Де ла Торре, Карлос Мария
- 1 year ago
- 0
- 0
Ка́рло Мари́я Джули́ни ( итал. Carlo Maria Giulini ; 9 мая 1914 , Барлетта , ― 14 июня 2005 , Брешиа ) ― итальянский симфонический и оперный дирижёр . Наибольшее признание получил как интерпретатор немецко-австрийской симфонической музыки XVIII―XIX веков, опер Д. Верди и В. А. Моцарта и духовной музыки.
Карло Мария Джулини родился в состоятельной семье в Барлетте, на юге Италии, но после окончания Первой мировой войны семья переехала на север, в Больцано , только что возвращённый Италии распавшейся Австро-Венгерской империей : в городе господствовала австрийская культура и обиходным языком был немецкий, ― впоследствии именно этим обстоятельством музыковеды объясняли, почему итальянец Джулини стал одним из лучших интерпретаторов немецко-австрийской симфонической музыки: Моцарта , Бетховена , Брамса , Шуберта , Брукнера и Малера .
В детстве Джулини играл на скрипке, в Академии Санта-Чечилия в Риме (с 1930 года) учился у Реми Принчипе игре на альте , у Алессандро Бустини ― композиции, а позже у Бернардино Молинари ― дирижированию; окончил Академию в 1941 году . C 1934 года играл на альте в оркестре Аугустео , которым в то время дирижировали, в качестве гастролёров, Вильгельм Фуртвенглер , Отто Клемперер , Бруно Вальтер , Виллем Менгельберг .
В 1944 году Джулини дебютировал с оркестром Аугустео в качестве дирижёра — на торжественном концерте, посвященном освобождению города союзниками . Два года спустя он возглавил оркестр Римского радио, репертуар которого пополнил редко исполняемыми сочинениями А. Скарлатти , Ф. Малипьеро и других итальянских композиторов . В 1950 году он основал симфонический оркестр Миланского радио; в том же году дебютировал в опере, продирижировав « Травиатой » Д. Верди в Бергамо ; здесь началось его сотрудничество с Марией Каллас .
Со своим миланским оркестром Джулини исполнял как симфонический, так и оперный репертуар, в том числе забытые оперы «Горации и Куриации» Д. Чимарозы и «Лунный мир» Й. Гайдна ; в 1951 году осуществил первую запись оперы Д. Верди «Двое Фоскари». На молодого дирижёра обратил внимание Артуро Тосканини , и в 1952 году по его рекомендации Джулини дебютировал в театре « Ла Скала » с оперой М. де Фальи «Жизнь коротка» .
В первый свой сезон Джулини осуществил постановки опер «Итальянка в Алжире» Дж. Россини , «Адриана Лекурвер» Ф. Чилеа и новой редакции «Коронация Поппеи» К. Монтеверди . В 1953 году по рекомендации Артуро Тосканини и Виктора де Сабаты Джулини сменил последнего на посту главного дирижёра «Ла Скала» . В течение трёх сезонов он поставил целый ряд опер, классических («Альцеста» К. В. Глюка , «Вольный стрелок» К. М. Вебера , «Любовный напиток» Г. Доницетти ) и современных (в том числе «Замок Герцога Синяя Борода» Б. Бартока и «Свадебка» И. Стравинского ); в его постановке «Золушки» Дж. Россини дебютировал в качестве оперного режиссёра Франко Дзеффирелли . К 1955 году относится легендарная постановка «Травиаты» в режиссуре Лукино Висконти , с Марией Каллас в главной партии .
Ещё в 1952 году на Джулини обратил внимание — с подачи Сабаты — знаменитый продюсер фирм «Коламбия» и EMI Вальтер Легге . В те времена итальянские оркестры по всем статьям значительно уступали большинству европейских и тем более американским; оркестр «Ла Скала», с которым в начале 50-х работали многие выдающиеся дирижёры, не был исключением, — о первой своей встрече с никому за пределами Италии не известным дирижёром, на репетиции в театре, Легге вспоминал: «Этот человек, высокий, непосредственный, ещё молодой, извлекал из оркестра звук намного лучше обычного и лучше владел вниманием музыкантов» . Легге нашёл в его лице замену Герберту фон Караяну в качестве основного дирижёра оркестра «Филармония» . Первой записью Джулини под руководством Легге стал « Реквием » Л. Керубини , за ним последовали живые записи спектаклей «Ла Скала» .
Сокращение репетиционного процесса и атмосфера в театре, несовпадение его вкусов со вкусами публики, не принимавшей режиссуру Висконти, побудили Джулини в 1956 году покинуть «Ла Скала»; как оказалось, навсегда .
Благодаря сотрудничеству с EMI Джулини в середине 50-х годов был уже известен далеко за пределами Италии; он ставил спектакли в Римской опере и в театре « Ковент-Гарден », продолжая своё сотрудничество с Висконти и Дзеффирелли, много гастролировал как симфонический дирижёр, участвовал в различных музыкальных фестивалях. Постановка оперы Верди « Дон Карлос » в театре «Ковент-Гарден» в 1958 году принесла Джулини славу одного из лучших интерпретаторов итальянского оперного репертуара . Но после лондонской постановки «Травиаты» в 1967 году Джулини прекратил работу в опере и сконцентрировал своё внимание на симфоническом и вокально-инструментальном жанрах; при этом осуществил ряд студийных записей опер Верди на EMI и Deutsche Grammophon .
В 60-х годах Джулини покорил Америку . Он руководил вместе с Георгом Шолти в 1969―1978 годах Чикагским симфоническим оркестром — в качестве главного приглашённого дирижёра; одновременно в 1973―1976 годах возглавлял Венский симфонический оркестр , а затем, в 1978―1984 годах ― Лос-Анджелелесский филармонический .
В 1982 году Джулини ненадолго вернулся к опере, поставив « Фальстафа » Верди в Лос-Анджелесе (был показан также в Лондоне и Милане) и вызвав споры непривычно драматической интерпретацией последней оперы итальянского классика . В 1984 году семейная трагедия заставила его покинуть Лос-Анджелес и в дальнейшем работать исключительно в Европе. В 1989 году Герберт фон Караян рекомендовал Джулини в качестве своего преемника в Берлинской филармонии ; но Джулини счёл себя для этого поста уже слишком старым . В 90-х годах, оставаясь по-прежнему востребованным, он выступал все реже и реже, по состоянию здоровья часто отменял концерты в последний момент и в 1998 году завершил свою дирижёрскую карьеру .
За исключением недолгого периода в 50-х годах, когда он преподавал в Миланской консерватории и в числе его учеников оказался Лучано Берио , Джулини не занимался преподавательской деятельностью, но его учениками называют себя Саймон Рэттл и Мюнг Ван Чунг , работавшие под его руководством в Лос-Анджелесе; своим духовным отцом («padre spirituale») назвал Джулини Клаудио Аббадо .
В 1942 году Джулини женился на дочери миланского промышленника Марчелле Джиролами, родившей ему троих сыновей . На протяжении многих лет Марчелла не только была его импресарио, но и, по свидетельству Мюнга, полностью освободила Джулини от всех земных забот . «Когда мы были молоды, — говорил Джулини в одном из интервью, — мы вовсе не были богаты… Марчелла скорее была готова [торговаться], чтобы сэконосить деньги, чем позволить мне делать то, во что я не верил» . Тяжелый инсульт , поразивший её в 1981 году (умерла в 1995-м), собственно, и заставил Джулини покинуть Соединённые Штаты и ограничить свою деятельность Европой . Его лос-анджелесский ассистент Мюнг вспоминал: «…Многие не поняли: „Как он может вот так нас оставить?“ Но Джулини отвечал: „Моя жена посвятила мне всю свою жизнь, теперь моя очередь заботиться о ней“» .
За дирижёрский стиль, сочетавший в себе лирическую теплоту интерпретации и ритмический динамизм, критики иногда сравнивали Джулини с Артуро Тосканини , однако Джулини предпочитал более медленные темпы и демократичную манеру работы с оркестром. Как отмечал ещё в 60-х годах критик В. Швингер, «при всей порывистой упоенности его музицирования Джулини никогда не позволяет оркестру вырываться из упряжки; каждый динамический оттенок он тщательно контролирует. Прелесть его интерпретации как раз и составляет то, как он взвинчивает экстатическую напряженность, чтобы в решающий момент снова её виртуозно остановить… Он способен лишать грубости даже самые дикие звуковые взрывы. Фразировка на широком дыхании, бережное проведение инструментальных соло, в результате чего они кажутся импровизацией, наконец, умение так лепить мелодию, что она приобретает пластичность, почти осязаемую форму, — всё это элементы фундамента, на котором стоит дирижерское искусство Джулини» .
Поклявшись себе в молодости — после неудачного исполнения Бранденбургских концертов И. С. Баха — не браться за сочинение, пока не будет убеждён в каждой ноте, Джулини даже самых любимых композиторов исполнял избирательно: Бетховен и Брамс ― единственные, у кого он записал все симфонии. При этом среди его лучших записей ― последние, прощальные сочинения композиторов, включая Шестую симфонию П. Чайковского , а также Реквиемы ― от Л. Керубини до Б. Бриттена. Верующий католик, Джулини много внимания уделял духовной музыке ; одной из последних его записей стала Месса си минор Баха .
В 40―50-х годах Джулини часто исполнял современных композиторов, с годами всё больше отдавал предпочтение музыке XVIII―XIX веков: симфоническая музыка XX века, по его мнению, «подменяет эмоции ощущениями», — исключениями из этого правила он считал Бенджамина Бриттена , с которым был связан и личной дружбой, и Дмитрия Шостаковича . В известной драме Патрика Зюскинда «Контрабас» именно Джулини, как «лучшее из лучшего», дирижирует фестивальной премьерой « Золота Рейна » , ― в действительности Джулини Вагнера не любил, никогда не дирижировал его операми и не оставил ни одной записи его музыки .
Работая с лучшими оркестрами Европы и Соединённых Штатов, Джулини сделал ряд выдающихся записей, среди которых выделяются симфонии Л. ван Бетховена (с Лос-Анджелесским филармоническим оркестром , c Берлинским филармоническим оркестром , а также студийные и концертные записи с другими коллективами), И. Брамса (в том числе полные циклы с оркестром «Филармония» и с Венским филармоническим оркестром ); А. Брукнера ( Вторая , Седьмая , Восьмая и Девятая ), Г. Малера ( Первая , Девятая и « Песнь о земле »), Первый , Третий и Пятый фортепианные концерты Бетховена с Артуро Бенедетти Микеланджели , Первый и Второй концерты И. Брамса с Клаудио Аррау , оперы «Травиата», «Дон Карлос», « Риголетто », « Трубадур » Дж. Верди, « Свадьба Фигаро » и « Дон Жуан » В. А. Моцарта, а также записи Реквиемов Дж. Верди (в 1964 и 1989 годах) и В. А. Моцарта , « Немецкого реквиема » И. Брамса, «Военного реквиема» Б. Бриттена — на фирмах EMI , « Deutsche Grammophon » и, в последние годы, Sony .
Карло Мария Джулини является лауреатом многих престижных музыкальных премий , он был избран почетным членом Общества любителей музыки (Gesellschaft der Musikfreunde) Вены (1978), удостоен Почетной докторской степени в гуманитарных науках университета Чикаго (1979), золотых медалей Международного Малеровского общества (1980) и (1978), Общества друзей Верди (1988). В 1990 году ему были также вручены Почетная золотая медаль Вены и Почетное кольцо Венского филармонического оркестра, а в 1992 году он был избран почётным доктором Католического университета в Милане . В Италии Джулини дважды — в 1963 и 1999 годах — удостаивался Золотой медали «За вклад в развитие культуры и искусства» ; в 1985 году стал кавалером Большого креста ордена «За заслуги перед Итальянской Республикой» . Лауреат премии Фельтринелли в 1988 году. Многократный лауреат премии журнала Gramophone , Джулини был введён в его Зал славы .