Кошмар на улице Вязов 5: Дитя сна
- 1 year ago
- 0
- 0
«Непослушное дитя биосферы» — научно-популярная книга Виктора Дольника по этологии человека. Она в популярной форме раскрывает биологические основы поведения человека — инстинкты .
Книга выросла из серии научно-популярных статей, напечатанных видным биологом Виктором Рафаэльевичем Дольником в журнале « Знание — сила » , в которых он в увлекательной манере объяснил с позиции этолога некоторые странности в поведении человека. Эти статьи составили целую книгу, которая вышла в 1994 году в свет под названием «Непослушное дитя биосферы».
Эта книга — беседы перед зеркалом о нас самих в кругу птиц, зверей, детей, далёких пращуров и близких предков. Но не нравоучительные и назидательные, а как раз такие, какие и подобает вести непослушным, проказливым и строптивым. Темы недозволенные, предметы запретные, речи вольные, а случаи либо смешные, либо страшные, либо нелепые.
К 2007 году книга была переиздана 5 раз и в последнем варианте (2004 год) включает девять глав [ источник не указан 1611 дней ] .
Рассматривает происхождение и значение некоторых загадочных человеческих пристрастий — страсти к коллекционированию, к охоте, любви к собакам, непреодолимой тяги к огню. В числе предков человека перечислены австралопитеки , питекантропы , неандертальцы и кроманьонцы. Инстинкты в процессе эволюции никуда не исчезли. Лишние отмерли, полезные сохранились. Любовь к родине — один из них. Родина — это место, где прошло детство. Родина человечества — это саванна .
Глава рассказывает о том, как выглядели древние люди, что ели и как добывали себе пищу, как выглядели и что общего у современных людей с каннибалами. Предком человека обозначен живший 18 млн лет назад проконсул . 3 млн лет назад появился прямоходящий афарский австралопитек . Ему на смену пришёл человек умелый , а затем прямостоящий человек , который 500 тыс. лет назад и населил Южную Азию. Автор разделяет точку зрения, что предки людей были трупоедами. Охоту освоил человек разумный 40 тыс. лет назад, причём охота на быков в то время весьма напоминала корриду . Автор критически относится к идее матриархата и полагает, что лунный календарь был известен еще древним охотникам. Привычные представления о дикарях фиксируют современное состояние деградировавших народов, а не тех, кто создал первые цивилизации. Корни эстетики Дольник находит в опасливой завороженности приматов перед леопардами. Человеческую мораль автор также отслеживает с животных времён, когда у животных вырабатываются запреты на убийство сородичей.
Посвящена привычкам и страхам человека, доставшимся человеку от его предков. Автор рассуждает о том, почему обезьяны смешны и приходит к выводу, что это следствие нашего сходства с ними. В природе это называется «этологическая изоляция». Примерами детских инстинктов автор называет сосательный, хватательный и собственнический. К животному миру восходят игры, которые делятся на три категории: «хищник-жертва», «брачные партнеры», «родители-дети».
Концерты и стадионы выражают потребность в единстве, которая имеет аналоги и мире животных, когда они своими криками и гомоном показывают силу своего сообщества. Эти явления автор называет «пошумелками». Также рассматриваются такие объединения как «клубы» (неиерархические игровые сообщества) и «банды» (иерархические промысловые сообщества). Подростковые субкультуры (беспризорники, хулиганы, стиляги , хиппи , панки ) трактуются как «клубы». Молодые особи, вышедшие из родительской опеки, имеют тенденции объединяться в «банды» — в них срабатывает программа расселения. Для людей это может выражаться в дальних походах.
Половое поведение также имеет инстинктивную основу. Любовь начинается с любви к родителям, которые фиксируют стандарт будущего полового партнера. Эротика лежит в основе разных форм искусства: от изготовления статуй до создания ваз и снежных баб . Ухаживания в мире людей и животных обнаруживают разительное сходство. Танец аналогичен токованию. Рассматривая половое поведение обезьян, автор замечает, что ухаживания, характерного для птиц, у них нет. Поэтому рецидивы изнасилований у людей — это атавизм. Семейная форма развивается из потребности иметь отца для воспитания детёныша. Первой формой является групповой брак .
В этой главе излагаются некоторые предположения о развитии брачных отношений у человека, с учётом данных этнографии, антропологии и экологии. Автор рассматривает 4 формы брака: групповой брак , полигиния , полиандрия и моногамия . Промискуитет как гипотетическая форма отношений отвергается. Отличительной особенностью человека является гиперсексуальность (необусловленность полового поведения размножением), тогда как у животных обыкновенно существует чётко заданный брачный период. Автор рассматривает такие формы спаривания как быстрое (без брачных игр) и поощрительное (за пищу). Формой последнего является проституция у людей. Тем не менее, Дольник полагает, что исходная семья людей была моногамной как у гиббонов . На это указывает сильный инстинкт ревности. Однако на каком-то этапе произошёл переход к групповому браку.
В этой главе автор излагает теории происхождения государства и власти, основанные на данных этологии и археологии. Автор описывает вслед за Лоренцем примеры агрессии в живой природе и приходит к выводу, что агрессия накапливается. При этом агрессия и страх оказываются неразделимыми. Также автор упоминает о «естественной морали » — программе, ограничивающей убийство во внутривидовом противостоянии. Агрессия обнаруживает иерархию, причём низы неизбежно деградируют. Для профилактики агрессии автор предлагает сосуществование множества иерархических сообществ. У приматов наиболее жёсткие иерархические сообщества образовывались на открытых пространствах ( саванны ), а менее жёсткие — в лесных чащах. Ближе всего к человеческому обществу построена иерархия павианов . Агрессивного вожака стаи автор называет автократом , уважаемых старых самцов — геронтами , а подчинённых — субдоминантами . В просторечии стадная иерархия выражается в оппозиции «пахан»/«шестёрки». Обращаясь к современности, Дольник критикует тоталитарные общества и социализм , у которого он обнаруживает «обезьянье лицо». Демократия , по мнению автора, является более совершенной и разумной формой организации, которая зародилась в обществах охотников и достигла своего наивысшего развития в английском парламентаризме. Истоки войн автор также находит в борьбе за территорию. Из этого делается вывод о естественном характере жизненного пространства для каждой особи. Автор заканчивает главу апологией частного собственника.
Этот раздел считается одним из самых спорных. Он вызвал критику со стороны представителей не только гуманитарных, но и естественных наук .
Глава посвящена этологическим механизмам, влияющим на глобальные демографические процессы. Там же приведены варианты развития демографической ситуации в недалёком будущем. Автор показывает, что жизнь популяции подчиняется определённой закономерности. Сначала наблюдается взрывной рост численности ( демографический взрыв ), затем экологический кризис , после которого следует коллапс (падение численности популяции) и в итоге стабилизация. Автор предрекает сокращение населения на Земле до 500 млн человек. Механизм сокращения численности может быть жёстким (войны, эпидемии) и мягким (понижение качества питания, в результате чего возрастает «безынициативность, апатия и подавленность»). Фактором, ограничивающим рост народонаселения, Дольник называет урбанизацию , эмансипацию женщин и «показную эротизацию».
Название этой главы — строки из стихотворного послания А. К. Толстого председателю комитета по печати, наложившего запрет на опубликование книги Ч. Дарвина «Происхождение человека и половой отбор». Автор не противопоставляет разум и инстинкты , но настаивает на их взаимодействии. Разум необходим для коррекции врожденных программ. Вначале разум ( интеллект , сознание ) не слишком помогал человекообразным выжить, но речь поставила человека разумного на вершину мира природы. При этом речь и язык противопоставляются. Последний есть и у животных (например, у пчёл). Язык животных носит либо врождённый характер, либо формируется с помощью импринтинга (отличного от свободного обучения). Происхождение религии автор выводит из достраивания социальной иерархии, в результате которой формируется представление о божестве как о «сверхиерархе» — величественном повелителе хищников. Сама же религия состоит из ритуалов , табу и инстинктивных программ. Причём, подобно Вольтеру, автор соглашается с необходимостью сохранения религии, поскольку пророки просто удачно выражали подсознание .
Книга получила ряд отзывов от критиков, как положительных, так и отрицательных.