Interested Article - Васнецов, Юрий Алексеевич

Ю́рий Алексе́евич Васнецо́в ( 1900 1973 ) — советский художник ; живописец, график, сценограф , иллюстратор. Народный художник РСФСР (1966), лауреат Государственной премии СССР ( 1971 ).

Биография

Родился 22 марта ( 4 апреля ) 1900 года в семье священника в Вятке (ныне Киров ). Его отец служил в кафедральном соборе г. Вятки . Дальний родственник братьев-художников Васнецовых (Виктора Михайловича и Аполлинария Михайловича), и фольклориста Александра Михайловича Васнецова . С юности и на протяжении жизни был дружен с родившимся в Вятке и жившим впоследствии в Петербурге художником Евгением Ивановичем Чарушиным .

Извещение Вятского губернского военкомата о мобилизации Васнецова, 1919 год

В 1919 году окончил Единую школу второй ступени (бывшая Вятская первая мужская гимназия). В том же году был мобилизован как художник для работ к «Дню советской пропаганды».

В 1921 году переехал в Петроград . Поступил на живописный факультет ВХУТЕИН , тогда — ПГСХУМ, где занимался пять лет, у педагогов Алексея Еремеевича Карева и Александра Ивановича Савинова . Васнецов хотел быть живописцем и стремился приобрести все навыки, необходимые для работы в живописи. Из опыта своих учителей Васнецов не перенял ничего, что повлияло бы на него как живописца, за исключением влияния Михаила Васильевича Матюшина , у которого он непосредственно не учился, но был знаком с ним через своих друзей−художников Николая Ивановича Кострова, Валентина Ивановича Курдова и Ольгу Петровну Ваулину. Через них он получил представление о теории Матюшина и познакомился с «органическим» направлением в русском искусстве, наиболее близким своему природному дарованию .

В 1926 г. во ВХУТЕИН курс, на котором учился художник, был выпущен без защиты диплома. В 1926—1927 гг. Васнецов некоторое время преподавал изобразительное искусство в ленинградской школе № 33.

В 1926—1927 гг. вместе с художником Валентином Ивановичем Курдовым продолжил обучение живописи в ГИНХУК у Казимира Севериновича Малевича . Был принят в Отдел живописной культуры, руководимый Малевичем. Изучал пластику кубизма , свойства различных живописных фактур, создавал «материальные подборы» — «контррельефы». Художник говорил о времени своей работы в ГИНХУК так: «Всё время развитие глаза, форма, построение. Добиваться материальности нравилось, фактурности предметов, цвета. Видеть цвет!». Работа и обучение Васнецова у К. С. Малевича в ГИНХУК длилась около двух лет; за это время художник изучил значение живописных фактур, роль контраста в построении формы, законы пластического пространства .

Живописные работы, сделанные Васнецовым в этот период: контррельеф «Натюрморт с шахматной доской» (1926—1927), «Кубистическая композиция» (1926—1928), «Композиция с трубой» (1926—1928), «Натюрморт. В мастерской Малевича» (1927—1928), «Композиция со скрипкой» (1929) и др.

Работа в детской графике

Граффити по мотивам иллюстраций Юрия Васнецова. Ясеневая улица, Москва, 2014 год

В 1928 г. художественный редактор издательства « Детгиз » Владимир Васильевич Лебедев привлёк Васнецова к работе над детской книгой. Первыми книгами, проиллюстрированными Васнецовым, были «Карабаш» (1929) и «Болото» Виталия Валентиновича Бианки ( 1930 ).

Массовыми тиражами неоднократно издавались многие книги для детей в оформлении Васнецова: «Путаница» ( 1934 ) и « Краденое солнце » ( 1958 ) Корнея Ивановича Чуковского , «Три медведя» Льва Николаевича Толстого ( 1935 ), «Теремок» ( 1941 ) и « Кошкин дом » ( 1947 ) Самуила Яковлевича Маршака , «Английские народные песенки» в переводе С. Я. Маршака ( 1945 ), «Кот, петух и лиса. Русская сказка» ( 1947 ) и многие другие. Иллюстрировал « Конька-Горбунка » Петра Павловича Ершова , книги для детей Дмитрия Николаевича Мамина-Сибиряка , Александра Александровича Прокофьева и другие издания. Детские книжки Васнецова стали классикой советского книжного искусства.

Летом 1931 г. вместе со своим вятским родственником художником Николаем Ивановичем Костровым совершил творческую поездку на Белое море в село Сорока. Создал цикл живописных и графических работ «Карелия».

В 1932 г. вступил в члены Ленинградского отделения Союза советских художников .

В 1934 г. женился на художнице Галине Михайловне Пинаевой, а в 1937 и в 1939 г. родились его дочери Елизавета и Наталья.

В 1932 г. поступил в аспирантуру при живописном факультет Всероссийской Академии художеств , где занимался три года. В тридцатые годы живопись Васнецова достигает высокого мастерства, приобретает самобытный, неповторимый характер, не схожий с работой близких ему художников. Его живопись этого времени сравнивается с работами Веры Михайловны Ермолаевой и по силе и качеству живописи, по органической стихии цвета: «Васнецов сохранил и приумножил достижения самобытной национальной живописной культуры» .

В 1932—1935 гг. Васнецовым были написаны холсты «Натюрморт со шляпой и с бутылкой», «Чудо-юдо рыба кит» и другие работы. В некоторых из этих работ — «Дама с мышкой», «Церковный староста» — возникает хорошо знакомый художнику образ купечески-мещанской России, сравнимый с образами купчих у Александра Николаевича Островского и Бориса Михайловича Кустодиева . Некоторые исследователи ( Эраст Давыдович Кузнецов , Евгений Фёдорович Ковтун ) относят эти работы к вершинным достижениям в творчестве художника .

В 1936 г. разрабатывал для Большого Драматического театра в Ленинграде костюмы и декорации к спектаклю по пьесе Максима Горького « Мещане ». В 1938—1940 гг. работал в экспериментальной литографской мастерской при ЛОСХ .

Автор поздравительных открыток (1941—1945).

Предвоенный и послевоенный стиль Васнецова в книжной графике создавался под давлением идеологических обстоятельств.

Пережив упорный нажим соцреализма, Васнецов сменил его стилем, связанным с русским народным искусством, во всяком случае, так считалось, хотя в нём было много от рыночного образца.

Некоторая стилизация оказалась приемлема. Понятная и не имеющая отношения к формализму, она не воспринималась условно. Народная, рыночная вышивка. Всё это вместе с реальным пейзажем постепенно избавило его от клички формалиста .

В 1941 г. входил в коллектив художников и поэтов « Боевой карандаш ». В конце 1941 г. эвакуировался в Пермь (г. Молотов). В 1943 г. переехал из Перми в г. Загорск . Работал главным художником Научно-исследовательского института игрушки. Создал серию пейзажей Загорска. В конце 1945 г. вернулся в Ленинград .

В 1946 г. получил звание заслуженного деятеля искусств РСФСР .

Летом 1946 г. создаёт ряд пейзажей Сосново , в 1947—1948 гг. — Мельничного Ручья , в 1949—1950 гг. Сиверской , в 1955 г. — Мерёва (под Лугой ), в 1952 г. пишет ряд крымских пейзажей, в 1953—1954 гг. пишет эстонские пейзажи. С 1959 г. ежегодно ездит на дачу в Рощино , где пишет виды окрестностей.

C 1961 г. и до конца жизни жил в доме № 16 на Песочной набережной в Петербурге .

В 1966 г. получил звание народного художника РСФСР .

В 1971 г. Васнецову была присуждена Государственная премия СССР за два сборника русских народных сказок, песенок, загадок «Ладушки» и «Радуга-дуга». В том же году по его рисункам снят мультфильм « Терем-теремок ».

Живописные работы 1960—1970 гг. — преимущественно, пейзажи и натюрморты («Натюрморт с вербой», «Цветущий луг», «Рощино. Кинотеатр „Смена“»).

На протяжении всей жизни Васнецов работал в живописи, но из-за обвинений в формализме не выставлял своих работ . Они были представлены на выставках только после его смерти.

Умер 3 мая 1973 года . Похоронен в Санкт-Петербурге на Богословском кладбище .

Награды и премии

См. также

Примечания

  1. — 2003.
  2. Ковтун Е. Ф. Юрий Алексеевич Васнецов./ Неизвестный Юрий Васнецов. М.: Красный пароход, 2011. С.18.
  3. В круге Малевича: Соратники, ученики, последователи в России 1920—1950-х. — [Б.м.]: Palace Editions, 2000. — C. 201.
  4. Там же, С. 21.
  5. Соколов, Пётр Иванович (1892—1937), график, театральный художник. Был репрессирован, погиб в лагере.
  6. Там же, С. 27.
  7. . Дата обращения: 24 апреля 2013. 28 апреля 2013 года.
  8. Там же, С. 26.
  9. Шишмарёва Т. В. «…Написала о своих друзьях» / Публикация, предисловие и примечания З. Ю. Курбатовой // Наше наследие. — М., 2009. — № 90-91. — С. 120—121.
  10. Шишмарёва Т. В. «…Написала о своих друзьях». Публикация, предисловие и примечания З. Ю. Курбатовой. Журнал «Наше наследие», № 90-91. М.: 2009. С. 120.

Литература

  • Холодковская М. Об умной сказочности. [Об оформлении сборника «Гуси — лебеди» 1937 года] // Детская литература (журнал) — М.: 1938. — № 7. — С. 240—248.
  • Ковтун Е. Ф. Ю. А. Васнецов. 1990—1973. Каталог выставки. Л. 1979.
  • Youri Vasnetcov. Peinture. Œuvres graphiques. Illustrations de livres. Estampes. Théâtre. Porcelaine. Léningrad: Éditions d’art Aurora, 1984.
  • Козырева Н. Юрий Алексеевич Васнецов. / В круге Малевича: Соратники, ученики, последователи в России 1920—1950-х. — [Б.м.]: Palace Editions, 2000. C. 301—305.
  • Костров Н. И. (О Малевиче и Матюшине)./ Малевич о себе. Современники о Малевиче / Сост., вступ. ст. И. А. Вакар, Т. Н. Михиенко. В 2 т. — М.: RA, 2004. Т. 2. С. 387—389.
  • Курдов В. И. Обучение у Малевича. Там же, С. 389—394.
  • Кузнецов Э. Медведь летит, хвостом вертит: Рассказы о художнике Ю. Васнецове." М.: ДЕТГИЗ, 2007.
  • Шишмарёва Т. В. «…Написала о своих друзьях». Публикация, предисловие и примечания З. Курбатовой. Журнал «Наше наследие», № 90-91. М.: 2009. С. 119—121.
  • Валерий Траугот . Воспоминания/ Шестнадцать пятниц: Вторая волна ленинградского авангарда. // Experiment/Эксперимент: Журнал русской культуры. № 16: В 2-х ч. LA (USA), 2010. Ч. 2. С. 132—172.
  • Неизвестный Юрий Васнецов. Материалы к биографии великого художника. М.: Красный пароход, 2011.
  • Художники «Мурзилки» 1924-2013. — М. : ТриМаг, 2013. — С. 56. — ISBN 978-5-901666-40-1 .

Ссылки

  • в библиотеке «Старатель»
Источник —

Same as Васнецов, Юрий Алексеевич