Interested Article - Лекхрадж Кхубчанд Крипалани
- 2020-09-14
- 1
Лекхрадж Кхубчанд Крипалани ( хинди लेखराज खूबचंद कृपलानी IAST : lekharāja khūbacaṃda kṛpalānī , 15 декабря 1884 , Хайдарабад , Синд , Британская Индия — 18 января 1969 , Маунт-Абу , Раджастхан , Индия ), также известен как Дада Лекхрадж ( хинди दादा लेखराज IAST : dādā lekharāja , англ. Dada Lekhraj ), Праджапита Брахма , Ом Баба и Брахма Баба ( санскр. ब्रह्मा बाबा IAST : brahmā bābā ) — индийский бизнесмен и религиозный деятель, основатель международного религиозно-общественного движения « Брахма Кумарис ».
Мирская жизнь
Родился 15 декабря 1884 года в одной из деревень близ города Хайдарабад провинции Синд Британской Индии (на территории современного Пакистана ) в семье сельского учителя, исповедовавшего индуизм . Лекхрадж получил хорошее образование, владел тремя языками: синдхи , хинди и английским , мог читать « Гуру Грантх Сахиб » на гурмукхи , был религиозным человеком, благотворителем , трезвенником и вегетарианцем — во всяком случае, так описывают жизнь Лекхраджа его последователи . До создания собственной религиозной школы Лекхрадж, как и его родители, был последователем индуистской школы пуштимарга — одного из направлений вайшнавизма .
По рождению Лекхрадж принадлежал к общине синдхварков ( IAST : sindhvarkī ) джати лохана варны вайшьев . Во второй половине XIX века это была элита торговцев и ремесленников Хайдарабада; многие синдхварки занимались межрегиональной и международной торговлей и весьма преуспели в ней, став одними из самых богатых людей этого города . Лекхрадж тоже занимался бизнесом , достиг успеха в торговле алмазами и ювелирном деле . Занятие ювелирным делом способствовало доверительному общению со многими женщинами — заказчицами украшений (при том, что в традиционном индийском обществе любое общение женщины с неродственным ей мужчиной воспринимается подозрительно и строго ограничивается). Другими заказчиками драгоценных камней и дорогих украшений были королевские семьи раджей и махараджей, и Лекхрадж был вхож во многие дворцы. Этот опыт мог во многом повлиять на его последующую религиозную деятельность: более глубокое, чем у большинства мужчин его класса и времени, понимание женщин и женских проблем помогло ему успешно управлять организацией, в которой женщины составляли большинство и занимали руководящие должности. Королевские символы и эстетика дворцов заметны в образах рая и золотого века в учении Лекхраджа, а образы ада и наказания он мог заимствовать из суетной космополитичной жизни торговцев Синда .
Отец пятерых детей .
В 1930-е годы Лекхрадж был очень религиозным мирянином, прислушивался к советам своего гуру , проводил сатсанги — религиозные собрания, на которых изучались индуистские священные тексты .
Лекхрадж рассказывал, что в 1935—1936 году он пережил яркий религиозный опыт в виде внезапных непроизвольных трансов и видений; у него было чувство, что он соприкоснулся с Богом (Высшей душой); в то же самое время он испытал себя в этом соприкосновении как вечная душа в тесной связи с Высшей Душой . Потом Лекхрадж увидел четырёхрукого Вишну и бестелесного Шиву . Случались и апокалиптические видения . Как отметил религиовед Фрэнк Вейлинг ( англ. Frank Whaling ), видения Лекхраджа были оригинальными, их нельзя было предвидеть . Во время одного из таких состояний жена и невестка Лекхраджа, бывшие с ним в одной комнате, увидели красный свет, исходящий из его глаз. Впрочем, всё, что касается мистического опыта Лекхраджа, известно из его собственных записей или со слов его последователей; независимые свидетельства не найдены . Домашние Лекхраджа пугались подобного опыта и не понимали полученных им откровений, изменений в его духовном состоянии. Но многие другие люди заинтересовались, стали приходить к Лекхраджу в его дом в Хайдарабаде и слушать его рассказы; некоторые сами пережили подобные состояния и видели видения. Большинство слушателей составляли женщины из семей богатых торговцев. Своего учителя они стали называть «Ом Баба» ( IAST : Om Bābā ) .
«Брахма кумарис»
Под влиянием видений и изменённых состояния сознания, Лекхрадж, имея капитал в 1 миллион индийских рупий , оставил свой бизнес и занялся созданием новой религиозной организации, новой индуистской духовной школы, которой посвятил свою оставшуюся жизнь .
Первоначально основанная Лекхраджем организация называлась «Ом Мандали», состояла из его родственников, друзей и соседей и базировалась в Хайдарабаде, но в дальнейшем она стала международным религиозно-общественным движением « Брахма Кумарис », существующим и в наши дни .
Умер 18 января 1969 года в городе Маунт-Абу штата Раджастхан независимой Индии , незадолго до того, как были открыты центры «Брахма Кумарис» в Лондоне и Гонконге .
Примечания
- ↑ , p. 98.
- ↑ , p. 39.
- ↑ , p. 99.
- .
- .
- , p. 96.
- , p. 39.
- , p. 15.
- .
- , S. 26, 308.
- , pp. 24–31.
- , p. 71.
- , p. 11.
- ↑ , p. 41.
- , p. 11.
- , pp. 99—100.
- , pp. 100—101.
- .
- .
- ↑ , S. 12–17.
- ↑ , pp. 35–43.
- ↑ , p. 25.
Литература
- Babb, Lawrence A. Part Two. Amnesia and Remembrance among the Brahma Kumaris // (англ.) . — Berkeley: University of California Press , 1986. — P. 93—158. — ISBN 0520056450 .
- Chander, B. K. Jagdish. . — B. K. Raja Yoga Center for the Brahma Kumaris World Spiritual University, 1981.
- Chander, Jagdish. . — 2. — Mount Abu: Om Shanti Press, Prajapita Brahma Kumaris World Spiritual University, 1983.
- Hardy, Hardayal. Struggles and Sorrows: The Personal Testimony of a Chief Justice (англ.) . — Vikas Publishing House, 1984. — P. 37—39. — ISBN 0706925637 .
- Howell, Julia. Brahma Kumaris (Daughters of Brahma) // (англ.) / Peter B. Clarke (ed.). — London: Routledge, 2006. — P. 71–72. — ISBN 978-0-203-48433-3 .
- Kościańska, Agnieszka. Indie // Potęga ciszy. Konwersja a rekonstrukcjaa porządku płci na przykładzie nowego ruchu religijnego Brahma Kumaris (польск.) . — 1. — Warszawa: Wydawnictwa Uniwersytetu Warszawskiego, 2009. — ISBN 978-83-235-0451-1 .
- Nagel, Stephan. Brahmas geheime Schöpfung. Die indische Reformbewegung der "Brahma Kumaris". Quellen, Lehre, Raja Yoga (нем.) . — Frankfurt: Peter Lang, 1999. — ISBN 3-631-35484-3 .
- Ramsay, Tamasin. (англ.) . — Monash University, 2009.
- Whaling, Frank. Understanding the Brahma Kumaris (англ.) . — Dunedin Academic Press Ltd, 2012. — ISBN 978-1-903765-51-7 .
- Walliss, John. The Brahma Kumaris As a Reflexive Tradition: Responding to Late Modernity (англ.) . — Ashgate Publishing , 2002. — ISBN 978-0754609513 .
- 2020-09-14
- 1