Interested Article - Дандекар, Рамчандра Нараян

Рамча́ндра Нара́ян Дандека́р ( хинди रामचंद्र नारायण दांडेकर ; 17 марта 1909 , Сатара 11 декабря 2001 , Пуна ) — британский и индийский индолог , один из крупнейших санскритологов и исследователей древнеиндийской культуры в мире; обладал большим авторитетом как в самой Индии , так и за её пределами. Автор огромного количества научных трудов. Обладатель множества званий — длительное время был президентом Международной ассоциации санскритологов (с 1993 года до 2001 года был почётным президентом).

Биография

В Бомбейском университете в 1931 году получил степень бакалавра гуманитарных наук по санскриту и в 1933 году магистра гуманитарных наук по древнеиндийской культуре.

В 1933 году стал профессором санскрита и древнеиндийской культуры в (англ.) .

В 1938 году в Гейдельбергском университете получил степень доктора за диссертацию «Ведический человек» ( нем. "Der Vedish Mensh" ).

В 1939 1994 годы — почётный секретарь, а в 1994 2001 годы — вице-президент (англ.) .

В 1951 году стал профессором санскрита и заведующим кафедрой санскрита и пракрита (англ.) .

В 1959 1965 годы — декан факультета гуманитарных наук Университета Пуны.

В 1964 1974 годы — Центра передовых исследований санскрита Университета Пуны.

Служил в качестве советника по индологии в ЮНЕСКО .

Научная деятельность

Научные труды и индивидуальность Дандекара очень своеобразны. Эта своеобразность была предопределена двумя факторами.

Во-первых, Дандекар по рождению принадлежал к брахманскому роду , ведущую свою родословную от риши Васиштхи , автора группы сукт в «Ригведе» . Своему предку Дандекар посвятил несколько интереснейших работ .

Во-вторых, Дандекар получил блестящее научное европейское образование — не только принятое в те времена в колониальной Индии британское образование; на личность Дандекара как учёного большое влияние оказал его немецкий учитель — известный санскритолог и индоевропеист Герман Гюнтерт. И именно у Гюнтера и его коллег Дандекар воспринял важнейшую научную методологическую установку работы — согласно ей, изучение мифологии должно опираться не только на саму мифологию ; изучение мифологии, тем более ведийской и пуранической, возможно только с привлечением данных этнографии, антропологии, археологии, сравнительной мифологии, фольклористики, религиоведения и геологии . Впервые требование такого подхода — «сравнительного» и/или «антропологического» — было сформулировано Р. Н. Дандекаром в 1945 г. в его статье « Ведийский Яма ».

Ещё один важный принцип работы историка Вед Дандекар наметил в своих ранних статьях (и развил в более поздних работах), посвящённых образам отдельных ведийских божеств — принцип «религиозного эволюционизма »: именно Дандекар в своих работах доказал, что ведийская жреческая традиция выросла на основе архаической мифологии индоариев, постоянно подпитываемая народными верованиями; и что образы ведийских божеств не продукт исключительного жреческого умозрения и не обожествлённые абстракции, как утверждалось большинством учёных практически вплоть до конца XX века . На примере одного из самых «абстрактных» божеств — Савитара — он показал конкретные мифологические черты этого древнего солнечного божества .

И именно Дандекар своими трудами положил начало процессу пересмотра не только категории так называемых «абстрактных» богов пантеона Вед. Так, он настаивал на том что образы величайших богов индуизма восходят, фактически, к небрахманическим, вневедийским истокам: он настаивал, что эпический и современный культ Вишну восходит, с одной стороны, к образу «птицы плодородия»; с другой стороны, к дравидийским героическим божествам ( Нрисимха , Кришна - Говинда и другие) .

Избранная библиография

Дандекар автор множества научных трудов по санскриту, истории Индии и индуизма и ведийской культуры. Так же его перу принадлежит большое количество статей. Ниже приводится избранная библиография.

  • A History of the Guptas , Poona, Orienal Book Agency, India. 1941
  • Progress of Indic Studies , 1917—1942. Pune: Bhandarkar Oriental Research Institute. 1942
  • Some Aspects of the History of Hinduism . Pune: University of Poona, Centre of Advanced Study in Sanskrit. 1967
  • Sanskrit and Maharashtra: A Symposium . Pune: University of Poona, Centre of Advanced Study in Sanskrit. 1972
  • Vaisnavism and Shaivism . In Ramakrishna Gopal Bhandarkar as an Indologist, ed. by R.N.Dandekar pp. 21–111. Pune: Bhandarkar Oriental Research Institute. 1976
  • Recent Trends in Indology . Pune: Bhandarkar Oriental Research Institute. 1978
  • Vedic Mythological Tracts . Delhi: Ajanta Publications. 1979
  • Insights into Hinduism . Delhi: Ajanta Publications. 1979
  • Exercises in Indology . Delhi: Ajanta Publications. 1981
  • Inaugural Address. In The Mahabharata Revisited, ed. by R.N. Dandekar. Pp. 11-18. New Delhi: Sahitya Akademi. 1990
  • Vedic Mythology: A Rethinking . In Inside the Texts, Beyond the Texts, New Approaches to the Study of the Veda, ed. by Michael Witzel. Pp. 39-48. Harvard Oriental Series, Opera Minora, Vol. 2. Cambridge, Mass.: Department of Sanskrit and Indian Studies, Harvard University. Devasthali, G.V. (ed.). 1985.
  • Vedic Bibliography . Vol. 1-5. Poona. 1946—1993

На русский язык труды Дандекара практически не переводились и он был известен небольшому кругу специалистов. Единственное издание работ Дандекара на русском языке представляет собою изданный в 2002 году сборник из 10-ти статей, написанных в разные годы и вошедших в четырёхтомное собрание его избранных трудов (Delhi, 1979—1981):

  • Дандекар Р. Н. От Вед к индуизму. Эволюционирующая мифология / Сост. Я. В. Васильков . Отв. ред. Г. М. Бонгард-Левин . Пер. с англ. . — М. : «Восточная литература» РАН , 2002. — 286 с. — ISBN 5-02-016607-3 .

Примечания

  1. одна из них, статья «Ведийский мудрец: Васиштха», была переведена на русский язык.
  2. как это было у значительной части французских, британских учёных и у многих индийских учёных
  3. Именно обращение к геологическим данным позволило Дандекару убедительно доказать в некоторых своих трудах ошибочность некоторых устоявшихся взглядов на раннюю историю индуизма. См., например, статью « Культурный фон ведийской литературы »
  4. Например, Г. Ольденбергом и другими.
  5. см. статью «Ведийский бог Савитар в новом освещении»
  6. см. статью «Вишну и Шива»

Ссылки

  • Madhav M Despande. . EJVS (2001). Дата обращения: 18 сентября 2015. Архивировано из 20 февраля 2012 года.
  • P. Н. Дандекар [www.bookshunt.ru/b411686_ot_ved_k_induizmu._evolyucioniruyushaya_mifologiya «От вед к индуизму. Эволюционирующая мифология.»]
Источник —

Same as Дандекар, Рамчандра Нараян