Interested Article - Бипак

Бипа́к — технический приём в кинематографе , предусматривающий использования двух киноплёнок , заряжаемых в киносъёмочный или кинокопировальный аппарат одновременно. Термин «бипак» также относится к комплекту из двух киноплёнок, используемому для съёмки в этой технике. Бипак применялся в плёночном кинематографе для комбинированных съёмок и в первых технологиях цветного кинематографа , таких как « Синеколор » и « Техниколор ».

Схема двухцветной съёмки по методу «бипак». Ход плёнки в киносъёмочном аппарате 2КСК: A — подающий рулон рюк-фильма; B — приёмный рулон рюк-фильма; C — подающий рулон фронт-фильма; D — приёмный рулон фронт-фильма; E — комбинированный зубчатый барабан; F — фильмовый канал ; G — объектив ; 1 — подложка фронт-фильма; 2 — ортохроматическая эмульсия фронт-фильма; 3 — фильтрующий слой фронт-фильма, растворяющийся при лабораторной обработке; 4 — панхроматическая эмульсия рюк-фильма; 5 — подложка рюк-фильма

Технология

Для съёмки способом бипак две негативные киноплёнки, отличающиеся друг от друга степенью сенсибилизации , заряжаются в киносъёмочный аппарат эмульсионными слоями друг к другу. В отечественной терминологии 1930-х годов ближайшая к объективу плёнка называлась «фронт-фильм» ( нем. Front film ), а плёнка, располагающаяся дальше — «рюк-фильм» ( нем. Rück film ) .

Особенной популярностью бипак пользовался до появления цветных многослойных киноплёнок для съёмки в цвете. Специально для цветных процессов был изобретён фильмовый канал специальной конструкции, позволяющий прохождение двух киноплёнок . Для точного цветоделения на эмульсию несенсибилизированного фронт-фильма наносился оранжевый или жёлтый фильтрующий слой, растворявшийся в процессе лабораторной обработки . Благодаря фильтру на панхроматический рюк-фильм действовал только красный свет. В результате получались два цветоделённых негатива, один из которых, получившийся из фронт-фильма, нёс информацию о синей или сине-зелёной составляющей изображения, а другой — о красной или оранжевой. Крупные производители специально для цветных съёмок выпускали комплекты из двух киноплёнок, предназначенные для использования в технике бипак. Наиболее распространённые из них :

  • « Agfa Bipack» — разработана в 1930 году и состоит из ортохроматического фронт-фильма и панхроматического рюк-фильма;
  • «Rainbow Negative» — разработка DuPont 1931 года, состоящая из таких же компонентов, отличающихся цветом фильтрующего красителя фронт-фильма;
  • «Gevaert Bipack» — бельгийский комплект, не имеющий фильтрующего красителя фронт-фильма, что повышало резкость;
  • «Orthochromatic & Panchromatic Bipack» — комплект компании Kodak 1931 года;

Приведённый список комплектов использовался для съёмки по двухцветным технологиям с цветовой парой сине-зелёный — красно-оранжевый. В трёхплёночной системе «Техниколор» также использовался бипак совместно с третьей киноплёнкой, отдельно регистрировавшей зелёный цвет. Устройство такого бипака ничем не отличалось от классического с небольшой разницей в цвете фильтрующего красителя. Для цветной съёмки по методу бипак пригодны киносъёмочные аппараты, оснащённые специальными счетверёнными кассетами , вмещающими две киноплёнки.

Первые советские двухцветные технологии цветного кино разрабатывались с февраля 1931 года в лаборатории цветных изображений НИКФИ под руководством Н. Агокаса , Ф. Проворова и П. Мершина . Окончательная доработка процесса проводилась во время съёмок первых цветных фильмов «Карнавал цветов» и « Груня Корнакова » . Использованные технологии были аналогичны «Синеколору» и основаны на импортных комплектах «Agfa Bipack» . Для съёмок использовались киносъёмочные аппараты Bell & Howell 2709 или специально приспособленные для съёмки на две киноплёнки камеры Debrie Parvo . Впоследствии были разработаны отечественные киносъёмочные аппараты, пригодные для съёмки методом бипак: это были камеры серий КСМ, КСК, серия аппаратов для комбинированных и прецизионных съёмок ПСК . Однако, двухцветные технологии на тот момент устарели, и двухплёночный метод использовался для съёмки второй экспозиции « блуждающей маски » .

Недостатки

Съёмка на две киноплёнки кроме определённых удобств была сопряжена с повышенной опасностью образования «салата» в лентопротяжном механизме камеры, поскольку ход двух плёнок в тракте значительно сложнее, чем одной. Кроме того, резкость изображения, получаемого методом бипак, была ниже, чем на обычной киноплёнке . Свет достигал эмульсий обеих плёнок, проходя через подложку фронт-фильма, что снижало разрешающую способность . До эмульсии рюк-фильма свет «добирался» через все слои фронт-фильма, включая фильтровый. Поэтому, светочувствительность панхроматической плёнки подбиралась более высокой, чем ортохроматической, чтобы получать цветоделённые негативы одинаковой плотности . Тиражирование чёрно-белых фильмокопий двухцветных фильмов происходило с «синего» негатива, получаемого из фронт-фильма, как наиболее резкого. С изобретением цветных многослойных киноплёнок бипак вышел из употребления в цветном кино и применялся только при комбинированных съёмках.

Советские двухцветные фильмы

Начиная с 1935 года методом бипак в СССР были созданы несколько цветных кинофильмов различных жанров :

  • «Сказка о весёлом пастухе» (мультфильм, 1935)
  • «Стрекоза и муравей» (мультфильм, 1936)
  • «Жук в зоопарке» (мультфильм, 1936)
  • « Зазнавшийся цыплёнок » (мультфильм, 1936)
  • « Груня Корнакова » (полнометражный, 1936)
  • «Артек» (документальный, 1937)
  • «Дом счастливых» (документальный, 1937)
  • «Похождение медвежонка» (игровой, 1937)
  • «Цветущая молодость» (документальный, 1938)
  • «Весёлые артисты» (игровой, 1938)
  • «Глядя на луч полярного заката» (игровой, 1938)
  • «Хабанера» (игровой, 1938)
  • «Памятники эпохи Тимура» (научно-популярный, 1938)
  • «Регистан» (научно-популярный, 1938)
  • « Сорочинская ярмарка » (игровой, 1939)
  • «Молодость идёт» (документальный, 1939)
  • « Конёк-горбунок » (фильм-сказка, 1941)
  • «Майская ночь» (игровой, 1941)
  • «Город Бухара» (научно-популярный, 1941)

См. также

Примечания

  1. , с. 28.
  2. , с. 70.
  3. William T. Crespinel. (англ.) . U. S. patent 1927887 . United States Patent Office (26 сентября 1933). Дата обращения: 1 июня 2012. 31 мая 2016 года.
  4. , с. 74.
  5. , с. 197.
  6. , с. 72.
  7. .
  8. , с. 103.
  9. , с. 20.
  10. , с. 73.

Литература

  • И. Б. Гордийчук, В. Г. Пелль. Раздел II. Киносъёмочные аппараты // Справочник кинооператора / Н. Н. Жердецкая. — М. : «Искусство», 1979. — С. 68—142. — 440 с.
  • Е. А. Иофис . / И. Ю. Шебалин. — М.,: «Советская энциклопедия», 1981. — С. . — 447 с.
  • Б. Н. Коноплёв . Основы фильмопроизводства / В. С. Богатова. — 2-е изд.. — М. : «Искусство», 1975. — 448 с. — 5000 экз.
  • Николай Майоров. // MediaVision : журнал. — 2012. — № 8 . — С. 70—74 .
  • Н. Майоров. // «Мир техники кино» : журнал. — 2015. — № 4 (9) . — С. 26—37 . — ISSN .
  • Дмитрий Масуренков. // «Техника и технологии кино» : журнал. — 2007. 22 сентября 2013 года.
  • С. А. Саломатин, И. Б. Артишевская, О. Ф. Гребенников. 3. Специальные киносъёмочные аппараты // Профессиональная киносъёмочная аппаратура / Т. Г. Филатова. — 1-е изд. — Л. : Машиностроение, 1990. — С. 163—239. — 288 с. — ISBN 5-217-00900-4 .

Ссылки

Источник —

Same as Бипак