Interested Article - Тандава
- 2021-02-01
- 1
Та́ндава ( санскр. ताण्डव , IAST : Tāṇḍava , от корня танду «танцевать») или Тандава-нритья — танец, исполняемый индуистским богом Шивой .
Согласно индуистской мифологии тандава Шивы является энергичным танцем, который является источником цикла «создание-охранение-разрушение». По мнению некоторых исследователей , в этом танце наиболее полно выражена амбивалентность Шивы, который в экстазе танца набирает огромную мощь и использует её сначала на созидание, а потом на разрушение. Этим он поддерживает своеобразный ритм процесса творения. В то время, как Рудра-тандава выражает «разрушительный» аспект бога, сначала создающего, но затем уничтожающего вселенную, то Ананда-тандава выступает уже как «танец радости» Шивы.
Считается, что своё название тандава получила от имени Танду , прислужника Шивы, который инструктировал Бхарату , создателя « Натья-шастры ». Некоторые ученые считают, что и сам Танду был автором труда по танцам, который затем был включён в состав «Натья-шастры» .
Существует несколько разновидностей тандавы. В первую очередь, это вышеназванные Ананда-тандава и Рудра-тандава. Также обычно приводятся ещё пять названий: Трипура-тандава, Сандхья-тандава, Самхара-тандава, Кали-тандава и Ума-тандава . Иногда число тандав доводят до 9 и даже до 16.
Наиболее знаменита Ананда-тандава, танец, который символизирует пять функций Шивы в их единстве: шришти (создание (мира)), стхити (охранение), самхара (разрушение), тиробхава (иллюзия/сокрытие) и ануграха (милосердие). В индуистской иконографии во время этого танца Шива представляется с 4 руками и с поднятой до половины своего тела левой ногой. Правая нога Шивы, которую он держит полусогнутой, попирает карлика , демона невежества. В руках Шивы находятся барабанчик- дамару и пламя. Голову бога украшают перья павлинов, полумесяц, череп, а в волосах Шивы течёт Ганга . Иногда вокруг фигуры бога присутствует кольцо огня.
Исследователи считают, что этот образ ведет своё происхождение из Южной Индии , где он связан с городом Чидамбарам и его храмом Шивы- Натараджи .
Примечания
- Дандекар Р. Н. От вед к индуизму: Эволюционирующая мифология. — М.: Восточная литература, 2002. — С. 246 .
- Dowson J. A Classical Dictionary of Hindu Mythology and Religion, Geography, History and Literature. — London, 1928. — P. 317 .
- Quarterly Journal of the Andhra Historical Research Society, part III, pp. 25—26, as cited in Manohar Laxman Varadpande, History of Indian Theatre, p. 154. Abhinav Publ. (1987) ISBN 8170172217
- Manohar Laxman Varadpande, History of Indian Theatre, p. 154. Abhinav Publ. (1987) ISBN 8170172217
- Дубянский А. М. Тандава // / Под общ.ред. М. Ф. Альбедиль и А. М. Дубянского . — М. : Республика , 1996. — С. . — 576 с. — ISBN 5-250-02557-9 .
- Дубянский А. М. Тандава // / Под общ.ред. М. Ф. Альбедиль и А. М. Дубянского. — М. : Республика , 1996. — С. . — 576 с. — ISBN 5-250-02557-9 .
- 2021-02-01
- 1