Interested Article - Пропавший без вести (альбом)

«Пропавший без вести» — шестнадцатый студийный альбом российской рок-группы ДДТ , выпущенный 23 апреля 2005 года лейблом CD Land Records . Вышел на компакт-дисках и магнитофонных кассетах.

История создания

В сентябре 2003 года появилась первая акустическая демозапись восьми песен, шесть из которых вошли в новый альбом. Работа продолжалась, и к ноябрю было записано ещё пять треков, предварительные варианты которых были готовы к декабрю. Затем совместно с музыкантами группы ДДТ началась плотная работа над новыми аранжировками и звучанием. Запись осуществлялась на студии ДДТ в Санкт-Петербурге с июня 2004 по апрель 2005 года. Константин Шумайлов : «Мы попытались объединить очень разные по динамике звучания песни альбома звучанием ритм-секции : бас-гитара , ударные и компьютерные sample-петли . Эта музыкальная конструкция лежит в основе аранжировок почти всех песен» .

Сведение материала происходило в Киеве на студии KRUZ. Звукорежиссёры — Дмитрий Иваней, Сергей Круценко, Алексей Ткач. По словам Юрия Шевчука, «Киев после Питера — самый любимый город, будь у меня деньги — купил бы комнатку здесь в коммуналочке. Вот мы сидели в Киеве ночь после сведения. Я не выпиваю — пост , а ребята себе немножко позволили. Я подливал красное винцо Игорю Тихомирову , звукорежиссёру нашему, и клавишнику Косте Шумайлову, которому много пришлось поработать, — и вот мы сидели, слушали этот альбом и тащились. До утра. Вот это главное — ночь в Киеве, весна, каштаны цветут. Эта ночь дорогого стоит. Ради неё, может, мы и работали год и восемь месяцев. А что уж там дальше будет — не нашего ума дело… Хотели сделать альбом музыкальный, где бы тембр звука — растопыренные гитары — говорил не меньше, чем слова. В этом звуке наш протест против причёсанной электрогитары с фуззом , которую некоторые „глухие“ масс-медиа называют роком. Мы показали своё понимание рока. И вместе с тем это современное звучание» . В интервью « Витебскому Курьеру » от 18 июня 2004 года было разъяснение: «Если у тебя гитара с фуззом и ты называешься „ Корни “, — это ещё не рок-н-ролл» . «Сидя дома, поняли, что невозможно сделать, то, что надо — дома, а здесь и студия более высокого класса», — говорил звукорежиссёр записи Игорь Тихомиров.

Корпорация «CD-Land» заявила пластинку как «бескомпромиссный рок-альбом». В Москве состоялась пресс-конференция. В ней приняли участие сам Шевчук, Константин Шумайлов, директор группы Александр Тимошенко и президент компании Юрий Цейтлин .

«Мы постарались сделать альбом так, чтобы звук в нём стал словом, чтобы чувство стало звуком. Этим альбомом мы пытались объяснить, что для нас сейчас такое русский рок . Одно из рабочих названий альбома, кстати, такое и было: „Русский рок“. Записали, короче говоря, очередной культовый альбом, что делать», — рассказал Шевчук в интервью газете « Известия » . Это подведение итогов к юбилею и философские размышления «об одиночестве и о людях, которые не пришлись новым законам, правилам игры, вот этой новой жизни… У нас есть песня „А мог бы“. А мог бы жить, а мог бы быть не цифрой, не винтиком, не шпунтиком, но личностью, человеком. Мы постарались в этом альбоме о сложном сказать просто» . Пластинка заканчивается песней с рефреном «Привет с того света».

На композицию «В бой» в 2005 году был снят клип, режиссёр — Олег Флянгольц .

Существует версия, что альбом посвящён бывшему участнику группы Владимиру Сигачёву , о котором нет достоверной информации после 1993 года. Некоторые меломаны предполагают, что это касается и Георгия Ордановского , лидера группы «Россияне», исчезнувшего в январе 1984 года. Юрий Шевчук, комментируя название, призывал слушателей иметь в виду, что в современной России проживает масса людей, потерявших смысл жизни («Вас — миллионы, бродят между нами» ). Таких он и называет «пропавшими без вести» .

Дело было в Минске , паренёк лет 13. Я выхожу с концерта, у него глаза горят, чистый такой, и говорит: «Юрий Юлианович, а можно вопрос?». Я говорю: «Да, сынок». «А вот будет когда-нибудь счастье, свобода?». Я говорю: «Нет, сынок, не будет». «Да?». «Да». «А как же жить тогда?». И так всё это искренне, я сразу себя узнал, когда в пионеры принимали. Я говорю: «Сынок, в нас всё это есть». А на земле рая, конечно, не будет.

Концертный тур

24 июня 2005 года ДДТ отметили свой 25 летний юбилей, организовав на стадионе « Петровский » грандиозный праздник, собравший 25 тысяч зрителей . Как утверждали очевидцы, это было значительное и эффектное трёхчасовое шоу европейского уровня, причём тексты песен прекрасно различались даже в полукилометре от стадиона .

31 июля состоялось выступление на рок-дискотеке в рамках фестиваля « Новая волна 2005 » . Тогда Шевчук занимался отбором исполнителей и вычеркнул из списка « Би-2 », Вячеслава Бутусова и « Зверей », оставив лишь группы Butch , «Авеню» и « Пилот ». Остальным пришлось играть и петь в другой день, на поп-дискотеке. Именно там «Би-2» передали Юрию Юлиановичу официальное «спасибо»: во время исполнения песни «Революция» на сцену вышли стриптизёрши в футболках «ДДТ» и разорвали их . 7 августа группа в качестве хэдлайнера закрывала фестиваль « Нашествие 2005 », и поэтому традиционно со сцены исчезла реклама пива . Выступление длилось почти 3 часа . Плейлист был предсказуемый: новые песни плюс старые хиты, включая « Не стреляй! », « Родина », « Что такое осень », « Это всё » .

В эфире « Муз-ТВ » показывался клип «Пропавший без вести», который на самом деле являлся отрывком из концерта 12 ноября 2003 года .

18 сентября 2005 года на центральной площади Владивостока был организован бесплатный концерт, куда пришли 100 тысяч человек. «Концерт будет качественным, не таким, какие вам показывают охламоны с мини-дисками. Мы хотим сделать настоящий рок-концерт европейского уровня, с хорошим звуком, словом, светом», — рассказал Шевчук. Поскольку на Дальнем Востоке не нашлось качественной аппаратуры, то большую часть техники «ДДТ» пришлось везти с собой по железной дороге . В итоге мощность порталов составила 110 кВт . « МК-Владивосток » помог покрыть расходы на переезд. Выступления с успехом прошли в 47 городах России, Украины, Белоруссии, Германии, Израиля и Великобритании .

Заключительный концерт состоялся 4 декабря 2005 года в московском спортивном комплексе Олимпийский , по нему был сделан фильм «Пропавший без вести», режиссёр — Роман Шмидт, монтаж — Александр Богаченков, Юрий Шевчук, Александр Бровко . Мероприятие посетили 20 тысяч человек. В традиционной разговорной части лидер «ДДТ» призвал присутствующих: «Размножайтесь, а то китайцы наступают! Попса всё поёт про любовь, а народонаселение падает». Далее он объяснил, что «попса» для него — это политики и бизнесмены, которые разворовывают страну. Затем поинтересовался у москвичей, ходили ли они на выборы и произнёс: «Голосуй — не голосуй, все равно получишь…», протянув микрофон в зал. Продолжение фразы зрители озвучили хором . Во время исполнения песни «Звезда» экраны показывали хронику Первой чеченской войны , «Адам и Ева» — танцующих Джона Леннона и Йоко Оно , «Мама, это — рок-н-ролл» — участников Ленинградского рок-клуба , «Рабочий квартал» — кадры из фильма « Метрополис ». Видео транслировалось по Первому каналу 16 мая 2007 года как «Юбилейный концерт Юрия Шевчука в Олимпийском» .

В концертной программе коллектива 2010-х годов находилась лишь одна заглавная песня. «В бой» исполнялся в ретроспективе «История звука».

Критика и отзывы

Обозреватель журнала Rolling Stone Леонид Новиков поставил альбому 4 звезды из 5 отметив, что «электронные изыски Шумайлова, фольклорный хор, прозрачность остроумных аранжировок, фриджазовые разработки, убедительный вокал Шевчука, понятный и верный поэтический посыл — все удачно слилось в единую канву» .

Как не раз отмечали критики и сами музыканты, нормальный срок жизни рок-группы — 10 лет. Затем она костенеет, превращается в бренд и может вполне успешно существовать, даже лишившись всего того состава участников, который некогда принес ей славу. Но прорыва, сколько-нибудь значительного движения вперёд в таком случае ожидать сложно .

В 2010 году, во время первого концерта группы U2 в России, Боно и его коллеги познакомились с Шевчуком, который дал послушать альбомы «ДДТ». Как ни странно, им понравился «Пропавший без вести» .

«Наш НеФормат» подчеркнул, что песни воспринимаются двояко: с одной стороны, они звучат аутентично, сочетая в себе гармонии современной электронно-гитарной музыки и женский фольклорный бэк-вокал, развивая идеи неординарной для «ДДТ» работы « Мир номер ноль ». С другой — Юрий Юлианович создаёт новые произведения на основе старых, не брезгуя цитировать себя самого, но тогда ещё молодого и резвого. Как пример, можно взять «В бой» . Новый альбом может считаться продолжением экспериментов, как симбиоз «индустриального» наследия Трента Резнора , лидера Nine Inch Nails , и русского фольклорного песнопения («Мог бы», «Звезда», «Дым»), по соседству с мягкими, почти лирическими балладами («Пропавший без вести», «Небо над озером»), которые могли бы с легкостью украсить, например, « Метель августа » и придутся по душе тем, кому больше нравятся «старые» ДДТ . Рецензия на сайте Tektonika.ru отмечает, что из-за стилевого разнообразия Шевчук часто касается творчества других музыкантов: в «25» есть сходство с Борисом Гребенщиковым , «Адам и Ева» — «привет» Илье Лагутенко . Помимо этого, «Русский рок» — не песня, а кантата .

« Музыкальная газета » выделила те песни, что оставляют странное впечатление — «Понимающее сердце», «25», «Адам и Ева», «Русский рок» (в пару к пресловутой « Попсе ») . Альбомы у Шевчука получаются смутными — мыслитель давит лирикой, и музыка под стать мрачному настроению и серым обложкам получается психоделической. Неформатность пластинки не становится поводом к её замалчиванию, напротив, некоторые радиостанции запустили в эфир композицию «Пропавший без вести». Алексей Мажаев ограничился фразой, что группа «ДДТ» выпустила очередной загрузочный альбом, а Шевчук в своей борьбе с попсой дошёл до абсурда и пишет такие песни, что их слушать невозможно .

Мнение Вадима Курылёва :

работа серьёзная, титанический, можно сказать, труд. Очень хорошо представляю, как происходит создание таких шедевров, поэтому понимаю, что и музыкантам, и звукорежиссёрам пришлось нелегко. Тем более что записывали чуть ли не целый год. В общем, если бы я не ушёл во время записи « Единочества », то во время записи этого альбома уже точно покинул «ДДТ» раз и навсегда — это уже совсем не моя музыка. В «Единочестве» ещё удавалось (или казалось, что удаётся) внести какие-то элементы живого звучания в уже тогда затвердевавший бетонный монолит новейшей индустриально - бардовской концепции Шевчука. Видимо, я только все портил, но зато теперь такой стилистической собранности, как в новом альбоме, никогда раньше не было. Стройность эта, правда, потребовала многих жертв — в первую очередь пострадала живая составляющая музыки, то есть для меня — главная составляющая. Такой холодной музыки никогда от «ДДТ» не слышал и сам не играл никогда. В принципе, понимаю, куда тут идет уклон, на что альбом сориентирован. В то же время — тексты по-прежнему интересны и глубоки, есть очень яркие вещи, но я бы лучше их просто прочитал в напечатанном виде — с таким сопровождением их трудно воспринимать. Пожалуй, самое живое произведение на альбоме — заглавная песня «Пропавший без вести», хотя контрабас надо было погромче сделать, все-таки он ещё добавил бы жизни. Зато некоторые «живости» совсем не симпатичны: немного раздражают подпевальщицы — иногда они бывают к месту, а в основном создают какой-то лубочный фон, впрочем, всегда столь любимый ЮЮ. В карикатурно-ироническом контексте я этот сувенирный рашн-колабашн ещё воспринимаю, но когда всё всерьёз — нет.

Литературный фолк-индастриал — какие тут шутки! Я понимаю, что русско-народные созвучия призваны здесь драматически оттенить жесткую холодность техно-каркаса альбома, но не верится, что кибер-лапотничество в содружестве с рок-патетикой спасут империю «ДДТ» от полного развала. Но, достаточно хорошо зная Юру, могу почти с уверенностью утверждать, что цель у него другая — его мало волнует состояние и настроение коллектива, главное — личное творческое движение. И это, конечно, правильно с позиции развития искусства .

Детали издания

  • В переиздание 2014 года, которое подготовила компания « Navigator Records », вошёл альбом «Пропавший без вести» на CD и видео-версия на DVD . Специально для этого видеоматериал прошёл процедуру реставрации: были исправлены ошибки технического характера, а также улучшено само изображение.
  • Трек под названием «Звезда», с совершенно иными текстом и музыкой, в 2014 году был издан на пластинке « Прозрачный » . Песня «Дым» в другой аранжировке также вошла в альбом « Прекрасная любовь ».
  • В 2022 году альбом был выпущен на грампластинке лейблом Imagine Club .

Список композиций

  1. «Мог бы» — 7:16
  2. «В бой» — 6:11
  3. «Пропавший без вести» — 4:36
  4. «Звезда» — 7:26
  5. «Небо над озером» — 1:40
  6. «Дым» — 6:22
  7. «Понимающее сердце» — 5:12
  8. «25» — 5:58
  9. «Адам и Ева» — 7:18
  10. «Контрреволюция» — 6:28
  11. «Русский рок» — 11:02

Участники записи

Примечания

  1. Леонид Новиков. Привет с этого света // Rolling Stone . — Июнь 2005. — С. 87 .
  2. . Дата обращения: 22 мая 2013. Архивировано из 13 февраля 2013 года.
  3. Пономарёв, Вадим. . NEWSmusic.ru (9 мая 2005). Дата обращения: 29 марта 2018. 30 марта 2018 года.
  4. Лавинский, Игорь . Наш НеФормат (23 мая 2005). Дата обращения: 28 марта 2015. 24 октября 2014 года.
  5. , с. 220.
  6. . ddt.ru. Дата обращения: 25 апреля 2022. Архивировано 28 декабря 2005 года.
  7. Александр Кутынко. . «Мир ДДТ» (18 июня 2004). Дата обращения: 14 мая 2022.
  8. . Дата обращения: 29 марта 2018. 30 марта 2018 года.
  9. . Дата обращения: 30 марта 2022. 30 марта 2022 года.
  10. . Дата обращения: 30 марта 2022. 30 марта 2022 года.
  11. . ddt.ru. Дата обращения: 25 апреля 2022. Архивировано 15 декабря 2005 года.
  12. Николаева, Элина. . « Московский комсомолец » (5 декабря 2005). Дата обращения: 25 июня 2018. 25 июня 2018 года.
  13. . Дата обращения: 14 апреля 2022. 10 октября 2014 года.
  14. . Дата обращения: 25 июня 2018. 25 июня 2018 года.
  15. , с. 224.
  16. . Дата обращения: 29 марта 2018. 29 марта 2018 года.
  17. . Дата обращения: 25 июня 2018. 25 июня 2018 года.
  18. . Дата обращения: 25 июня 2018. 25 июня 2018 года.
  19. . Дата обращения: 25 июня 2018. 25 июня 2018 года.
  20. . « Музыкальная газета » (8 ноября 2005). Дата обращения: 29 апреля 2022. 27 января 2020 года.
  21. Дата обращения: 29 апреля 2022. 30 июня 2017 года.
  22. . Дата обращения: 25 июня 2018. 25 июня 2018 года.
  23. . Дата обращения: 25 июня 2018. 25 июня 2018 года.
  24. . Дата обращения: 29 марта 2018. 29 марта 2018 года.
  25. . Дата обращения: 29 марта 2018. 29 марта 2018 года.
  26. . Дата обращения: 29 марта 2018. 30 марта 2018 года.
  27. . « Выргород ». Дата обращения: 29 апреля 2022. 28 октября 2020 года.
  28. . Дата обращения: 29 марта 2018. 15 июня 2018 года.
  29. . Дата обращения: 26 марта 2020. 26 марта 2020 года.
  30. . Дата обращения: 24 августа 2012. 7 июля 2010 года.
  31. . Дата обращения: 22 мая 2013. Архивировано из 5 сентября 2013 года.
  32. . «Конкурент» (6 октября 2010). Дата обращения: 29 апреля 2022. 27 июня 2013 года.
  33. . Дата обращения: 24 августа 2014. 26 августа 2014 года.
  34. . Дата обращения: 24 августа 2012. 6 марта 2016 года.
  35. . Дата обращения: 31 марта 2018. 1 апреля 2018 года.
  36. . Дата обращения: 30 марта 2022. 2 апреля 2015 года.
  37. . Дата обращения: 14 июня 2023. 14 июня 2023 года.

Литература

  • И. А. Буйнов. . — Rhema. Рема, 2010. — № 3 .
  • Э. Пшибыл-Садовска, Я. Садовски. . — Русская рок-поэзия: текст и контекст, 2010. — № 11 .
  • Махмутов, Н. . — Уфа: Лето, 2015. — 300 с. — ISBN 978-5-87308-137-9 .
  • Шевчук Ю. Ю. Сольник: альбом стихов. М.: Новая газета , 2009. 208 с. ISBN 978-5-91147-005-0

Ссылки

Источник —

Same as Пропавший без вести (альбом)