот конкретный титхи известен как Анангатраёдаши / Source: Shodhganga: The saurapurana — Anangatrayodashi in Purana glossar
- . Source: Shodhganga: The saurapurana - a critical study . Wisdom Library. Дата обращения: 19 декабря 2020. 22 января 2021 года.
- Рангапуджа и пурваранга — это общие термины, обозначающие группу обрядов, описанных в Натьяшастре. Рангапуджа состояла из сложной серии обрядов, некоторые из которых могли происходить за несколько дней до представления, в то время как другие должны были происходить близко к началу представления. Они состояли из разнообразных практик пуджи , обращенных к богам, изображенным на сцене.
- ↑ . Natyashastra (theatrics and dramaturgy) — Mahadeva in Natyashastra glossary - Nāṭya-śāstra . Source: Wisdom Library. Дата обращения: 19 декабря 2020. 22 января 2021 года.
- The University of Sydney: A study of the Twelve Reflections
- Джнянарнава является важным Джайнский текстом в санскрит по различным темам; основное внимание уделяется медитации. Другое название этого текста — Йогапрадипадхикара, что означает «Книга, озаряющая медитацию».
- Трактат состоит примерно из 2200 санскритских стихов; составлен Субхачандрой
- Keown, Damien (editor) with Hodge, Stephen; Jones, Charles; Tinti, Paola (2003). A Dictionary of Buddhism. Oxford, UK: Oxford University Press. ISBN 0-19-860560-9 p.172.
- Delhey, Martin. . Academia.edu .
- . Oxford University Press - Department of the University of Oxford. .
- . Tibetan Buddhism (Vajrayana or tantric Buddhism) — Mahadeva in Tibetan Buddhism glossary / Source: Wisdom Library: Tibetan Buddhism . Дата обращения: 19 декабря 2020. 22 января 2021 года.
- Л. Р. Фурцева . Буддизм 2009
- Walser, Joseph. Nāgārjuna in Context: Mahāyāna Buddhism and Early Indian Culture. 2005. pp. 49-50
- Архат не может полностью контролировать свои сексуальные желания; не обладает всезнанием; не избавился от сомнений; нуждается в помощи со стороны; архатом можно стать в результате мгновенного озарения; архат может потерять свой статус. Сторонники реформ потребовали также отменить запрет на принятие монахами денежных пожертвований. Само обозначение последователей Махадевы в качестве «большой общины» свидетельствует об их значит, успехе.
- Bareau A. Les sectes bouddhiques du petit Véhicule. Saigon, 1955; Вертоградова В. В . Индийская эпиграфика из Кара-тепе в Старом Термезе. М., 1995; Шохин В. К . Школы индийской философии: период формирования. М., 2004.
- : [ 9 октября 2022 ] / В. К. Шохин // Маниковский — Меотида. — М. : Большая российская энциклопедия, 2012. — С. 407-408. — ( Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 19). — ISBN 978-5-85270-353-8 .
- Skilton, Andrew. A Concise History of Buddhism. 2004. p. 47
- В буддийской традиции Caitika — «те, которые поселились на горе с чайтьей». Ранняя буддийская школа, подсекта махасангхики. Была также известна как секта Чайтьяка. Чайтики распространились по горам Южной Индии, откуда они и получили свое название (Sree Padma 2008, p. 35). В Палийских писаниях членов этой секты и её ответвлений обычно называли андхаками, что означает «прибрежный Андхра».
- Буддизм. Словарь. — М.: Республика . Н. Л. Жуковская, В. И. Корнев , 1992.
- Э. Конзе. Буддизм: сущность и развитие. — Наука, 2003. — 288 с. — ISBN 5-02-026855-0 .
- 2020-12-14
- 1