Трика
(
санскр.
त्रिक
,
IAST
:
trika
— «троица») — понятие
кашмирского шиваизма
, тройственное проявление
Божественного
—
Шива
,
Шакти
и
Ану
; с другой стороны, кашмирский шиваизм носит такое название, потому что понятие троицы является основным в этом учении. Трика проявленa повсюду разными способами и на многих уровнях.
Термин «
Трика
» также является названием одного из крупнейших поднаправлений в кашмирском шиваизме —
Трика-даршана
.
Список самых важных триад в кашмирском шиваизме
Шива, Шакти и Ану
Согласно кашмирскому шиваизму есть три персонифицированных проявления
Единой реальности
:
-
«Высшее проявление» —
Шива
;
-
«Высшая творческая энергия» —
Шакти
;
-
«Духовный
атом
» —
Ану
(иногда «
» — человек).
Пассивно-созерцательное в проявленной реальности олицетворяет Шива, а Шакти выступает в роли активно-творящей космической силы, но различие между ними только формально-языковое, а по сути они есть единое.
Человек есть полное, но ограниченное проявление Единой реальности, в котором постоянно, на разных уровнях, существует связь с ней в виде вибраций (
), персонификацией которых является Шакти — динамический аспект Реальности, единственная, кто может помочь смертному осознать свою принадлежность к Единому, вернуть потерянное знание, что он есть одно с Шивой. Подобное просветление становится возможным только по доброй воле Шивы.
Троичность Шакти
Трика проявляется также в Шакти:
-
пара-шакти
— высшая
внутренняя энергия
Единого;
-
(высшее-невысшее) — срединная энергия Единого, духовный мир;
-
апара-шакти
— низшая энергия Единого, лишённая сознания материя.
Желание, знание и действие
Все действия в этом мире, включая действия Бога, подчиненны трем фундаментальным энергиям:
-
— энергия свободы (воли), эта энергия появляется в начале любого действия или процесса;
-
— энергия знания, действие прежде всего должно быть ясно выражено в сознании;
-
— энергия действия.
Троица знания
-
— познающий субъект;
-
— методы знания;
-
— объект познания.
В кашмирском шиваизме, когда удаётся добиться единства трёх видов знания, то познаётся истинная
природа мира
. Это область недвойственности, достижение состояния Шивы, слияние с Единым.
Три состояния сознания
-
— лишенный сновидений сон, внутренние образы отсутствуют, после пробуждения возможно только смутное воспоминание об испытанном блаженстве;
-
— состояние сновидения, воспринимаются только внутренние образы, но нет возможности действовать;
-
— бодрствующее состояние, осознаются объекты внешнего мира и человек действует в соответствии с этим осознанием.
Помимо этих трех состояний сознания есть четвёртое (
турья
), которое не поддаётся описанию.
Тройственный путь
-
— дорога Шивы, божественный путь; беспрестанное духовное стремление — особенность этого короткого и трудного духовного пути;
-
— путь Божественной энергии, дорога Шакти; на ней
йог
должен быть в состоянии совершенно управлять своими эмоциями и мыслями, полностью сливаться в своём сознание с Божественными энергиями;
-
— индивидуальный путь, доступный для ограниченных существ (ану); здесь
адепт
должен стремиться пробудить свою душу, работая со своим интеллектом (
буддхи
), дыханием (
прана
), физическим телом (
деха
) или внешними объектами, вроде
или изображением своего
гуру
.
Примечания
-
The Trika Śaivism of Kashmir, Moti Lal Pandit, pag. 13
-
The Trika Śaivism of Kashmir, Moti Lal Pandit, pag. 17
-
The Trika Śaivism of Kashmir, Moti Lal Pandit, pag. 14
-
Kashmir Shaivism, The Secret Supreme, Swami Lakshmanjoo, pag. 73
-
The Trika Śaivism of Kashmir, Moti Lal Pandit, pag. 16
-
Kashmir Shaivism, The Secret Supreme, Swami Lakshmanjoo, pag. 33