Interested Article - Вирабхадра

Вирабхадра и Дакша

Вирабхадра ( санскр. वीरभद्र , IAST : vīrabhadra , от IAST : vīra — «герой»; IAST : bhadra — «прекрасный», «хороший») , также Вирабадра и Вирапатрин , — одно из позднейших индийских божеств, сопутствующих Шиве ; олицетворение воинственной ярости ; культ его особенно распространен в Декане ; считается даже одним из воплощений Шивы .

По некоторым преданиям, Вирабхадра — сын Шивы, родившийся из локона этого последнего. Шива, услыхав о смерти своей жены Сати вслед за проклятиями её отца Дакши , в порыве бешенства отрезал у себя локон и бросил на землю. Из него тут же родился Вирабхадра, напал на Дакшу и отрубил ему голову, которая упала в жертвенный огонь и сгорела. Впоследствии боги возвратили Дакше жизнь, но его голову пришлось заменить козлиной. Поэтому одним из аксессуаров Вирабхадры, обыкновенно шестирукого и вооруженного различными орудиями истребления, является козлиная голова.

Затем Вирабхадра либо исчезает, становясь обратно Шивой, либо входит в свиту Шивы (шива- гана ), либо превращается в мифологического зверя — полульва-полуорла Шарабху — для борьбы с аватарой Вишну Нарасимхой . Супругой Вирабхадры считается ( IAST : bhadrakāli — «прекрасная Кали »), одна из ипостасей Парвати .

Обычно изображается четырёхруким или шестируким, с тремя глазами, но существуют изображения и с бо́льшим количеством рук. Основные атрибуты: правая сторона — меч (кхаджа) и стрела (бана); левая сторона — лук (дханус) и булава (гада). Может держать в одной из рук козлиную голову как символ победы над Дакшей .

Почитается как один из панча- ачарьев («Пяти учителей»), основателей традиции лингаята в шиваизме в Тамилнаду и Карнатаке .

Мифология

Появление Вирабхадры связанн с широко распространённым мифом о жертвоприношении Дакши, самосожжением Сати (первой жены Шивы) и последующим разрушением жертвоприношения Шивой. Согласно текстам пуран и « Махабахараты », существует несколько вариантов этого мифа, но основным их мотивом является момент уничтожения жертвоприношения Дакши, отрывание у Дакши головы, воскрешение Дакши с заменой ему головы на козлиную (не находя его собственной головы) и последующее восхваление Дакшей Шивы в виде гимна, первой Шива-сахасранамы . Суть этих легенд сводится к следующему:

Рождение

По просьбе богов и риши Дакша- Праджапати должен был совершить первое в истории жертвоприношение — яджну — на которое были приглашены все боги, за исключением Шивы, к которому Дакша испытывал неприязнь еще со времён сватовства Шивы к Сати. Сати узнала об этом и обратилась к мужу с укором, что их не пригласили; на что Шива ей ответил, что он (Шива) является Творцом Вселенной и все жертвы всё равно посвящены ему. Этот ответ Сати не устроил и она пошла к отцу разбираться. Придя на место жертвоприношения, она потребовала объяснений от Дакши, но он отказался с нею разговаривать, оскорбляя её и Шиву. Сати, не выдержав оскорблений в первую очередь в адрес своего любимого супруга, бросилась в жертвенный огонь, предварительно прокляв Дакшу. Об этом тут же сообщили Шиве (по другой версии: Шива узнал об этом сам, находясь в медитации), и он, приняв облик тысячерукого Вирабхадры (по другим версиям: отрезал локон, мгновенно превратившийся в Вирабхадру; отрезал и сжёг локон взглядом; отрезал локон по прибытии на место), в сопровождении ганов , отправился на место совершения жертвоприношения.

Шива-Вирабхадра

Придя на место, Шива-Вирабхадра разметал жертвенный огонь, выбросил жертвенную антилопу, оторвал и выкинул голову Дакше, вырвал зубы и глаза у Пушана (одно из проявлений Сурьи-Солнца ), отрубил руки и язык Агни , парализовал руки Индры , придавил своим пальцем и обратил в бегство Гаруду . Боги и риши, присутствовавшие при этом, в ужасе обратились к Брахме с просьбой успокоить Шиву. С большим трудом Брахма вместе с остальными богами сумели уговорить Шиву успокоиться, восстановить разрушенное и вернуть Дакше жизнь. Шива частично восстановил уничтоженное им, однако голову Дакши не нашли, и Шива приставил к телу Дакши голову найденного неподалёку козла (по некоторым версиям — голову жертвенной антилопы или голову жертвенного козла). Вернувшись к жизни, Дакша воззвал к Шиве о прощении и восхвалил его чтением Тысячи имён.

Согласно другой версии, излагающейся в мифах, Дакша пригласил Шиву на жертвоприношение, но был оскорблён тем, что Шива не выразил к нему своё почтение — Шива не приветствовал Дакшу вставанием, как остальные присутствовавшие боги. Дакшу это сильно обидело и он проклял Шиву — «Да не будет тебе принесена жертва, полагающаяся богам». Шива ничего не сказал в ответ, но покинул место жертвоприношения.

По прошествии времени Дакша вновь устроил великое жертвоприношение, на которое пригласил Шиву с супругой. Шива рассказал Сати о том, что произошло на прошлом жертвоприношении и предложил ей отказаться от посещения, но несмотря на это, Сати пошла вместе с ним. На жертвоприношении Сати была оскорблена своим отцом и, не в силах пережить это, бросилась в огонь, тем самым совершив самопожертвование . Шива пришел в бешенство и создал Вирабхадру, который разрушил жертвоприношение и заставил Дакшу подчиниться Шиве.

Также есть версия, что однажды Дакша (ещё до брака Шивы и Сати) посетил дворец Шивы в сопровождении дочери, но остался недоволен приёмом, хотя Шива и сделал всё возможное, чтобы удовлетворить отца своей будущей жены. Уже после свадьбы Сати посетила отца, но он в очередной раз начал оскорблять Шиву и прогнал дочь из своего дома. Сати была оскорблена таким отношением к мужу и выйдя за порог родительского дома, совершила самосожжение — сати .

Узнав о самосожжении жены, Шива проклял Дакшу — тот должен был родиться в кшатрийском роду и совершить акт инцеста с собственной дочерью. В дальнейшем Дакша родился как царь Прачетас в роду Друхью в Лунной Династии . Однажды он решил совершить великое жертвоприношение (яджну) всем богам, кроме Шивы. Когда об этом узнал приглашённый на жертвоприношение риши и попытался уговорить царя либо принести жертву и Шиве, либо отказаться от жертвоприношения. Царь отказался приносить жертвы Шиве и попытался продолжить ход жертвоприношения, но риши Дадхичи проклял царя и присутствовавших и воззвал к Шиве, который незамедлительно явил себя собравшимся. Вместе с ним пришла и Парвати и вместе с риши Дадхичи призвала Шиву разрушить жертвоприношение.

Храмы и почитание

Вирабхадра широко почитается в Южной Индии ; во многих шиваитских храмах присутствует изображение Вирабхадры, рядом с ним обычно изображается Дакша с головой козла в молитвенной позе.

Примечания

  1. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.

Источники

  • Махабхарата, книга 12 « Мокшадхарма », главы 284—286: «Жертвоприношение Дакши». Перевод с санскрита, предисловие и примечания Б. Л. Смирнова.
  • Мифы народов мира / Ред. С. А. Токарев. — М.: Советская энциклопедия, 1991
  • Sharabha-upanishada
  • Gonda J. Vishnuism and Shivaism. — London: The Athlone Press, 1970.
  • Mani, Vettam. Puranic Encyclopedia. 1st English ed. New Delhi, Motilal Banarsidass, 1975.
  • A. Jones end James D. Ryan Encyclopedia Of Hinduism, Encyclopedia of World Religions 2007 ISBN 978-0-8160-5458-9
  • Teun Goudriaan, Sanjukta Gupta — A Histiry of Indian Literature. vol. 1&2 1981 ISBN 3-447-02091-1
  • Ali Javid, Tabassum Javeed — World Heritage Monuments and Related Edifices in India 2008 ISBN 978-0-87586-482-8 ; 978-0-87586-483-9
Источник —

Same as Вирабхадра