Планеты DC Comics
- 1 year ago
- 0
- 0
Античное определение планет как «блуждающих звезд» с самого начала было неоднозначным. На протяжении своего существования это слово обозначало множество различных вещей, часто имея несколько значений в одно и то же время. На протяжении тысячелетий использование этого термина никогда не было строгим, расплывчатое понятие планеты то включало, то исключало из себя множество различных объектов от солнца и луны до спутников и астероидов. С развитием знаний о Вселенной слово «планета» также меняло своё значение, отбрасывая старые значение и приобретая новые, однако так и не получило чёткого и конкретного определения.
К концу 19-го столетия слово «планета» так и не получив чёткого определения, тем не менее стало удобным распространённым термином. Оно применялось только к объектам солнечной системы, которых было так мало что все различия могли рассматриваться в индивидуальном порядке. Ситуация изменилась в 1992 году, когда астрономы стали обнаруживать все больше и больше объектов, находящихся за орбитой Нептуна , а также сотни объектов, вращающихся вокруг других звёзд. Эти открытия не только увеличили количество потенциальных планет, но также расширили многообразие их характеристик.
Некоторые были достаточно велики чтобы быть звёздами, а некоторые были меньше нашей Луны . Эти открытия вызвали многочисленные споры о том, что такое «планета».
Четкое определение «планеты» понадобилось в 2005 году , когда был открыт транснептуновый объект Эрида , второй по величине после Плутона — наименьшей среди признанных на тот момент планет. В 2006 году Международный астрономический союз (МАС), признаваемый астрономами всего мира в качестве института, отвечающего за вопросы систематизации наименований и терминологии, огласил своё решение по этой проблеме. Новое определение применяется только к объектам Солнечной системы и устанавливает, что планета есть тело, вращающееся вокруг Солнца , достаточно массивное, чтобы иметь шарообразную форму под воздействием собственной гравитации, кроме того, должное иметь вблизи своей орбиты «пространство, свободное от других тел». В соответствии с новым определением Плутон, наряду с другими транснептуновыми объектами, больше не считается планетой. Данное решение МАС не устранило всех противоречий и, хотя многие учёные согласились с принятым определением, часть астрономического сообщества отрицает его.
Хотя знания о планетах уходят в глубь веков и наличествовали у всех цивилизаций, само слово «планета» — древнегреческое . Греки верили, что Земля неподвижна и находится в центре вселенной , а небо и всё, что на нём видно, вращается вокруг Земли. Греческие астрономы ввели термин πλάνητες αστέρες , «блуждающие звёзды» , для описания отличия звездоподобных объектов, перемещающихся в течение года, в отличие от asteres aplanis , « неподвижных звёзд », которые были неподвижны друг относительно друга. Пять тел, ныне называемых планетами, известные древним грекам — те, которые видны невооруженным глазом: Меркурий , Венера , Марс , Юпитер и Сатурн .
Греко-римская космология обычно рассматривала семь планет, включая в список и Солнце с Луной (традиционно так же поступает современная астрология ); однако, здесь не было единой точки зрения — некоторые астрономы выделяли их в отдельную группу.
В диалоге Timaeus (Тимей) , написанном около 360 до Н. Э., Платон пишет: «Солнце и Луна и пять других звёзд, называемых планетами» . Аналогичные формулировки можно встретить также у его ученика Аристотеля .
В Альмагесте , работе второго века Клавдия Птолемея упоминается «о Солнце, Луне и пяти планетах» . Гай Юлий Гигин явно указывает на «пять звёзд, называемых блуждающими, которые греки называли планетами» .
Точка зрения о семи планетах встречается у Цицерона в Somnium Scipionis , около 53 до н. э., в которой дух Сципиона утверждает «семь небесных сфер содержат планты, по одной планете на сферу, и вращаются в соответствии с вращением небес» . В своей Естественной истории , написанной в 77 н. э., Плиний Старший пишет «о семи звёздах, которые мы называем планетами из-за их движений, ибо никакие звёзды не движутся кроме них» .
Авторы Средневековья и Ренессанса в основном придерживались представления о семи планетах. Средневековое введение в астрономию, Сакробоско , включает Солнце и Луну в список планет , более сложная Theorica planetarum носит подзаголовок «теория семи планет» , в то время как инструкции к Альфонсианским таблицам показывает, как «найти значение солнца, луны и остальных планет» . В Confessio Amantis , поэт XIV века Джон Гауэр , упоминая о планетах и их связях с алхимией , пишет «Of the planetes ben begonne / The gold is tilted to the Sonne / The Mone of Selver hath his part…» (Из свершенных планет / Дано Солнцу злато / Луна же часть свою имеет серебром), показывая, что Солнце и Луна также считаются планетами . Даже Николай Коперник , отвергавший геоцентрическую модель, иногда утверждал, что Солнце и Луна — планеты. В его труде О вращении небесных сфер , он явно разделяет «солнце, луна, планеты и звёзды» ; однако в посвящении работы римскому папе Павлу III Коперник пишет «движения солнца и луны… и пяти остальных планет» . Протопоп Аввакум писал про «пять звезд заблудных» (славянская калька с греческого слова «планета»), но вместе с тем «заблудницей» (то есть планетой) называет и Луну.
Когда гелиоцентрическая система Коперника стала преобладать над геоцентрической, Земля стала считаться планетой, в то время как Солнце и Луна были выведены из этого понятия, что потребовало коренного пересмотра понятий. Как писал Томас Кун , историк науки :
Коперниканцы, не применявшие традиционное название «планета» в отношении Солнца … поменяли значение этого слова так, что оно могло и далее применяться для обозначения небесных тел, но теперь они рассматривались в другом свете… Что касается Луны, человек, перешедший в ряды коперниканцев, мог сказать 'Я считал, что луна — планета (либо смотрел на неё так), но я ошибался.'
Коперник называет Землю планетой во Вращении небесных сфер , где он пишет, «Предполагая движение, которое я приписал Земле далее по тексту, после долгих изучений я обнаружил, что движение других планет действительно коррелирует с вращением Земли…» Галилей также неявно предполагал Землю планетой в своём « Диалоге о двух системах »: «Земля, как и луна или любая другая планета, должна быть среди тех природных тел, которые движутся по кругу» .
В 1781 году астроном Уильям Гершель исследовал небо в поисках объектов с видимым параллаксом и обнаружил объект в созвездии Тельца , который он посчитал кометой . В отличие от звёзд, которые оставались точками даже при высоком увеличении телескопа, этот объект увеличивался пропорционально увеличению телескопа. О том, что этот странный объект может быть планетой, Гершель и не думал — все известные планеты были описаны ещё греками и никаких открытий, изменяющих эту модель, не было. Астероиды тогда ещё не были известны, и единственные движущиеся объекты, наблюдаемые с помощью телескопов на то время, были кометы . Но в отличие от комет, этот объект двигался по практически круговой орбите и лежал в плоскости эклиптики . До того, как Гершель сообщил об открытии «кометы», его британский коллега написал ему: «Я не знаю, как это назвать. Оно больше похоже на планету, движущуюся по круговой орбите, чем на кометы, имеющие большие эксцентриситеты . Я не видел комы или хвоста» . «Комета» была также очень далеко, гораздо дальше от Солнца, чем расстояние, на котором кометы обычно становятся видны. Впоследствии тело было признано седьмой планетой и названо Уран — отец Сатурна в римской мифологии.
Гравитационные искажения в движении Урана по орбите привели к обнаружению в 1846 году Нептуна , а предполагаемые нерегулярности в движении последнего привели к поискам и обнаружению Плутона в 1930 году . В 1989 году, « Вояджер 2 » решил проблему, связанную с неправильной оценкой массы Нептуна .
Когда Коперник перевёл Землю в разряд планет, он также поместил Луну на орбиту вокруг неё, тем самым присвоив ей статус естественного спутника , первого открытого. Когда Галилео Галилей открыл четыре спутника Юпитера (1610), он тем самым укрепил доводы Коперника, так как если одна планета имела спутники, почему бы другой планете — Земле — их не иметь. Однако его открытие поставило новый вопрос — следует ли считать эти новые объекты планетами. Галилей изначально назвал их «Медичейские светила» [ источник не указан 2991 день ] , в честь своего покровителя Медичи , но писал о них как о «четырёх планетах, летающих вокруг Юпитера с неравными интервалами и периодами с большой скоростью» . Аналогично, Христиан Гюйгенс , после открытия спутника Сатурна Титана в 1655 году, использовал для его описания множество разных терминов, в том числе «planeta» (планета), «stella» (звезда), «Luna» (луна), и современный «спутник» . Джованни Кассини , объявляя об открытии Япета и Рея в 1671 и 1672 годах, описывал их как Nouvelles Planetes autour de Saturne («Новые планеты вокруг Сатурна») . Однако, когда «Journal de Scavans» сообщал об открытии Кассини в 1686 году двух новых спутников Сатурна, он называл их исключительно «спутники» . Когда Уильям Гершель сообщал об открытии двух объектов на орбите вокруг Урана, он использовал термины «спутник» и «вторичная планета» (secondary planets) . Все последующие публикации об открытиях использовали термин «спутник» , кроме издания 1868 года, «Smith’s Illustrated Astronomy», где использовался термин «вторичные планеты» .