Interested Article - Молитвенный коврик

Намаз в Каире

Молитвенный коврик , саджжа́да ( араб. سجادة ‎, намазлык ( тат. намазлык ), джай-намаз ( перс. جانماز ‎) — коврик для намаза , на котором чаще всего изображена ниша с остриём свода, который обращают во время молитвы в сторону киблы (Мекки) .

Молитвенный коврик с компасом

Использование

Арабское слово «саджжада» имеет тот же корень, что и слово «масджид» ( мечеть ). Молитвенные коврики являются для мусульманина практически самостоятельным местом отправления культа и предназначены прежде всего для защиты молящегося от нечистот ( наджаса ). Некоторые мусульмане придают саджжаде особое религиозное значение и с помощью коврика как бы отделяются от внешнего мира . Использование коврика при совершении молитвы не является обязательным , а её чрезмерное использование (например, в мечети поверх ковров) порицается некоторыми исламскими богословами . Обычно мусульмане приносят коврик с собой, а после молитвы сворачивают и уносят .

В тех случаях, когда мусульманин вынужден ехать на одном верховом животном с женщиной, полагалось класть коврик на предназначенное для мужчины седло. Благочестивые люди, посещая дом христианина или иного иноверца, предпочитали садиться на саджжады, оставаясь тем самым на «своей территории». В суфизме молитвенный коврик считается духовным троном, который передается по наследству от основателя тариката (суфийского братства) его руководителям .

Размеры и материалы

Размер коврика ограничен площадью, позволяющей совершать земные поклоны ( суджуд ). Ширина обычного коврика колеблется от 0,4 до 0,6 метров, а длина от 1 до 1,5 метра.

В качестве саджжады могут быть использованы шкуры чистых животных (овцы, коровы и др.), листья (пальмы и др.), предметы одежды (куртка, халат и др.), ткань, бумага без нанесённых на ней типографских знаков (обои) и т. п.

История

Термина «саджжада» нет в Коране , однако в канонических сборниках хадисов сохранились упоминания о хумрах, которые предназначались в первую очередь для защиты лица от жары либо холода земли . Практика, связанная с повсеместным использованием молитвенных ковриков, не существовала в раннее время истории ислама и появилась примерно в X—XI веках .

Термины

  • Фарраш — слуга, расстилающий молитвенный коврик.

В суфизме существует ряд мистических интерпретаций, связанных с термином саджада.

  • Саджада — синоним тариката и цепочки преемственности ( силсила ).
  • Сахиб ас-саджада, шейх ас-саджада или саджада-нишин (восседающий на молитвенном коврике) — руководитель тариката.
  • Саджадат аль-иршад — место и право мистического наставничества.

Искусство

Изготовление молитвенных ковриков является одним из традиционных направлений прикладного искусства мусульманских народов .

Галерея

Примечания

  1. от 17 ноября 2016 на Wayback Machine // Кругосвет
  2. .
  3. Ибн Таймия . «Маджмуу ль-фатава» — (22/16,177).
  4. .
  5. Аль-Бухари . хадис № 379 // сб. хадисов «Сахих»; Муслим . хадис № 513 // сб. хадисов «Сахих»
  6. Гамзатова П. Р. Функции молитвенного ковра в культуре ислама. сб. ГИТИС «Искусство и религия», Москва 1998. — С.260-272
  7. . Дата обращения: 14 апреля 2013. 12 апреля 2013 года.

Литература

  • Исламский толковый словарь. — Ростов н/Д. : Феникс, 2009. — 266 с. — (Словари). — 3000 экз. ISBN 978-5-222-15934-7 .
  • Резван Е. А. // Ислам: энциклопедический словарь / Отв. ред. С. М. Прозоров . — М. : Наука , ГРВЛ , 1991. — С. 202—203. — 315 с. — 50 000 экз. ISBN 5-02-016941-2 .
  • / Wensinck, A.J., Hall, Margaret and Knysh, A. // Encyclopaedia of Islam . 2nd ed : [ англ. ] : in 12 vol. / edited by C. E. Bosworth ; E. van Donzel ; W. P. Heinrichs & . Assisted by P.J. Bearman and S. Nurit. — Leiden : E.J. Brill , 1995. — Vol. 8. (платн.)

Ссылки

Источник —

Same as Молитвенный коврик