Interested Article - Корпоративизм

Корпоративи́зм (от лат. corpus — тело; иногда встречается корпорати́зм — калька с англ. corporatism ) — идеология , согласно которой элементарными ячейками общества являются определённые социальные группы , а не отдельные лица .

В настоящее время теория корпоративизма стала частью идеологии христианской демократии . Изначально внимание корпоративизма фокусировалось преимущественно на общественных организациях , объединяющих представителей работников и собственников частных предприятий из определённого сектора экономики для координации действий в этом секторе и разрешения конфликтов. Таким образом, понятие « корпорация » здесь используется не в значении « акционерное общество », а в более широком смысле как объединение физических лиц по профессиональному признаку.

Создатели доктрины корпоративизма рассматривали его как «золотую середину» между изжившим себя сословным обществом и прямой представительной демократией , которая, с их точки зрения, несла опасность вырождения в охлократию и хаос.

Одна из трактовок корпоративизма получила поддержку в правительстве Муссолини и стала элементом официальной доктрины фашизма , что после окончания Второй мировой войны привело к дискредитации термина. В послевоенные годы христиано-демократы предпочитали вместо «корпоративизма» использовать более общий термин « солидаризм ».

В современной политологии и социологии корпоративизм является предметом изучения при описании взаимодействия разных групп интересов и государства наряду с плюрализмом и синдикализмом . Иногда для обозначения процесса переговоров между частным бизнесом , профсоюзными организациями и государством в условиях рыночной экономики используется термин « неокорпоративизм ».

Государственный корпоративизм обозначает практику государственного регулирования частных и общественных организаций с целью учреждения государства как источника их легитимности и участия чиновников в их управлении.

В то же время в ряде языков получило распространение значение слова «корпоративизм» как крайний лоббизм государственных органов власти со стороны крупного бизнеса за счёт народа. Такое толкование созвучно понятиям « корпоратократия » и « плутократия ».

Католическое социальное учение

Христианская демократия
Идеи
Персоналии
Документы
Партии
История

Корпоративизм был предложен как альтернатива индивидуализму и классовой борьбе папой римским Львом XIII в 1891 году . В своём обращении « Rerum Novarum » Лев XIII указывал на взаимную зависимость различных секторов общества и призывал к классовому содействию для сглаживания конфликтов. Эта теория социальной организации способствовала возникновению множества католических профсоюзов , которые в отличие от социалистических профсоюзов относительно редко прибегали к забастовкам . Более поздние энциклики глав Римско-католической церкви внесли уточнения в концепцию, и в « Quadragesimo Anno » (1931), папа римский Пий XI призывал к утверждению корпоративизма в форме, которая отчасти противопоставлялась профсоюзам.

Прежде всего, корпоративизм исходит из потребности в самореализации каждого человека как члена общества , что относится главным образом к естественным и элементарным социальным институтам , таким как семья , церковный приход , микрорайон , волонтёрская организация или профессиональное сообщество. Кроме того, зависимость различных классов , групп и людей друг от друга означает необходимость координации их действий, уважения интересов других и готовности проявить уступчивость. Отсюда демохристиане делают вывод о важности общественных организаций , которые соединяют людей одной профессии или сектора экономики и в которые входят представители как собственников и управляющих частных предприятий, так и наёмных работников . Хотя такое единение часто провозглашается под лозунгами братства и солидарности , корпоративизм по своей сути не является национализмом . Прообразом идеи служат традиции средневековых гильдий и синдикализм.

После Второй мировой войны в католическую социальную доктрину были внесены коррективы . Концепция корпоративизма была приведена в соответствие с персонализмом и принципом субсидиарности . Согласно новой трактовке, все социальные институты , включая корпоративные объединения и государство, существуют для человека. Объём властных полномочий корпоративных союзов определяется их способностью решать возложенные на них задачи без помощи государства и неспособностью отдельных лиц решить эти задачи самостоятельно. Особо подчёркивается, что корпорации не должны становиться инструментами для государственного контроля над обществом. Для реализации этой теории в Италии был создан Национальный совет экономики и труда.

Идею корпоративизма поддерживают не только христианские демократы . В частности, на корпоративизм ориентировались многие белоэмигрантские организации за рубежом (например, НТС ).

Фашистский корпоративизм

Корпоративизм получил широкую поддержку в довоенной Европе, чему способствовали Великая депрессия , разочарование в классическом либерализме и антикоммунизм . Однако те же причины привели к усилению влияния сторонников авторитаризма и росту фашизма . В результате, в ряде стран корпоративизм слился с крайним государственным национализмом и в такой форме стал частью фашистской доктрины. Его особенностью было навязывание корпоратистской культуры силой.

Фактически диктаторский корпоративизм являлся политическим ответом фашизма социалистическим движениям — большевизму и социал-демократии . Признавая, подобно социалистам, необходимость концентрации ресурсов в руках государства для проведения быстрой экономической модернизации, сторонники корпоративизма в то же время пропагандировали единство всех классов в рамках нации и считали разрушительными для государства широкие социальные уступки и «смешение» социальных слоёв, противопоставляя им принципы элиты и важности «каждого на своём месте», то есть в своей профессиональной касте. Социальным реформам, проводившимся в странах, возглавлявшихся сторонниками большевизма или социал-демократии, сторонники корпоративизма противопоставляли власть «корпораций» (камер) — неизбираемых органов, представляющих различные отрасли промышленности и сельского хозяйства, которые должны были заменить собой профсоюзы. Невыборный характер этих органов подчёркивался как достоинство по сравнению с демократией и связанной с ней борьбой политических партий , так как это якобы препятствовало единению нации.

Диктаторский корпоративизм был более или менее успешно реализован лишь в государствах, где совсем незадолго до того исчезла либо переживала серьёзный кризис монархия , то есть, уже не могла быть реализована монархическая власть, однако вся государственная система была приспособлена именно под авторитарный режим, и политическая элита стремилась к сохранению этого режима хотя бы по форме, если не по сути. Поэтому практически во всех «корпоративных» государствах был установлен режим «вождя» ( Энгельберт Дольфус в Австрии , Бенито Муссолини в Италии , Антониу ди Салазар в Португалии , Франсиско Франко в Испании , Карлис Улманис в Латвии и др.) либо «короля — объединителя нации» ( Александр I Карагеоргиевич в Югославии , Кароль II в Румынии ). Последним реликтом диктаторского корпоративизма в Европе был режим « чёрных полковников » в Греции . Принципы, подобные корпоративизму, нередко используют в своих доктринах латиноамериканские хунты или диктаторы - популисты (в частности, аргентинская хунта Хорхе Рафаэля Виделы и др. конца 1970-начала 1980 гг.).

Государственный корпоративизм

В контексте исследований авторитаризма и современной автократии корпоративизм используется для обозначения процесса использования официально разрешённых общественных организаций для ограничения участия народа в политическом процессе и подавления власти гражданского общества . Перечень таких организаций может включать объединения предпринимателей, профсоюзы, религиозные общества, правозащитные организации и т. д. Как правило, государство устанавливает жёсткие условия на выдачу лицензий этим организациям, что уменьшает их количество, позволяет государству контролировать их деятельность и стимулирует надзор организаций над своими членами.

Термин «корпоративное государство» иногда используется для описания эволюции России при президенте В. В. Путине : в положительном смысле и в отрицательном . Основной акцент здесь делается на высокой роли « силовиков » в органах власти и бизнесе. Подобная классификация также вызывает критику .

Корпоративизм в политологии

В политической науке корпоративизм трактуется как один из типов системной организации групп интересов. По мнению Габриэля Алмонда , корпоративизм (или «демократическая корпоративистская система групп интересов») противополагается «плюралистической» и «управляемой» системам. При этом корпоративизм характеризуется следующими признаками:

  • каждый социальный интерес обычно представлен единой головной ассоциацией
  • членство в такой ассоциации часто является обязательным и почти всеобщим
  • головные ассоциации имеют централизованную структуру и направляют действия своих членов
  • во многих случаях группы интересов систематически участвуют в выработке и осуществлении политического курса государства

Критика

Либеральные критики корпоративизма утверждают, что система стимулирует создание картелей . Снижение конкуренции может привести к чрезмерной концентрации власти в руках невыборных органов, что поставит под угрозу свободу личности и либеральную демократию в целом. На практике во Второй мировой войне партизаны-демохристиане внесли вклад в разгром нацизма, фашизма и правого корпоративизма, а в послевоенной Италии и ФРГ, где христианские демократы были у власти на протяжении длительного периода, они, несмотря на связи с мафией и корпорациями, не помешали развитию демократии.

«Корпорация, по определению, — это сообщество равных», — подчеркивает сторонник научного корпоративизма профессор-медиевист Павел Юрьевич Уваров . — «Есть корпорация в средневековом смысле этого слова, сообщество равных, основанное на взаимной присяге, существующее для поддержки друг друга, для сохранения памяти друг о друге — очень важная функция…» В то же время Уваров отмечал: «Нельзя вообще увлекаться корпоративизмом. Он ведь имеет оборотную сторону. Это замыкание в себе, это неприятие каких-то новых лиц, иногда настороженное, враждебное отношение к каким-то новациям, к людям, которые приходят извне. Всё как в средневековой корпорации в целом» .

См. также

Примечания

  1. Александр Тарасов . от 14 декабря 2007 на Wayback Machine .
  2. Колмакова Н. Н. от 16 февраля 2009 на Wayback Machine (недоступная ссылка с 26-05-2013 [3928 дней] — , ) . Тульский государственный педагогический университет им Л. Н. Толстого. Кафедра политологии и социологии
  3. Almond G. A. The Political Ideas of Christian Democracy // The Journal of Politics. 1948. Vol. 10, No. 4. P. 734.
  4. Черкесов В. от 11 февраля 2011 на Wayback Machine . Коммерсантъ № 184 (3760) 9 октября 2007 г.
  5. // Полит. Ру. 27 декабря 2005.
  6. от 18 декабря 2007 на Wayback Machine // NEWSru.com. 19 июня 2006.

Литература

  • Казакевич А. // Ровдо В., Чернов В., Казакевич А. Мировые политические идеологии: классика и современность. Минск: Тонпик, 2007. Гл. 6. ISBN 985-6730-84-8
  • Нойхауз Н. Ценности христианской демократии. М.: Республика, 2005. ISBN 5-250-01916-1
  • Салмин А. М. // « Полития ». 2005. № 3. С. 257—298.
Источник —

Same as Корпоративизм