Младолатыши
- 1 year ago
- 0
- 0
Латыши́ ( латыш. latvieši ) — балтийский народ , составлявший на начало 2023 года свыше 62 % населения Латвийской Республики (1175,9 тыс. чел. из 1883,0 тыс. жителей Латвии ). Латышские общины имеются в США , Великобритании , Канаде , Ирландии , Германии , Австралии , России и ряде других стран.
Говорят в основном на латышском языке , который относится к балтийской группе индоевропейских языков. Религиозные латыши — преимущественно протестанты (прежде всего — лютеране ), а также католики ( латгальцы на востоке Латвии и суйты в Курземе ), есть небольшое число православных .
Латыши появились в результате слияния балтских ( латгалы , курши , земгалы и селы ) и финно-угорских ( ливы ) племён во время существования средневековой Ливонии в XIII—XVI веках.
Первым свидетельством существования письменного латышского языка является « Отче наш » в латышском переводе из «Космографии» Мюнстера ( Cosmographia , 1544), но есть упоминание об изданной в Германии в 1525 году на латышском языке и не сохранившейся «Лютеранской мессе» . «Латышский катехизис» («Lettisch Vademecum») написан в 1631 году Георгом Манцелем , одна из первых книг по истории Латвии, латышской мифологии и языка — « Historia Lettica » в 1649 году Паулом Эйнхорном . В 1685—1694 годах Э. Глюк перевёл на латышский язык Библию .
До формирования современного латышского народа словом «латыши» у русских обозначались в узком смысле латгалы, а в широком смысле — все родственные им балтийские народы . Так, в « Истории государства Российского » Н. М. Карамзина указывалось:
Между сими иноплеменными народами, жителями или соседями древней России, Нестор именует ещё Летголу (Ливонских Латышей), Зимголу (в Семигалии), Корсь (в Курляндии) и Литву, которые не принадлежат к Финнам, но вместе с древними Пруссами составляют народ Латышский.
— Карамзин Н. М. // История государства Российского . — СПб. : Тип. Н. Греча , 1816—1829. — Т. 1.
Латышская диаспора в России образовалась из трёх главных групп: «старых латышей», покинувших Латвию, начиная с середины XIX века; латышей, депортированных в период сталинских репрессий (утверждается, что репрессиям тогда подверглись до 50 тысяч латышей ); и тех, кто добровольно переехал в советское время. Все латышские центры объединены в одну организацию — Съезд российских латышей. Существует латышская воскресная школа в Москве .
В 1927 году в Ленинградской области (включавшей тогда будущие Новгородскую и Псковскую) жило 39 тысяч латышей; в 1930/31 учебном году на каждых 658 латышей в области приходилась одна латышская школа. При областной совпартшколе существовало отделение для латышей, в педагогическом институте имени Герцена был латышский сектор, в Ленинграде — латышский Дом просвещения.
В 1934 году на Ленинградском радио создана латышская редакция. В октябре 1937 году по решению горкома ВКП(б) ликвидирован латышский Дом просвещения. Латышский театр ликвидировали по постановлению Леноблисполкома от 3 марта 1938 года. К концу марта 1938 года латышские школы были преобразованы в обычные . Вследствие репрессий и войны число ленинградских латышей значительно сократилось, и сейчас в Ленинградской области они проживают в очень небольшом количестве.
Потомки латышских переселенцев и высланных компактно проживают в Сибири (в Красноярском крае и Омской области ), а также в Башкортостане .
В конце XIX — начале XX веков в пределах современной территории Республики Беларусь существовали десятки латышских поселений. По данным на 1928 год, в Белорусской ССР имелось 1890 латышских крестьянских хозяйств . В 1924—1934 годах в Витебске существовала латышская национальная камера при народном суде .
По данным переписи 2009 года, в Республике Беларусь проживало 1549 латышей . Почти треть из них проживала в Витебской области (499 чел.). 283 человека проживали в Минске , 190 — в Минской области , 180 — в Гродненской области , 150 — в Брестской области , 136 — в Гомельской области , 111 — в Могилёвской области .
Латышская народная культура берёт своё начало в крестьянской среде. Женщины повсеместно носили белые шерстяные покрывала, скреплённые сактами . Для женщин и девушек считалось неприличным выходить из дома без передника, который закреплялся особыми декоративно вышитыми или сплетёнными поясами. Украшениям в народе приписывали магическую силу, их использовали в семейных обрядах. Украшения указывали на конкретное племенное, родовое, региональное, социальное происхождение (жена носила знаки мужа). Родовые знаки использовались в оформлении не только одежды, но и построек, предметов быта и т. д.
Существенную роль в хозяйстве играли домашние и сельские ремёсла. Внутри одного хозяйства производилось практически всё необходимое: от орудий труда до домашней утвари. Кузнечное, гончарное, столярное, плотницкое, бондарное ремёсла считались мужскими, а ткачество, вязание, плетение — женскими. Устойчивость старинных традиций проявляется в изготовлении и использовании шерстяных вещей из-за влажного и прохладного климата.
Латвия имеет богатые народные музыкальные традиции, нашедшие воплощение в праздниках песни и танца с хоровым исполнением народных песен . Популярными остаются такие народные праздники, как Лиго , Микели и др.