Interested Article - Виртуальный ютубер

Фрагмент стрима Гаку Фусими, участника виртуального агентства

Виртуальный ютубер ( яп. バーチャルユーチューバー ба:тяру ю:тю:ба: , англ. Virtual YouTuber ) , или V-тубер ( жарг. витубер, втубер ; англ. VTuber , яп. ブイチューバー ) — создатель видеороликов ( видеоблогер , стример ), скрывающий свою внешность за цифровым аватаром — персонажем, созданным с помощью компьютерной графики и управляемым с помощью специальных программ для захвата движения (в отличие от других блогеров, использующих только веб-камеру ). Данный тренд зародился в Японии в середине 2010-х годов, однако наибольшую популярность он приобрёл в начале 2020-х годов, став всемирным интернет-феноменом .

По состоянию на 2020 год, в Интернете насчитывалось свыше 10 тысяч виртуальных ютуберов , большинство из которых говорили на японском либо на английском языке. Несмотря на то, что данный термин подразумевает под собой исключительно пользователя YouTube , V-туберы, как и «живые» стримеры, используют для своей деятельности и другие платформы — Niconico , Twitch и (англ.) , а также социальные сети ( Facebook , Twitter и т. д.).

Первой, к кому был применён термин « виртуальный ютубер », стала Kizuna AI , чей YouTube-канал был запущен в декабре 2016 года. Её популярность повлекла за собой возникновение новых «виртуальных» контент-мейкеров и подтолкнула к созданию агентств для их продвижения, в том числе таких крупных, как (англ.) , (англ.) и (англ.) . Вне Японии тренд получил огромное развитие благодаря фэнсабам — переведённым фанатами стримам или их фрагментам ( жарг. «нарезкам» ) — и появлению V-туберов среди пользователей из других стран , в том числе из России и стран СНГ . На счету многих виртуальных талантов (в частности, японских) — наличие мировых рекордов, связанных с прямыми трансляциями, а также участие в местных рекламных кампаниях.

Обзор

Как правило, виртуальные ютуберы (чаще именуемые V-туберами) — это создатели медиаконтента и онлайн-стримеры на YouTube или любом другом видеохостинге . От обычных ютуберов (и видеоблогеров в целом) их отличает использование анимированных (частично или полностью) аватаров, созданных с помощью программ для 2D- и 3D -моделирования и изображающих вымышленного персонажа, дизайн которого разрабатывается специально нанятым онлайн-художником либо (реже) самим автором канала, имеющим навыки рисования . Деятельность многих V-туберов идёт вразрез с их настоящей личностью, и они не связаны физическими ограничениями . Некоторые пользователи YouTube, особенно из маргинализированных сообществ , предпочитают использовать аватары, отражающие их онлайн-идентичность, по соображениям личного комфорта и безопасности , а трансгендеры — для лучшего её представления своей аудитории .

Поведение V-туберов нередко сравнивают с кейфебом в реслинге , где исполнитель поддерживает придуманный для ринга образ и вне представлений, постоянно «притворяясь» своим персонажем даже в обыденной жизни. V-тубер может сохранять свою цифровую личину во всех виртуальных взаимодействиях — например, на YouTube, Twitch , Twitter , Instagram ; при этом его настоящая личность остаётся неизвестной. Бывший рестлер WWE Бреннан «Mace» Уильямс , в 2021 году начавший карьеру виртуального стримера на Twitch, отметил, что эти две профессии — «буквально одно и то же» .

В широких кругах виртуальные ютуберы стойко ассоциируются с японской поп-культурой ( аниме , мангой ) и моэ - антропоморфизмом . Персонаж V-тубера может иметь как полностью человеческие, так и животные ( нэко , фурри ) либо фэнтезийные черты ( эльфы , пришельцы и т. п.) .

Технология

Виртуальный ютубер машет рукой, используя отслеживание рук

Аватар виртуального ютубера анимируется с помощью веб-камеры и ПО для захвата движения , которое считывает мимику и/или жесты стримера и накладывает их на модель отыгрываемого им персонажа. На данный момент для записи видео с применением цифровых аватаров ( жарг. V-тубинга ) доступны как платные, так и бесплатные приложения, причём одни из них можно использовать даже без веб-камеры (хотя и с заранее заданными анимациями), а другие совместимы с оборудованием виртуальной реальности и устройствами слежения за движениями рук . Некоторые ПО поддерживают в качестве дополнительной видеокамеры смартфоны с системой распознавания лиц ( Face ID для IPhone ), инфракрасный датчик которых обеспечивает более точный mo-cap .

Для скелетной анимации ( рига ) моделей, получаемых из двумерного рисунка, преимущественно используется проприетарная (англ.) , в то время как для создания трёхмерных персонажей нередко применяются такие программы, как VRoid Studio . Стоимость заказанного аватара может достигать 2000 $ в зависимости от уровня детализации . Однако некоторые стримеры используют вместо модели статичный PNG - спрайт ; для них был придуман шуточный термин «PNG-туберы» ( англ. PNGTubers ) .

В качестве альтернативы для Live2D предлагаются программы с открытым исходным кодом (такие, как ), однако (из-за антиконкурентной лицензионной практики последней ) они не обеспечивают обратной совместимости с её стандартами. Для работы с 3D-аватарами, напротив, существует открытое ПО, совместимое с проприетарным — например, .

В настоящее время возникла тенденция к внедрению искусственного интеллекта (в том числе нейросетей ) при создании виртуальных ютуберов — от дизайна персонажа до его характера и взаимодействия со зрителями (подобно чат-боту ). Ярким примером такого V-тубера является (англ.) , разработанная программистом под ником vedal987 и «дебютировавшая» в январе 2023 года.

Агентства и коммерциализация

Крупные виртуальные ютуберы зачастую нанимаются в специализированные (англ.) , чья деятельность во многом схожа с идол-группами и, как следствие, использует ту же политику в отношении участников и терминологию — например, понятие « выпуск » ( англ. graduation ) обозначает уход или увольнение . Агентство нанимает стримеров для изображения персонажей, разработанных компанией, которые затем коммерциализируются с помощью мерчандайзинга и других рекламных интеграций, а также традиционных источников дохода, таких как монетизация видеороликов и донаты .

  • Агентство (англ.) насчитывает свыше 60 V-туберов в 3 женских (hololive, hololive ID , hololive EN ) и 2 мужских (HOLOSTARS, HOLOSTARS EN) филиалах.
  • (англ.) насчитывает свыше 160 V-туберов в двух филиалах — японском и английском.
  • (англ.) , основанное в ноябре 2020 года, стало одним из первых западных виртуальных агентств.

История

Предшественники

12 февраля 2010 года компания-разработчик визуальных новелл Nitroplus создала канал на YouTube от лица своего маскота Супер Сонико . Сонико общалась со зрителями в прямом эфире, рассказывая им о себе и о предстоящих релизах . 13 июня 2011 года своё первое видео выпустила блогер (англ.) — англичанка японского происхождения, транслировавшая вместо себя трёхмерную модель смуглой черноволосой девушки . В 2012 году японская компания Weathernews Inc. запустила стилизованного под вокалоида персонажа по имени Айри ( англ. Weatheroid Type A Airi ), которая вела круглосуточный прогноз погоды на сайте компании, на YouTube- и Niconico-каналах . В 2014 году Айри получила сольную программу, выходящую по четвергам, и начала вести прямые трансляции с применением motion capture.

В 2014 году состоялся релиз приложения , которое впервые позволило загружать и использовать в домашних условиях модели с лицевой анимацией в реальном времени . В 2015 году для него было выпущено официальное DLC с поддержкой аватаров, разработанных с помощью Live2D.

Прорыв и дальнейшее развитие

Kizuna AI стала первым общеизвестным виртуальным видеоблогером.

В декабре 2016 года на YouTube дебютировала Kizuna AI ( Ай Кидзуна ), добившаяся бешеной популярности. Она стала первой, кто ввёл и использовал термин «виртуальный ютубер», так как, по задумке авторов, представляла собой искусственный интеллект . Разработанная японской продюсерской компанией Activ8 и озвученная сэйю Нодзоми Касугой , Кидзуна создала ощущение «реальной близости» со зрителями, регулярно отвечая на их вопросы. За 10 месяцев на её канал «A.I.Channel» подписалось свыше 2 000 000 пользователей, а позже ей дали почётное звание амбассадора (англ.) .

Внезапная популярность Ай Кидзуны привела к появлению новых виртуальных талантов — с мая по июль 2018 года их количество выросло с 2 000 до 4 000 . (яп.) и (яп.) стали вторыми после Кидзуны V-туберами, набравшими максимальное количество подписчиков (750 000 и 625 000 соответственно) .

В том же 2018 году японская компания Anycolor Inc. запустила агентство (англ.) , которое популяризировало использование Live2D-аватаров вместо 3D-моделей (создававшихся, как правило, с помощью MikuMikuDance ), а также переход на прямые онлайн-трансляции (стримы) вместо коротких видеоклипов, что было стандартом для Kizuna AI и подобных ей каналов . Другая компания — Cover Corporation, изначально занимавшаяся разработкой ПО для виртуальной и дополненной реальностей , также сфокусировалась на виртуальных ютуберах, основав агентство (англ.) .

После успеха в Японии тренд стал распространяться по всему миру, произведя сильное впечатление на зарубежных поклонников аниме и манги . Крупные агентства — Hololive и Nijisanji — открыли свои подразделения в Индонезии , Китае , Южной Корее и Индии (ныне расформированы, за исключением Hololive ID), а в сентябре 2020 и мае 2021 (соответственно) — англоязычные филиалы, ориентированные на глобальную аудиторию. В то же время во множестве стран стали появляться новые независимые V-туберы. В общей сложности, к июлю 2018 года у виртуальных ютуберов насчитывалось около 12,7 млн подписчиков и свыше 720 млн просмотров , а их количество к 2020 году превысило 10 000 .

Популярность тренда достигла своего пика во время пандемии COVID-19 , вызвавшей прирост количества просмотров и подписчиков у многих стримеров, а также поисковых запросов по теме V-тубинга в Google . В августе 2020 года был составлен топ-10 пользователей YouTube с максимальным количеством суперчатов (платных сообщений от подписчиков), первые 7 мест которого заняли виртуальные ютуберы, включая лидера — участницу Hololive Production (яп.) , заработавшую около 85 млн. ¥ . На долю V-туберов приходилось 38 % из 300 самых прибыльных YouTube-каналов с общим доходом в размере 26 229 911 долларов США (примерно половина из которых приходилась на пожертвования зрителей) .

Одновременно с этим, англоязычные виртуальные стримеры — такие, как (англ.) и (англ.) — начали создавать аккаунты и набирать аудиторию на платформе Twitch . В мае 2021 года Twitch добавил тег «VTuber» для стримов в рамках более широкого расширения своей системы тегов .

В сентябре 2020 года Anycolor, материнская компания Nijisanji, организовала «Команду по противодействию агрессивным действиям и клевете» ( англ. Aggressive Acts and Slander Countermeasure Team ), направленную на защиту виртуальных талантов от домогательств и преследований , а также принятие юридических мер против лиц, виновных в онлайн-харассменте и сталкинге . Это объявление последовало после того, как участница пятого поколения Hololive Алоэ Мано покинула агентство после двух недель работы из-за преследований .

В отчёте YouTube «Культура и тенденции 2020 года» V-туберы выделены как один из заметных трендов года: к октябрю их просматривали 1,5 миллиарда раз в месяц . 30 марта 2021 года Kizuna AI была избрана в качестве одной из 60 лучших влиятельных людей Азии .

В том же 2021 году Гавр Гура — участница первого англоязычного филиала Hololive Production — побила рекорд Кидзуны по максимальному количеству подписчиков на YouTube среди виртуальных ютуберов. 4 июля Гура стала первым V-тубером, набравшим 3 миллиона подписчиков, а 16 июня 2022 года её аудитория возросла до 4 миллионов .

Маркетинг

Вследствие большой популярности виртуальные ютуберы, как и другие медиа-персоны, часто привлекаются различными организациями и компаниями для рекламы их товаров или услуг. Так, после того как в 2018 году SoftBank анонсировал выход смартфона IPhone XS , Kizuna AI, присутствовавшая на мероприятии, продвигала продукт на своём канале . В августе того же года компания Wright Flyer Live Entertainment выпустила мобильное приложение, позволяющее V-туберам поддерживать связь со зрителями во время прямых трансляций и монетизировать их .

24 июня 2019 года Луна Кагуя (см. выше) в сотрудничестве с Nissin Foods провела прямую трансляцию через смартфон, подвешенный на воздушном шарике , с целью рекламы якисобы Nissin UFO. К концу стрима смартфон достиг высоты в 30 км над уровнем моря, побив тем самым рекорд Книги рекордов Гиннесса по максимальной высоте, с которой была осуществлена видеозапись в прямом эфире (предыдущий рекорд составлял 18,42 км) .

В июне 2022 года участница Hololive (яп.) стала амбассадором франшизы Sonic the Hedgehog в Японии . Для игры Sonic Frontiers вышло стилизованное под неё DLC , а сама Коронэ приняла участие в японском дубляже фильма « Соник 2 в кино ». Её небольшое камео также появилось в 94-й серии аниме Yo-kai Watch ♪ , вышедшей в марте 2023 года .

Некоторые компании запускают собственные маскоты в качестве виртуальных стримеров . Так, своего V-тубера-талисмана имеют префектура Ибараки ( ), Netflix ( N-ko с канала Netflix Anime ) и Crunchyroll ( , чей канал был запущен в октябре 2021 года ). Компания Sega к 30-летию Sonic the Hedgehog планировала выпускать стримы с Соником , озвученным Дзюнъити Канэмару , в роли ведущего . Компания Kadokawa создала виртуальный аватар главной героини ранобэ Tokidoki Bosotto Roshia-go de Dereru Tonari no Alya-san Алисы Кудзё и назвала её первым витубером в истории ранобэ .

См. также

Примечания

  1. . Rest of World. 2021-07-26. из оригинала 6 февраля 2022 . Дата обращения: 23 мая 2023 .
  2. . South China Morning Post (9 мая 2022). Дата обращения: 28 мая 2023. 28 мая 2023 года.
  3. . PANORA (15 января 2020). 31 января 2020 года.
  4. Chen, James (англ.) . Polygon (30 ноября 2020). 8 декабря 2020 года.
  5. Nagata, Kazuaki (англ.) . The Japan Times (17 июля 2018). 14 февраля 2019 года.
  6. Dazon, Laura (англ.) . Quench (16 марта 2020). 21 января 2021 года.
  7. Lufkin, Bryan (2018-10-02). . BBC (англ.) . из оригинала 13 августа 2019 . Дата обращения: 30 мая 2023 .
  8. Faber, Tom (2021-04-20). . Financial Times . из оригинала 28 ноября 2022 . Дата обращения: 30 мая 2023 .
  9. Mancuso, Devin (англ.) . www.virtualhumans.org (15 декабря 2020). 28 ноября 2022 года.
  10. Turner, Anna Birna. : [ англ. ] . — 2022-06-24. — P. 35.
  11. D'Anastasio, Cecilia. . Wired (англ.) . ISSN . из оригинала 25 августа 2021 .
  12. Bredikhina, Liudmila (2021-03-01). . Replaying Japan (англ.) . 3 : 21. из оригинала 22 декабря 2022 .
  13. Hernandez, Patricia (англ.) . Polygon (18 февраля 2021). 11 октября 2021 года.
  14. Martinello, Eva (англ.) . Dot Esports (29 января 2021). 1 сентября 2021 года.
  15. Çakır, Gökhan (амер. англ.) . Dot Esports (29 января 2021). 1 сентября 2021 года.
  16. Weatherbed, Jess (англ.) . TechRadar (24 декабря 2021). 28 декабря 2021 года.
  17. Hernandez, Patricia (англ.) . Polygon (14 сентября 2020). 3 июля 2022 года.
  18. (англ.) . Anime Corner (12 февраля 2022). 26 мая 2022 года.
  19. . 15 марта 2023 года.
  20. . vrm-consortium.org . 16 февраля 2023 года.
  21. Marinescu, Jake Dean, Delia (англ.) . Slate Magazine (10 июня 2021). 8 ноября 2021 года.
  22. (англ.) . Vice . 31 мая 2022 года.
  23. Логотип YouTube . Дата обращения: 1 июня 2023. Архивировано 5 января 2021 года.
  24. Логотип YouTube . Дата обращения: 1 июня 2023. Архивировано 11 марта 2020 года.
  25. Логотип YouTube . Дата обращения: 1 июня 2023. Архивировано 18 марта 2022 года.
  26. . Хабр (28 декабря 2013). Дата обращения: 1 июня 2023. 1 июня 2023 года.
  27. Loveridge, Lynzee (2020-04-25). . Anime News Network . из оригинала 14 мая 2020 .
  28. . Национальная туристическая организация Японии. 14 февраля 2019 года.
  29. Nagata, Kazuaki (2018-07-17). . The Japan Times . из оригинала 14 февраля 2019 .
  30. 公開, 日時 . Dengeki Online . 1 февраля 2021 года.
  31. . Mogura VR (10 июля 2018). 17 сентября 2020 года.
  32. Regis, Rafael (2021-08-25). [Analysis of the economic impact, expansion of popularity and new technologies of the VTuber phenomenon]. VIII Encontro de Engenharia No Entretenimento (порт.) . Rio de Janeiro: Universidade Federal do Estado do Rio de Janeiro (UNIRIO). 8 .
  33. Morissy, Kim (англ.) . Anime News Network (23 августа 2020). 24 августа 2020 года.
  34. Desatoff, Sam . GameDaily.biz (23 сентября 2020). 28 сентября 2020 года.
  35. White, DeForest (2020-10-29). . The Eastern Progress . из оригинала 1 ноября 2020 .
  36. Desatoff, Sam . GameDaily.biz (23 сентября 2020). Дата обращения: 26 октября 2020. 28 сентября 2020 года.
  37. Morrissy, Kim (англ.) . Anime News Network (4 сентября 2020). 4 сентября 2020 года.
  38. (англ.) . YouTube Culture & Trends (15 декабря 2020). Дата обращения: 16 декабря 2020. 18 декабря 2020 года.
  39. . 12 мая 2021 года.
  40. . grape Japan . Дата обращения: 8 ноября 2022. 28 сентября 2021 года.
  41. (кит.) . tw.games.yahoo.com .
  42. Логотип YouTube . Дата обращения: 1 июня 2023. Архивировано 29 сентября 2018 года.
  43. Nagata, Kazuaki. (англ.) . The Japan Times. из оригинала 14 февраля 2019 . Дата обращения: 1 июня 2023 .
  44. Morrissy, Kim. . Anime News Network. из оригинала 7 октября 2020 . Дата обращения: 1 июня 2023 .
  45. Harding, Daryl. . Crunchyroll (англ.) . Дата обращения: 21 декабря 2022 .
  46. . Eurogamer.net . 25 August 2022. из оригинала 17 октября 2022 . Дата обращения: 26 августа 2022 .
  47. (амер. англ.) . Siliconera (28 февраля 2023). Дата обращения: 28 ноября 2023.
  48. Nagumo, Jada . Nikkei Asia . Nikkei (19 января 2020). 29 июня 2021 года.
  49. . The Japan Times. 2018-10-13. из оригинала 14 февраля 2019 . Дата обращения: 1 июня 2023 .
  50. Kastrenakes, Jacob (англ.) . The Verge (28 апреля 2021). 8 октября 2021 года.
  51. Логотип YouTube
  52. (англ.) . advanced-television.com (25 октября 2021). 4 ноября 2021 года.
  53. Diaz, Ana (англ.) . Polygon (24 июня 2021). 4 ноября 2021 года.
  54. (англ.) . Anime News Network (27 июля 2021). Дата обращения: 6 марта 2022. 6 марта 2022 года.
  55. (яп.) (22 июля 2021). Дата обращения: 6 марта 2022. 24 июля 2021 года.

Литература

Ссылки

Источник —

Same as Виртуальный ютубер