Interested Article - Филимоновская игрушка

Филимо́новская игрушка — русский народный художественный промысел , сформировавшийся в деревне Филимоново Одоевского района Тульской области . Филимоновская глиняная игрушка отличается вытянутыми пропорциями, условной передачей деталей, символическим орнаментом в виде желтых, красных и зеленых полос, елочек, концентрических кругов .

История

Искусство лепки и росписи глиняной игрушки в Одоевском районе берёт начало в верхнем палеолите . При раскопках Жемчужниковского и Снедковского курганов вблизи Одова , были обнаружены черепки гончарных изделий IX—XI веков, с рисунками и знаками, свойственными современным росписям филимоновской игрушки .

По народному преданию, деревня Филимоново , считающаяся родиной игрушки, названа в честь беглого каторжника и мастера гончарных дел Филимона, который обнаружил залежи хорошей глины и начал лепить из неё горшки и игрушки . Точная дата зарождения промысла филимоновской игрушки неизвестна, однако исторические источники указывают на XVI век . Как и в большинстве гончарных промыслов, мастера работали семейно — мужчины создавали глиняную посуду, кирпичи, печные трубы, сдавая продукцию перекупщикам или самостоятельно на базаре . При этом посуду делали только мужчины и женщины, а девочки вместе с бабушками лепили и расписывали игрушки-свистульки. Игрушки изготавливали из остатков материала, которые не годились для крупных изделий. Все деньги, вырученные от продажи свистулек, откладывали в приданое девочкам.

Ремесленное производство филимоновской игрушки в первоначальном своем виде прекратилось после Октябрьской революции , и до наших дней сохранилось очень мало исторических уникальных изделий . В советские годы оставалось несколько мастериц не бросавших своего ремесла, среди которых Александра Гавриловна Карпова, Елена Кузьминична Евдокимова, Евдокия Ильинична Лукьянова, Анна Иосифовна Дербенева и Александра Федоровна Масленникова. В 1960-е годы эти мастерицы научили своему ремеслу нескольких искусствоведов и коллекционеров. Затем народным техникам обучили молодых художников, и к 1980-м годам искусство филимоновской игрушки окончательно возродилось . Наряду с традиционными барынями, всадниками, животными, возникли сложные групповые композиции и бытовые сцены из деревенской жизни . Ещё одним стимулом к популяризации филимоновской игрушки, стало открытие с начала 1990-х годов в Одоевской школе искусств специализированного курса, в рамках которого стали преподавать гончарное мастерство по основам лепки . На сегодняшний день в Одоеве филимоновскую игрушку лепят несколько семей, продолжающих художественные традиции старинного промысла .

Особенности

Основную массу изделий филимоновских мастериц составляют традиционные свистульки , так как считалось, что их свист отпугивает злых духов : барыни, всадники, коровы, медведи, петухи и т. п. Изображения людей — монолитные, скупые на детали — близки древним примитивным фигуркам. Неширокая юбка-колокол у филимоновских барынь плавно переходит в короткое узкое тело и завершается конусообразной головой, составляющей одно целое с шеей. В округлых руках барыня обычно держит младенца или птичку-свистульку. Кавалеры похожи на дам, но вместо юбки у них толстые цилиндрические ноги, обутые в неуклюжие сапоги. Головы фигурок венчают затейливые шляпки с неширокими полями. Интересны композиции, слепленные из нескольких фигурок, например «Любота» — сценка свидания влюбленных.

Все персонажи животного мира имеют тонкую талию и длинную, с изящным изгибом шею, плавно переходящую в маленькую голову. Только форма головы да наличие или отсутствие рогов и ушей позволяют отличить одно животное от другого. У барана рога — круглые завитки-баранки, у коровы — полумесяцем торчат вверх, у оленя — как причудливые ветвистые деревья, а конскую головку венчают небольшие конические ушки. Загадочна фигура медведя с зеркалом: сказочный зверь сидит, широко расставив задние лапы, и держит в передних овальный предмет. Кроме свистулек изготавливают погремушки, называемые «грематухами».

Производство игрушки

Народная мастерица Евдокия Лукьянова

Своей удлиненной формой, игрушка обязана местной глине — «синике», которую так называли из-за темно-синего цвета. Добытую глину несколько дней держали в сыром прохладном месте, а затем женщины вымешивали его босыми ногами на деревянном полу. Готовую глину нарезали на пластины и хранили, накрыв влажной тканью . Все операции проводились из целого куска мягкой глины, немногочисленные трещины и неровности заглаживались мокрой рукой, из-за чего форма игрушки становилась вытянутой. После обжига цвет глины становился светло-серым, игрушка немного усыхала, но деформаций и растрескиваний не происходило . Готовые игрушки в прошлом обжигали в горнах, а в настоящее время — в специальных муфельных печах при температуре достигающей 950 градусов .

До середины XIX века филимоновские игрушки не расписывали . Первоначальная краска для росписи готовилась на яичной основе, поэтому роспись отличалась естественными цветами . Однако, такие краски были нестойкими и цвета быстро теряли свою красочность. Во второй половине XIX века стали применять анилиновые красители , но они также не отличались устойчивостью к солнечному свету и быстро выгорали. К 1870-м годам вместо яйца стали использовать ацетон , поэтому росписи получались более стойкие, яркие и колоритные .

Несмотря на относительную ограниченность применяемых характерных для промысла цветов — малиновый, зелёный и жёлтый , во время росписи одни краски накладывались на другие, что в итоге давало дополнительные цветы — красный, ультрамарин, травянисто-зеленый и изумрудно-зеленый . Краску наносили гусиным или утиным пером в строгой очередности: сначала наносили широкие желтые полосы на фигурку, затем рисовали тонкие полоски, круги и другие орнаменты малиновой краской, а в завершении, когда рисунок высыхал, между красными узорами наносили штрихи зелёного цвета .

Животные традиционно расписываются разноцветными полосками вдоль туловища и шеи. Одноцветной, обычно зелёной или малиновой, краской раскрашиваются голова и грудь, на которые часто наносят несложный аляповатый орнамент , который выражает искренние языческие мотивы, людей, живущих в гармонии с природой . При раскраске барышень и кавалеров росписи лица уделяется мало внимания, в то же время они всегда одеты нарядно и ярко. Их шляпки украшены разноцветными полосками, на вороте кофты, юбке и штанах нанесён орнамент стилизованных изображений веток, листиков, полос и звездочек, создающий броский пёстрый декор . Одежда филимоновских фигурок сложилась под влиянием с одной стороны городского костюма, с другой — крестьянских домотканых сарафанов , вышитых рубах и поясов.

Простые и не сложные элементы узоров отображают древние символы: круг — солнце, ёлочки — символ всего растущего на земле (также древо жизни ), полосы в виде треугольников — вода, прерывистые линии — дождь, треугольник — сама Земля. Согласно народным традициям, символы несут духовную связь с окружающей природой и имеют свойства защищать от злых духов . Символическое значени также имели сами образы: женская фигурка обозначала плодородие, корова отражало идею традиционной кормилицы, её увеличенное вымя — стремление вызвать большой удой у реального животного, всадник — податель травы, росы, воды, урожая и счастья, корова — символ спасения и благополучия, олень — символ плодородия и богатства, медведь — символ добра, а петух — символ наступающего дня и света . Поэтому преподнесённая в качестве подарка филимоновская игрушка означала пожелание благополучия семье .

Музей «Филимоновская игрушка»

Фестиваль «Сказки Деда Филимона» в Одоеве

В 2009 году в Одоеве был открыт музей «Филимоновская игрушка». Основу экспозиции составляют работы старых прославленных мастериц, а также современных мастеров . В музее также экспонируются исторические фотографии и архивные материалы о жизни и творчестве разных поколений мастеров. Музей дополняет экспозицию подлинными предметами крестьянского обихода . В музее проходят лекции по истории промысла, мастер-классы по лепке и росписи свистулек.

Фестиваль «Сказки Деда Филимона»

С августа 2013 года в поселке Одоев раз в 2 года проводится фестиваль игрушечных и гончарных промыслов «Сказки Деда Филимона». Его целью является привлечение внимания к Одоевскому району , как к одному из центров игрушечного промысла России. На центральной площади у здания музея «Филимоновская игрушка» организуется выставка-ярмарка традиционной глиняной и современной авторской игрушки, изделий гончарных промыслов, мастер-классы, конкурсы и культурно-развлекательная программа творческих коллективов Тульской области.

Примечания

  1. Лушникова Н. В. глиняное чудо филимоновского края // Сборник статей Международного искусствоведческого форума. Петрозаводск, 2020 Издательство: Международный центр научного партнерства «Новая Наука» (ИП Ивановская И.И.). — 2020. — С. 151-154. — УДК: 745.
  2. Колесников Д. С. Забытые ремесла: филимоновская игрушка // Материалы международного научного форума обучающихся «Молодежь в науке и творчестве» (27 апреля 2016 г.). — 2017. — С. 27—28.
  3. Правосуд О.А. Филимоновская игрушка: история, традиции, современность // Сборник статей XIX Всероссийской студенческой научно-практической конференции Нижневартовского государственного университета. — 2017. — С. 303—305.
  4. С.А. Васин, Л.А. Морозова, С.В. Королёва. Традиционный тульский сувенир. Филимоновская игрушка // Материал-Технология-Форма как универсальная триада в дизайне, архитектуре, изобразительном и декоративном искусстве. Материалы международной научной конференции.. — 2018. — С. 123—128.
  5. Ирина Кирилина. . Культура.РФ . Дата обращения: 28 декабря 2022. 25 мая 2022 года.
  6. Здоровенко К. С. Изучение филимоновской игрушки на уроках изобразительного искусства в начальной школе // Профессионал года 2021. Сборник статей Международного профессионально-исследовательского конкурса. Петрозаводск. — 2021. — С. 21—30. — УДК: 373.3.
  7. Пуляев А. В. Внутренний туризм: продвижение филимоновской игрушки как регионального бренда Тульской области // Инновационная экономика: материалы III Междунар. науч. конф. (Казань, октябрь 2016). — 2016. — С. 85—89.
  8. Ганьшина Г. В. Особенности развития и сохранения народных художественных промыслов Центрального федерального округа // Современные проблемы сервиса и туризма. — 2011.
  9. Иванов Д. Красоста со свистом // Санкт-Петербургские ведомости. — 2019. — 2 окт.
  10. . Музей филимоновской игрушки . Дата обращения: 28 декабря 2022. 28 декабря 2022 года.
  11. . Музеи России . Дата обращения: 28 декабря 2022. 28 декабря 2022 года.
  12. Щепотьев А. В., Наумов В. В., Кузнецова К. И. Туристический потенциал региона (На примере Тульской области) // Проблемы экономики и информатизации образования: Материалы XII Междунар. Науч.-практ. Конф. Тула, 8,15,23 апреля 2015 / НОО ВПО НП «Тульский институт экономики и информатики»; Науч. Ред. Е. Б. Карпов, Г. Н. Лищина. — 2015. — С. 407–412.
  13. Пономарева М.В., Чернобровкина А.О. Событийный агротуризм Тульской области // Российские регионы: взгляд в будущее. — 2018.
  14. Егорычева С. А. Культурный туризм как образовательный проект (на примере Тульской области) // Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого. — 2016.

Литература

  • Блинов Г. М. Сказки без слов: о народной игрушке. — Тула: Приокское книжное издательство, 1974. — 128 с.: ил. — С. 66-70.
  • // Большая российская энциклопедия. Том 33. — М. , 2017. — С. 339.
  • Богуславская И. Я. Русская глиняная игрушка. — М. : Искусство, 1975.
  • Кузнецов С. В. Филимоновская сказка : хранители промысла. — Тула: Борус-Принт, 2019. — 127 с. — ISBN 9785905154577 .

Ссылки

Источник —

Same as Филимоновская игрушка