Interested Article - Белёвское кружево
- 2021-12-11
- 1
Белёвское кру́жево — вид русского кружева , который получил распространение в XIX веке в городе Белёве Тульской губернии .
История
Изготовлением кружев первыми начали заниматься монахини Белёвского Крестовоздвиженского монастыря в XVII веке. Они плели мерное многопарное кружево из золотой и серебряной канители . Это тонкое кружево шло исключительно на отделку платьев знати, праздничных одежд священнослужителей, украшения культовых принадлежностей. Характерный признак монастырских кружев — отсутствие даже стилизованной флоры и фауны, замкнутый орнамент состоял из геометрических мотивов: разнообразных тесемок, квадратов, «паучков», «змеек». К середине XIX века, искусство монастырских кружевниц вышло в народ — в помещичьи усадьбы, мещанские и крестьянские дома, постепенно приняло форму промысла и стало основным источником заработка для многих мастериц.
1840—1890-е годы являются периодов бурного развития и расцвета белёвского кружева. К 1860 году в Белёве насчитывалось 350 мастериц, а к 1873 году — уже 2000, то есть четверть населения города. Плетением кружев в Белёве занималось почти все беднейшее население, в основном это были мещанки и выходцы из обедневших купцов. Кружевной промысел носил исключительно семейный характер, обучение которому начиналось с 7-8 лет. К 10 годам девочки становились помощницами в своих семьях, чья работа приносит доход.
Орудия и инструменты для плетения были следующие: подушка, лукошко, коклюшки, булавки и бумага для сколок (рисунок кружева). В Белёве сколки рисовали только две сколочницы, а кружевницы только исполняли кружево по готовым сколкам. Заработок мастериц зависел от многих условий: фасона, материала и сложности изготовляемой вещи. Сбытом кружев, как правило, занимались торговки, которые вывозили свой товар в Москву , Санкт-Петербург , Нижний Новгород .
Согласно технике кружевоплетения, белёвские мастерицы работали сцепным способом. Плетение они обогащали сканью — приём введения в полотянку дополнительной более толстой или цветной нити. Этот приём использовался для придания рисунку чёткости и усиления рельефа. Применение в белёвском кружеве как основных, так и дополнительных элементном плетения, давало возможность мастерицам создавать кружево различных форм. Владея многообразными элементами, мастерицы создавали мерное кружево; оно выплеталось в виде непрерывной полосы любой длины с повторяющимся рисунком, пришивалось к краям ткани — полотенцам, скатертям или простыням. В белёвском кружево помимо мерного встречаются оплёты, всегда соединяющиеся с тканью и имеющие чёткие размеры. Цельные каёмы носовых платков, дорожек, скатерти, покрывала, занавески. Разнообразие форм и присутствие характерных элементов в белёвском кружеве делают его отличным от вологодского , захожского и других кружев России.
С конца 1890-х годов промысел начинает приходить в упадок, а после 1917 года началось его стремительное угасание. В 1929 году в Белёве трудилось 73 мастерицы, 45 из которых были объединены в кооператив, преобразованный затем в артель. В 1950-е годы из-за нерентабельности артель была закрыта. Белёвские кружева всё ещё изготавливаются отдельными местными мастерицами, однако этот факт скорее свидетельствует о передаче и сохранении традиции, чем о наличии промысла. В городе работают художественно-краеведческий музей им. Жуковского и фабрика-музей «Дом традиций», где можно познакомиться с процессом создания белёвских кружев.
Примечания
- Лактюшина А., Павлова Т. В. . — Тула : Новомосковск и Тульский край: времена и люди, 2016.
- Белянина К.А., Погоний К.В. Молодежный туризм в России: ресурсы, тенденции, перспективы // . — Тульский государственный университет. — С. 38.
- ↑ Павлова Т. В. Народные промыслы Тульского края. Их культурно-историческая и художественная ценность. — Москва : Рос. акад. художеств, 2004.
- . Новомосковский историко-художественный музей (18 июня 2020). Дата обращения: 10 декабря 2022. 31 октября 2020 года.
- И. Ю. Пономарева, Т.А. Танкиева, А. О. Слемзина. . — Известия ТулГУ. Гуманитарные науки, 2022. — Вып. 3.
- 2021-12-11
- 1