Interested Article - Натараджа

Статуя Шивы Натараджи в Национальном музее Индии .

Натараджа ( тел. నటరాజు, там. நடராஜா , санскр . IAST : naṭarāja — господин танца) — один из самых популярных иконографических образов Шивы .

Имена Нартака ( санскр. नर्तक — «танцор») и Нитьянарта ( санскр. नित्यनर्त — «вечный танцор») присутствуют в списках 1008 имен Шивы ( Сахасранама ). Ассоциирование Шивы с танцем известно со времен Пуран . Вместе с другими похожими танцующими иконографическими формами (санскр. IAST : nṛtyamūrti ) изображения Шивы Натараджи распространено по всей территории Индии, особенно на юге . Обычно Натараджа изображается в виде статуи из бронзы, где Шива танцует в ореоле из огня, подняв левую ногу и балансируя на теле демона или карлика (Апасмара), который символизирует невежество. Этот скульптурный образ является одним из символов Индии и широко используется в её культуре . Танец, который выполняет Шива Натараджа, называется тандава . Танец Натараджи наполнен энергией и является источником цикла «создание-сохранение-разрушение» Вселенной , символом лилы , в которой Бог с легкостью игры создает и разрушает миры и Вселенные . Танец Шивы, согласно индуистской мифологии , необходим для поддержания ритма жизни и создания мира . Считается, что прекращение танца приведёт к завершению лилы, а вместе с ней и всего мироздания.

Этимология

Слово «натараджа» происходит от IAST : Narta-rājan король танца , что в свою очередь происходит от классического санскритского глагола IAST : nar- танцевать .

Признаки

Восьмирукий Натараджа
  • Кобра, которая символизирует кундалини , извивается кольцами вокруг нижней правой руки Шивы, которая показывает Абхаю-мудру — покровительственный жест, который означает защиту от зла и невежества. Также это положение руки говорит об отсутствии страха, спокойствии, невозмутимости, мгновенном принятии происходящего, выжженной эмоциональности.
  • На лбу у него полумесяц, а на шее ожерелье из черепов.
  • Вокруг Натараджи арка из огней, которые олицетворяют круг сансары , сжигаемой танцем Шивы, дарующим освобождение страдающей душе. Существует и другое объяснение: пламя показано в движении вокруг тела Шивы, который воплощает в себе вселенную. Таким образом создается впечатление, что Шива находится внутри огненного круга. Однако огонь только один, круг — это иллюзия, а Шива — тот, кто разрушает майю и сжигает карму в танце.
  • Верхняя правая рука держит маленький барабанчик в форме песочных часов дамару (санскр. IAST : ḍamaru ) ., вибрации которого создают изначальный звук Ом_(мантра) .
  • На ладони верхней левой руки пылает костёр, который означает уничтожение или знание, которое разрушает этот иллюзорный мир.
  • Нижняя левая рука указывает на приподнятую ногу, что символизирует процветание и освобождение. По другой интерпретации, она указывает на землю, напоминая о том, что существуют реальные вещи, которые нужно осознавать, в отличие от тех, что создаются разумом.
  • Натараджа танцует на спине демона Апасмара, это символизирует победу над невежеством и эгоизмом , над дуализмом, отождествлением с собственным телом и умственными концепциями.
  • Косы Шивы, обычно собранные в узел, здесь развеваются во все стороны.
  • Стоическое выражение лица Натараджи символизирует его нейтралитет и спокойствие.

Примечания

  1. Jansen, Eva Rudy. The Book of Hindu Imagery (неопр.) . — Havelte, Holland: Binkey Kok Publications BV, 1993. — ISBN 90-74597-07-6 . , pp. 110—111.
  2. Zimmer, Heinrich. Myths and Symbols in Indian Art and Civilization (англ.) . — Princeton, New Jersey: Princeton University Press , 1946. — ISBN 0-691-01778-6 . , pp. 151—157.
  3. Sharma, Ram Karan. IAST : Śivasahasranāmāṣṭakam : Eight Collections of Hymns Containing One Thousand and Eight Names of Śiva (англ.) . — Delhi: Nag Publishers, 1996. — ISBN 81-7081-350-6 . , p.289.
  4. Chakravarti, Mahadev. The Concept of Rudra-Śiva Through The Ages (англ.) . — Second Revised. — Delhi: Motilal Banarsidass , 1994. — ISBN 81-208-0053-2 . , p. 62.
  5. Chakravarti, Mahadev. The Concept of Rudra-Śiva Through The Ages (англ.) . — Second Revised. — Delhi: Motilal Banarsidass , 1994. — ISBN 81-208-0053-2 . , p. 63.
  6. . Дата обращения: 7 апреля 2012. 6 июня 2012 года.
  7. Kramrisch, Stella. Siva's Dance // The Presence of Siva (неопр.) . — Princeton University Press , 1994. — С. 439.
  8. Klostermaier Klaus K. . Shiva the Dancer // Mythologies and Philosophies of Salvation in the Theistic Traditions of India (англ.) . — (англ.) . — P. 151.
  9. Leeming, David Adams. (англ.) . — Oxford University Press , 2001. — P. 45.
  10. Radha, Sivananda. Mantra of Muladhara Chakra // Kuṇḍalinī Yoga (неопр.) . — Motilal Banarsidass , 1992. — С. 304.
  11. Patrick Levy. Sadhus. Going beyond the dreadlocks. — Prakash Books, 2010. — С. 132.
  12. Michaels, Axel. (неопр.) . — Princeton, New Jersey: Princeton University Press , 2004. — ISBN 0-691-08953-1 . , p. 218.
  13. Apte, Vaman Shivram. The Practical Sanskrit Dictionary (неопр.) . — Delhi: Motilal Banarsidass Publishers , 1965. — ISBN 81-208-0567-4 . , p. 461.
  14. Jansen, Eva Rudy. The Book of Hindu Imagery (неопр.) . — Havelte, Holland: Binkey Kok Publications BV, 1993. — ISBN 90-74597-07-6 . , p. 44

Литература

Источник —

Same as Натараджа