Interested Article - Вайрагья
- 2021-09-16
- 1
Вайрагья ( санскр. वैराग्य — «отречение», «отрешённость») — санскритский термин, используемый в индийской философии для обозначения отречения от страданий и наслаждений материального мира. Индийские философы часто указывают на вайрагью как на средство достижения мокши .
Вайрагья это сложное слово , образованное при соединении вай — «высыхать, высушивать» + рага — «цвет, страсть, чувства, эмоции, интерес». Значение термина как «иссушение страстей» даёт вайрагье общее значения аскетической отречённости от вещей, которые являются причиной привязанности для большинства людей. Аскета, который покорил свои страсти и управляет своими желаниями, называют вайрагика .
Концепция вайрагьи встречается в « Йога-сутрах » Патанджали , где наряду с абхьясой (практикой) вайрагья объявляется ключом к управлению умом. Вайрагья упоминается три раза в « Бхагавадгите », где говорится, что с помощью вайрагьи возможно поставить под контроль беспокойный ум.
Макс Мюллер отмечает: «Интересно видеть, как глубоко входит в обыденную жизнь индусов эта идея о вайрагье (бесстрастии). О нём постоянно говорится как о высшем свойстве не только аскета, но всякого человека. Иногда это бесстрастие обозначает только то, что мы называем ровным и сдержанным характером истинного джентльмена, но оно означает также отречение от мира в высшей степени и полное отречение от всех эгоистических желаний».
Ступени вайрагьи
Существуют пять ступеней вайрагьи :
- Ятамана — это попытка удержать ум от потакания чувственным привычкам;
- Вьятирека — на этой стадии некоторые объекты сохраняют притягательность, и с ней необходимо бороться. Постепенно вайрагья вырабатывается по отношению и к этим объектам. Затем происходит вызревание вайрагьи;
- Экендрия — чувства успокоены и подчинены, но ум всё ещё испытывает привязанность (рага) или отвращение (двеша) к объектам. Иными словами, ум функционирует независимо от остальных индрий (чувств);
- Васирара — на этой ступени вайрагьи объекты полностью утрачивают привлекательность. Чувства абсолютно спокойны. Ум также свободен от привязанностей (рага) и отвращения (двеша);
- Пара-вайрагья — садхака становится сиддхой, достигает и переживает совершенное состояние свободы от желаний и выходит за пределы трех гун ( саттвы , раджаса и тамаса).
Примечания
- Apte, A Practical Sanskrit Dictionary , p. 891.
- YS 1.12, «abhyāsa-vairāgyabhyāṁ tannirodhaḥ»
- 6.35, 13.8, 18.52
- от 1 марта 2010 на Wayback Machine . L.: Longmans, Green and C°, 1899; М.: Искусство, 1995; К.: PSYLIB, 2009
- Практические наставления по достижению Самадхи = A Practical Guide to Samadhi. — Старклайт, 2003. — 144 с. — ISBN 5-901875-29-X .
- 2021-09-16
- 1