Гревиль, Эдмон Т.
- 1 year ago
- 0
- 0
Эдмо́н Роста́н ( фр. Edmond Eugène Alexis Rostand ; 1 апреля 1868 , Марсель , Франция — 2 декабря 1918 , Париж , Франция ) — французский поэт и драматург неоромантического направления .
Внук Алексиса-Жозефа Ростана ( фр. Alexis-Joseph Rostand ), мэра Марселя в 1830—1832 годах. Родился 1 апреля 1868 года в Марселе (Франция). Детство прошло в Марселе.
«В гостеприимном доме родителей будущего поэта часто собирались представители местной интеллигенции. Здесь бывали знаменитые тогда поэты Мистраль и Обанель, мечтавшие о возрождении древней провансальской культуры. В доме постоянно разгорались споры о литературе Прованса».
— Ал-ндр Михайлов .
Драматургия Эдмона Ростана
После переезда семьи в Париж ребёнка отдали учиться в коллеж Станислава на адвоката. Но уже в коллеже Эдмон Ростан, увлекавшийся пьесами Виктора Гюго и Альфреда де Мюссе , решил стать драматургом.
«По окончании коллежа Ростан остался в Париже. Благосостояние семьи позволило ему вести жизнь светского денди, посещать литературные салоны и художественные выставки, всецело посвятить себя литературе. […] В пору своих первых литературных успехов Ростан познакомился с молодой поэтессой Роземондой Жерар, несколько экзальтированной и романтически настроенной красавицей, которая стала его женой. Отныне Роземонда принимала участие во всех творческих делах Ростана, её пленительные черты можно различить в героинях его произведений, ей он посвятил свою пьесу „Принцесса Грёза“. Роземонда стала его музой, вдохновительницей его книг, первым их пристрастным судьёй. […] Эдмон и Роземонда обменивались пылкими любовными посланиями, охотно читали их в салонах, вписывали в альбомы друзей. Здесь многое было от позы, многое — данью моде или стремлением к популярности. Но, несомненно, поэт был искренен в своих стихах, обращённых к жене, ибо искренность в любви ценилась им очень высоко, и ею он наделил всех своих героев».
— Ал-ндр Михайлов .
Драматургия Эдмона Ростана
Первый настоящий успех пришёл к Эдмону Ростану в 1894 году после постановки его комедии «Романтики» на сцене парижского театра « Комеди Франсез ». Ещё большую славу и деньги принесла Ростану постановка пьесы « Сирано де Бержерак » в декабре 1897 года.
Эдмон Ростан «поселился в роскошном особняке в центре Парижа, устраивал домашние концерты и великосветские приемы, собирал произведения искусства, путешествовал, построил виллу в Пиренеях ( вилла Арнага ). Он стал модной знаменитостью». (А. Михайлов, «Драматургия Эдмона Ростана»).
17 мая 1901 года Эдмон Ростан был избран во Французскую академию вместо покойного драматурга А. де Борнье , а торжественное вступление драматурга в «сонм бессмертных» состоялось 4 июня 1903 года . По традиции как вновь избранный академик Ростан произнёс речь, содержание которой тематически группировалось вокруг личности и творчества писателя, чье место (№ 13) он занял . Это выступление расценивается как своеобразный манифест на только Ростана, но и неоромантизма. «Бывают слова, которые для объединённых вместе людей звучат как молитвы; бывают потрясения, охватывающие сразу тех, кто равен победе; и вот почему ветер, который исходит из светлой и голубоватой глубины сцены, может заставить затрепетать знамёна… Нужно реабилитировать страсть… Нужен жанр, поэтический и даже героический» .
Скончался 2 декабря 1918 года в Париже от испанского гриппа во время пандемии этой болезни. Похоронен в Марселе на кладбище Святого Петра.
Его сын Жан Ростан стал известным биологом.
На основе комедии «Романтики» в 1960 году в США был поставлен офф-бродвейский мюзикл « Фантастикс » .
В XX веке по пьесе «Сирано де Бержерак» было поставлено, по меньшей мере, девять фильмов, в XXI — два фильма.
В России среди его произведений особенно известны драмы « Принцесса Грёза » (« La Princesse lointaine ») и « Сирано де Бержерак » (« Cyrano de Bergerac »), обе переведены Татьяной Щепкиной-Куперник . Писателю давались зачастую противоположные оценки. Так, «Принцесса Грёза» вызвала, с одной стороны, резкую отповедь К. С. Станиславского : «Много видел на свете, но такой мерзости видеть не приходилось» , а с другой — восторженный отзыв М. Горького . Высоко оценил Горький и героическую комедию «Сирано де Бержерак». В статье 1900 года, специально посвящённой этому произведению, Горький объясняет название своей пьесы « Дети Солнца » . В письме к А. П. Чехову Горький отмечал: «Вот как надо жить — как Сирано» .
В 1896 году С. Ю. Витте для Всероссийской художественно-промышленной выставки в Нижнем Новгороде заказал Михаилу Врубелю картину « Принцесса Грёза », которая в настоящее время экспонируется в зале Врубеля в Третьяковской галерее . В 1899—1903 годах по эскизу Врубеля и при его участии было выполнено майоликовое панно «Принцесса Грёза» на фасаде гостиницы Метрополь в Москве. В 1900 году была поставлена лирическая опера Ю. И. Блейхмана «Принцесса Грёза» .
В 1914 году в России было издано полное собрание сочинений Ростана ; впоследствии большинство пьес не переиздавалось на русском языке.