Лучко, Клара Степановна
- 1 year ago
- 0
- 0
Раи́са Степа́новна Стручко́ва ( 1925 — 2005 ) — российская советская балерина , балетный педагог . Народная артистка СССР ( 1959 ) .
Раиса Стручкова родилась 5 октября 1925 года в Москве , в рабочей семье.
В 1935 году поступила в Московское хореографическое училище (ныне Московская государственная академия хореографии ). Училась в классе балетного педагога Е. П. Гердт . В годы войны училище было эвакуировано в Васильсурск , но занятия продолжались и там .
Окончив училище в 1944 году, была принята в труппу Большого театра . В 1946 году первыми главными партиями балерины стали Сильфида в балете « Шопениана » на музыку Ф. Шопена и Лиза в балете « Тщетная предосторожность » на музыку П. Гертеля .
С 1945 по 1978 год — солистка Большого театра , являясь основным дублёром Г. С. Улановой .
В 1947 году исполнила роль Золушки в одноимённом балете С. С. Прокофьева . В 1960 году снялась в этой же роли в фильме-балете « Хрустальный башмачок » ( Принц — Г. В. Ледях ).
Выступала в Швеции, Швейцарии (1953), в Англии (1954), Дании и Норвегии (1960), Ирландии, США, Канаде, Мексике (1963) и др.
С 1962 года преподавала методику классического танца на кафедре хореографии ГИТИСа . С 1978 года — профессор. C 1995 года — художественный руководитель кафедры.
Закончив сценическую деятельность, с 1978 года — балетмейстер-репетитор Большого театра. Среди её учениц — А. Михальченко , Н. Ананиашвили , М. Рыжкина , М. Леонова , Т. Голикова , И. Пяткина, А. Яценко, Н. Маландина, А. Горячева, под её руководством готовила партию Анюты Е. Максимова .
С 1981 (с момента создания) и по 1995 год — главный редактор журнала «Советский балет» (с 1992 — « »).
В 1994 году поставила для труппы Английского национального балета спектакль «Лебединое озеро» (используя редакции А. Горского и А. Мессерера ).
Была дружна с Ф. Феллини , переписывалась с Л. Брик , дружила семьями с З. Долухановой , А. Тарковским , Г. Вишневской , на её даче жил А. Солженицын перед высылкой.
Раиса Стручкова скончалась 2 мая 2005 года в Москве на 80-м году жизни после тяжёлой болезни. Похоронена на Введенском кладбище (29 уч.) рядом с мужем — А. А. Лапаури , погибшим в автомобильной катастрофе.
Самыми моими любимыми ученицами были Стручкова, Плисецкая , Шелест . Жизнь Раисы Стручковой с детских лет прошла у меня на глазах. Год от года артистичность Стручковой проявлялась всё ярче. Обладая природным вкусом и необычайным чувством меры, Рая Стручкова никогда не внесёт фальши и утрировки в создаваемые ею образы. Это будет несвойственно её натуре.
Обладая необычайной психологической глубиной раскрытия любого образа, Стручкова создаёт неповторимые образы на сцене — Параша ( «Медный всадник» ), Золушка ( «Золушка» ). Это совершенство и техники, и душевной эмоциональности. Золушкой Стручкова покорила Лондон в 1963 году. Стручкова как одна из немногих исполняла роль Авроры ( «Спящая красавица» ) — все три акта и все разные по стилю и по манере танца. Стручкова обладала в полной мере лирикой, гротеском, героикой и драматизмом — всем тем, что создаёт великую личность на сцене.
Требовательность Раисы Степановны не знает границ, но при этом трудно найти в нашем жестоком искусстве человека столь доброго, неравнодушного, преданно любящего свой театр, свою труппу и своих учениц. Я потеряла родного человека, я, можно сказать, осиротела, потому что я её считала своей русской мамой. Вы не представляете, как она за каждого человека переживала, вне зависимости от того, кто этот человек был и сколько с ней работал.