Миллер, Артур
- 1 year ago
- 0
- 0
А́ртур А́шер Ми́ллер ( англ. Arthur Asher Miller ; 17 октября 1915 , Нью-Йорк — 10 февраля 2005 , , Коннектикут ) — американский драматург и прозаик. За пьесу « Смерть коммивояжёра » был удостоен Пулитцеровской премии , лауреат нескольких премий « Тони ». Третий муж Мэрилин Монро .
Артур Миллер родился в октябре 1915 года в Гарлеме . Он был вторым сыном в семье польско-еврейских иммигрантов — Исидора (Иззи) и Огасты (Гасси) Миллер (позже, в 1922 году, у них родилась девочка, , в будущем известная актриса ). Отец Артура, владелец предприятия по производству женской одежды, насчитывавшего около четырёхсот работников, был успешным и уважаемым членом общины, что позволяло семье жить на в Манхэттене , владеть бунгало на полуострове ( Лонг-Айленд ) и иметь шофёра. Однако, вложив большую часть своего состояния в акции, во время экономического кризиса 1929 года он лишился всего, и семья была вынуждена переехать в Бруклин . Чтобы помочь семье, юный Артур был вынужден подрабатывать, по утрам перед школой разнося по домам хлеб .
По окончании средней школы Артур сменил несколько рабочих мест, откладывая деньги на высшее образование, и в 1934 году поступил в Мичиганский университет , где проучился четыре года . В университете он получил специальность журналиста и тогда же начал работу над своими первыми пьесами. Первые четыре его произведения — «Не злодей» ( англ. No Villain , «И они восстали» ( англ. They Too Arise ), «Почести на рассвете» ( англ. Honors at Dawn ) и «Великое неповиновение» ( англ. The Great Disobedience ) — получили броские, помпезные названия, отражавшие мелодраматические тенденции этого периода в искусстве. В 1938 году его работы были удостоены премии в размере 1250 долларов от Бюро новых пьес .
По окончании университета Миллер стал сотрудником Федерального театрального проекта, действовавшего с 1935 года и обеспечивавшего занятость безработным театральным деятелям. Работая на Федеральный театр, он получал 22,77 доллара в неделю, но в 1939 году проект был закрыт Конгрессом США , опасавшимся, что он превратился в рассадник левой идеологии . После этого Миллер продолжал работать как независимый автор . В 1940 году он представил в Театральную гильдию драму «Золотые годы» ( англ. The Golden Years ), посвящённую противостоянию Кортеса и Монтесумы . Эта рукопись затерялась среди документов гильдии и лишь много лет спустя была найдена в Техасском университете и впервые поставлена в 1987 году студией .
Из-за травмы, полученной во время игры в футбол в университете, Миллер был освобождён от действительной военной службы в годы Второй мировой войны . В это время он сочинял сценарий учебного фильма для армии, писал тексты для радио, работал шофёром, а затем слесарем-монтажником на Бруклинской военной верфи (последний опыт нашёл отражение в созданной в 1955 году пьесе « Вид с моста ») . После выхода в свет сборника фронтовых очерков Эрни Пайла «Вот твоя война» ( англ. Here Is Your War ) к Миллеру обратился молодой кинопродюсер с предложением написать сценарий для фильма по мотивам этой книги. По воспоминаниям Миллера, Коуэн хотел «снять картину о солдатах, которую солдаты высидят до конца, ни разу презрительно не рассмеявшись». Чтобы достигнуть такой достоверности материала, молодой писатель решил по примеру Пайла собирать материал в естественных условиях — только не на фронте, а в процессе подготовки. По прошествии некоторого времени, однако, Коуэн уволил Миллера — по-видимому, из-за радикальных расхождений во взглядах на идеологию будущей картины — и заменил его коллективом из нескольких более опытных писателей. В итоге фильм вышел на экраны в 1945 году под названием , а его сценаристы , Гай Эндор и стали номинантами на « Оскар ». Собранный же Миллером за время работы над сценарием докуентальный материал лёг в основу его книги «Положение нормально» ( англ. Situation Normal ) — сборника очерков, изданного в 1944 году .
1944 год был также ознаменован для Миллера первой постановкой его пьесы на Бродвее . Драма «Человек, которому так везло» уже очерчивала круг тем, характерных для творчества Миллера в будущем — моральное достоинство человека, его психология и поведение в социальной среде . Эта попытка автора объединить в рамках одного произведения трагедию городских предместий, «народный» реализм и иронический фарс продержалась на сцене только четыре вечера и получила разгромные отзывы от критиков . На следующий год Миллер опубликовал роман «Фокус», развивавший те же важные для него темы .
В первые послевоенные годы драматургический стиль Миллера уже во многом сформировался. Задавшись вопросом, каким станет послевоенное американское общество, он к 1947 году написал пьесу « Все мои сыновья » . В центре произведения — распад семьи промышленника , продающего военному ведомству бракованные детали в попытках спасти свой бизнес . Пьеса, с её мастерскими диалогами, динамичным сюжетом, захватывающим зрителя с первых минут, и запоминающимися эпизодическими персонажами, стала первым серьёзным успехом Миллера. В постановке Элиа Казана и с Эдом Бегли , , Артуром Кеннеди и Карлом Молденом в главных ролях она дебютировала на сцене бродвейского театра «Коронет» 29 января 1947 года и выдержала 328 представлений — один из рекордов долговечности в авторской карьере драматурга . «Все мои сыновья» были удостоены премии Объединения нью-йоркских театральных критиков и премии Дональдсона; Миллер и Казан стали также первыми лауреатами новой театральной премии имени Антуанетты Перри (« Тони ») соответственно как автор и как режиссёр .
Через два года свет увидело ещё одно в будущем знаменитое произведение Миллера — драма « Смерть коммивояжёра ». В этой пьесе, раскрывающей тему краха « американской мечты », главный герой — разорившийся бизнесмен — подводит итоги своей жизни и кончает с собой, чтобы его сын мог получить хотя бы страховку . Пьеса первый раз прошла на сцене театра « Мороско » 10 февраля 1949 года и выдержала 742 представления, став высшим успехом драматургической карьеры Миллера . За это произведение он был удостоен Пулитцеровской премии , премии Объединения нью-йоркских театральных критиков и премии « Тони » (впоследствии «Тони» за лучшее новое сценическое воплощение выиграли ещё три разных по времени постановки этого произведения . За короткое время пьеса была переведена более чем на десяток языков (в том числе на русский в 1956 году ) и сделала своего автора миллионером .
В первой половине 1950-х годов Миллер продолжал раскрывать в своём творчестве парадоксы и моральные дилеммы американского общества, где провозглашается верховенство индивидуальности, но поведенческие нормы жёстко задаются общественной моралью, нации иммигрантов, где несмотря на это постоянно живёт страх «чужого» и изобретаются новые враги. По словам драматурга, «Раз признав, что ортодоксия необходима, вы вынуждены переживать и инквизицию » . Этой теме была посвящена пьеса « Суровое испытание » ( англ. The Crucible ), под видом хроники салемской охоты на ведьм конца XVII века жёстко критиковавшая маккартизм начала 1950-х годов . Предложенная зрителю метафора вызвала у многих американцев неловкость и даже чувство незаслуженного оскорбления, и драма, дебютировавшая в театре Мартина Бека 22 января 1953 год, выдержала менее 200 представлений, однако уже через два года, после смерти Джо Маккарти , была поставлена снова, с бо́льшим успехом . Несмотря на прохладный приём у публики, «Суровое испытание» ещё в 1953 году завоевало премию Дональдсона и «Тони», а в 1958 году получило также премию Obie , присуждаемую за достижения « небродвейского » театра .
Тему переопределения образа «чужого» Миллер развил в драме 1955 года « Вид с моста » , героем которой стал изгой и доносчик . На следующий год Миллер был вызван для дачи показаний в Комиссию по расследованию антиамериканской деятельности . Он отказался это делать и был признан виновным в неуважении к Конгрессу. Его международный паспорт был аннулирован. Мэрилин Монро , к этому времени ставшая женой драматурга, последовала за ним в Вашингтон, где, рискуя собственной кинематографической карьерой, выступила с речью в его защиту. В некрологе Миллера, опубликованном в газете The Guardian в 2005 году, высказывается предположение, что это выступление спасло его от тюрьмы .
Конфликт с властями и бурный брак с Монро заставили Миллера резко сократить занятия литературой. Только в 1962 году, после смерти Мэрилин, он написал первую за семь лет пьесу — «После грехопадения» (до этого, в 1955 году, была создана драма «Воспоминание о двух понедельниках» ). Действие нового произведения разворачивалось полностью в сознании главного героя, перекликаясь с созданной на четверть века раньше «Странной интерлюдией» Юджина О’Нила . Пьеса, поставленная театром АНТА , была впервые представлена публике 23 января 1963 года. Её автобиографический характер вызвал скандал: Миллера обвиняли в том, что он вывел на сцену Мэрилин Монро, когда её смерть ещё была свежа в памяти, хотя в действительности драматург гораздо жёстче очертил свой собственный образ и фигуру своей первой жены Мэри Слэттери .
За остаток 1960-х и 1970-е годы Миллером не было создано ничего сравнимого с его предыдущими шедеврами. В эти годы его вначале занимала тема вины за Холокост (нашедшая отражение как в драме «После грехопадения», так и в более позднем телесценарии «Игра на время» и антинацистской пьесе « Это случилось в Виши » ), а затем он перешёл от социальных драм к комедиям (среди которых наиболее удачной была поставленная в 1968 году «Цена»). Миллер, однако, оставался чрезвычайно популярен и вёл активную общественную деятельность. В частности, он был первым в США президентом Международного ПЕН-клуба , занимая этот пост с 1965 по 1969 год, а в 1968 году возглавлял делегацию в Париж, выступавшую с требованием о прекращении Вьетнамской войны .
В 1980 году публике была представлено ещё одно произведение автобиографического характера — «Часы Америки», в центре которого оказались судьбы Иззи и Гасси Миллер. 1985 и 1986 годы были ознаменованы созданием четырёх одноактных пьес, скомпонованных по две в постановках «Двустороннее зеркало» и «Опасно: память!». На следующий год свет увидела автобиография Миллера «Наплывы времени: Одна жизнь» ( англ. Timebends: A Life ) . В начале 1990-х годов Миллером были созданы ещё две пьесы возвращавшихся к теме цены успеха, характерной для его ранних работ, и вызвавших живой интерес у публики — «Спуск с горы Морган» и «Последний янки» . В 1993 году он стал лауреатом Национальной медали в области искусств , а через два года — британской премии Лоренса Оливье за драму «Разбитое стекло» . Его имя и в конце 1990-х оставалось достаточно притягательным, чтобы играть в его пьесах стремились известные исполнители: так, в 1998 году в постановке драмы Миллера «Связи мистера Питерса» в небольшом нью-йоркском театре «Сигначер» главную роль получил Питер Фальк .
Артур Ашер Миллер умер 10 февраля 2005 года в Коннектикут , США ) от острой сердечной недостаточности .
(В 1940 году Миллер женился на Мэри Грэйс Слэттери, от которой у него двое детей. Брак продлился 15 лет и в 1955 году закончился разводом.
В 1956 году Артур женился на знаменитой голливудской актрисе Мэрилин Монро . Брак продолжался пять лет, за которые Мэрилин пережила два выкидыша . В 1961 году вышел фильм Джона Хьюстона « Неприкаянные » с Монро, Кларком Гейблом и Монтгомери Клифтом в главных ролях, сценарий для которого написал Миллер . В январе 1961 года за полтора года до кончины актрисы, супруги развелись.
Спустя год писатель вступил в брак в третий и последний раз с австрийской фотохудожницей Инге Морат , родившей ему двоих детей: дочь Ребекку и сына Дэниела, появившегося на свет с синдромом Дауна . Ребекка замужем за трёхкратным лауреатом премии « Оскар » Дэниелом Дэй-Льюисом . Брак с Морат продолжался до её смерти в 2002 году .