Успенская церковь (Александров)
- 1 year ago
- 0
- 0
Церковь Александра Невского — православный храм Челябинска , освящённый в память Святого благоверного князя Александра Невского . Построен по проекту Александра Померанцева . До 2013 года в храме размещался зал камерной и органной музыки. Последний музыкальный концерт в здании Александро-Невской церкви состоялся 27 ноября 2013 года . В декабре 2013 года орган был демонтирован . Здание церкви Александра Невского является объектом культурного наследия Челябинской области .
На бывшей окраине города в 1881 году была разбита Александровская площадь. Название было дано в память об императоре Александре II . На собранные челябинцами и свои личные средства купец Кутырев заложил здесь часовню, названную по имени выдающегося русского полководца князя Александра Невского , за ратные подвиги возведенного в ранг святого. Строительство велось без участия архитектора и вскоре было приостановлено, все постройки сломаны; в таком виде площадь просуществовала около 10 лет. Только 3 октября 1894 года Оренбургская консистория предлагает Кутыреву «начатую им часовню обратить в церковь».
Строительство в конце XIX — начале XX века в Челябинске церкви Александра Невского не было единичным явлением. Открытие в 1892 году железнодорожной станции за 10 лет удвоило население захолустного городка, а в первом десятилетии XX века оно составило более 60 тысяч. Церковь, заботясь о нравственном воспитании паствы, настоятельно требовала появления новых культовых зданий. Одним из них стал храм во имя Святого благоверного князя Александра Невского.
В 1907 году по требованию местных купцов и мещан было возобновлено строительство церкви по новому проекту, автором которого стал зодчий с мировым именем Александр Никанорович Померанцев , в то время бывший руководителем мастерских высшего училища при Академии художеств. По его проектам были построены знаменитые Московские торговые ряды (1889—1893), соборы Александра Невского в Москве (разрушен в 1952 году), Софии и других городах. Композиционное решение Александро-Невской церкви зодчий выполнил в русском стиле . Четыре года понадобилось, чтобы закончить наружные работы. На строительство было потрачено 60 тысяч рублей, пожертвованных челябинцами, городской думой и Николаем II . Средств хватило только на возведение стен. Заложенные в проект мозаика над входами, постаменты для горельефов в шатровой части здания не были воплощены в жизнь. Созданный при церкви строительный комитет церковно-приходского попечительства стремился завершить на оставшиеся средства внутренние работы по освещению здания, покраске стен, росписи купольной части и т. д.
К работе над иконостасом и монументальной живописью были привлечены местные мастера: иконостас делал мастер-деревщик из Верхнеуральска , а иконы для иконостаса и росписи купольной части создавались в мастерской, принадлежавшей художнику В. М. Ощепкову. Художественные работы проводились с конца 1914 года до мая 1915 года, и в 1916 годах. Темы сюжетов — канонизированные русские святые: Александр Невский , митрополит Иона , Борис и Глеб , Ярослав Мудрый , Владимир Мономах .
Богослужения в церкви Александра Невского проводились более 10 лет, начиная с 1916 года. Вскоре после Октябрьской революции органы Советской власти г. Челябинска в память о событиях 1905 года присвоили Александровской площади новое название — Алое поле. В 1924 году приходский совет церкви открыто вступил на платформу автокефальной церкви , признав правящую Советскую власть единственным законным управлением. Свои позиции в отношении к Советской власти подтвердил съезд Челябинской епархии , проходивший в здании храма Александра Невского 29 июня 1926 года.
13 апреля 1922 г. здание храма в соответствии с действующим законодательством было передано в «бесплатное, бессрочное пользование» группе верующих. В этом же году из храма были изъяты все ценности, на средства от продажи которых большевики планировали вести борьбу с голодом .
4 марта 1930 г. церковь закрыли. Президиум окружкома предписал использовать освободившееся помещение «для государственных служебных надобностей».
С конца 20-х — начала 30-х годов в Челябинске началось разрушение церковных сооружений на площадях города, снятие глав с церквей. Не избежал подобной участи и храм на Алом поле: были сняты главы с крестами и шатер колокольни, росписи на стенах были замазаны краской, впоследствии в средней части храма были сооружены перекрытия и перегородки.
Здание первоначально было отдано под газетный цех типографии « Челябинский рабочий », затем в нём размещался склад военного имущества, а также планетарий. С 1940 года и в годы Великой Отечественной войны здесь располагались коллекции Челябинской областной картинной галереи, с 1944 года — хранилища Государственного архива Челябинской области (также в некоторых помещениях жили сотрудники архива ), с 1956 по 1981 год работал планетарий, затем — шахматная школа и кружки Дворца пионеров.
В начале 1980-х годов было принято решение о передаче здания Челябинской филармонии. Подготовка к реставрации здания началась в 1983 году. В Центральном государственном архиве древних актов в Ленинграде были найдены 30 листов переписки с изложением строительства и выполненные Александром Померанцевым чертежи: два фасада здания, его план и разрез без указания размеров. Архитекторы имели на руках чертежи без размеров и две фотографии 1916 и 1956 годов. Полностью обновлён фасад. Стены здания с кладкой кирпича разного цвета были покрыты материалом, придавшем зданию однородный красный цвет.
Заново были установлены 13 куполов на высоте 30 м. Самые крупные луковицы главок — в диаметре 2 м, по высоте — 5 м; диаметр самых маленьких — 1,2 м. Каждая луковица завершалась шпилем в 2,5 м.
Преобразился интерьер здания — лепнина в позолоте, стены украшены панно из мрамора , яшмы , змеевика , лабрадорита ; панели и полы изготовлены из ценных пород древесины ; заново сделаны оконные рамы, двери и т. д. Была разработана система кондиционирования воздуха для органа.
В 1990-х годах шпили на луковицах были заменены на позолоченные православные кресты.
В 1990 году был впервые поставлен вопрос о передаче здания органного зала Челябинской епархии Русской православной церкви . Музыканты заявляли, что перенос органа сопряжён с риском потери звучания органа, поскольку каждый инструмент создаётся с учётом акустики конкретного помещения . Создатели челябинского органа в 1992 году заявляли, что «перенос органа в другое помещение с художественной точки зрения и с точки зрения органостроителей недопустим» , связан с громадным риском повреждения инструмента и неизбежно приведёт к потере его акустических свойств. Органист Владимир Хомяков в 1997 году сообщал, что фирма «Hermann Eule» официально отказалась участвовать в переносе органа . В официальном письме специалисты компании Hermann Eule предупредили, что перенос органа в другое здание связан с большим риском его повреждения.
Александр Щипков в своей книге «Во что верит Россия» (1998) писал: «Работники Загса благословляют жениха и невесту, имитируя таинство венчания. Церковные стены, фата, орган, шампанское, шаферы — всего этого вполне достаточно для удовлетворения религиозных потребностей молодых людей. Когда Челябинская епархия попыталась вернуть собор, работники Комитета по культуре вышли на паперть в пикет и вывесили плакат: „Не хлебом единым!“. Органную духовность отстояли, епархия была посрамлена в глазах общественности» .
19 апреля 2010 года во время визита патриарха Кирилла в Челябинск будущий губернатор Челябинской области Михаил Юревич (на тот момент — мэр Челябинска) сообщил, что принято решение «в короткий срок освободить храм Александра Невского в центре города» . Будет создана комиссия при Законодательном собрании Челябинской области, которая должна выработать решение, устраивающее все заинтересованные стороны . Некоторые эксперты дали свою оценку возможности переноса инструмента в другое помещение с сохранением прежних условий его использования . Другие указывали на вероятное нарушение звучания инструмента в новом помещении . Иржи Коцоурек, директор органостроительной фирмы «Германн Ойле» в интервью телеканалу «Культура» заявил: «У нас был неоднократный опыт переноса и установки инструментов на новом месте. Но мы пришли к мнению, что при переносе орган теряет своё звучание» . Местная пресса, ссылаясь на это интервью, опубликовала ряд сообщений о том, что специалисты признают перенос органа «принципиально возможным» , не упоминая о рисках , которым при этом подвергается инструмент. Подобное расхождение среди специалистов доказывает, что даже среди них не было единого мнения.
В июне 2010 года директор фирмы «Германн Ойле» осмотрел орган, отметил его хорошую сохранность и назвал существующее помещение «акустически превосходным» . Все три предложенные администрацией города помещения для переноса органа после осмотра были названы абсолютно неподходящими, было рекомендовано построить новое помещение для органного зала . Помещение бывшего кинотеатра «Родина» (обследовано специалистами Eule по чертежам) также названо неподходящим, однако не исключалось, что после всеобъемлющей реконструкции кинотеатра можно получить подходящий для органа зал . На реконструкцию здания бывшего кинотеатра «Родина» в связи с переносом органа в бюджете Челябинской области на 2011 год было предусмотрено 200 млн рублей . Перенос инструмента планировалось осуществить в 2012 году .
8 июля 2010 года в здании церкви прошло первое за 80 лет богослужение . 3 декабря 2010 года была установлена звонница из девяти колоколов общим весом 2,5 т (самый крупный колокол — 1140 кг) .
Передача здания органного зала РПЦ вызвала широкое обсуждение в обществе, прошли митинги и пикеты против переноса органа и установки колоколов . 27 ноября 2013 года было объявлено о передаче здания храма на Алом поле Русской православной церкви.