Interested Article - Тримониша
- 2020-09-06
- 2
«Тримони́ша» — опера Скотта Джоплина в 3 действиях, написанная им в 1910 году. «Тримонишу» иногда называют рэгтайм -оперой, однако, она включает куда больший спектр разноплановых музыкальных номеров, в том числе увертюру , прелюдии , речитативы , хоры , танцевальные номера и несколько арий . Основной темой оперы является важность образования, борьба с предрассудками и освобождение негритянского народа от гнёта невежества.
При жизни Джоплину не удалось организовать полноценную постановку «Тримониши». Однако, с наступлением 1970-х интерес к творчеству композитора возрос, были найдены оперные партитуры. Биограф Гилберт Чейз посчитал находку «почти чудом», «Тримониша», по его словам, могла донести важное послание до многих тысяч слушателей . Музыкальная сторона описывалась как «очаровательная и трогательная, с элементами афроамериканских народных напевов, блюзов и спиричуэлзов ». Премьера оперы состоялась 27 января 1972 года в Атланте в штате Джорджия .
История создания
Джоплин планировал создать оперу, которая вписывалась бы в каноны традиционной европейской постановки, но при этом была бы популярной и развлекательной. Некоторые биографы считают, что прототипом Тримониши могла быть вторая жена Джоплина Фредди Александр. Как и главная героиня оперы, Фредди была образованна, начитанна, боролась за права женщин и афроамериканцев. Возможным подтверждением данной теории также может являться тот факт, что действие оперы, по замыслу Джоплина, происходит в сентябре 1884 года — в то время, когда родилась Фредди Александр.
«Тримониша» была закончена в 1910 году. Живя на тот момент в Нью-Йорке, Джоплин надеялся найти издателя для своего нового творения, но в 1911 году был вынужден издать на собственные средства только фортепианное переложение. В 1915 году, в бесконечных попытках донести свою оперу до зрителя, он организовал выступление в репетиционном зале Гарлема . Публика, избалованная грандиозными европейскими оперными представлениями, холодно восприняла скромное творение Джоплина . Многие из аудитории просто вставали и уходили посреди музыкального номера. Друг Джоплина Сэм Паттерсон, присутствовавший на выступлении, описывал его как «нечто, не слишком отличающееся от репетиции, исполнение было слабым и неубедительным» . После такого провала Джоплин оказался банкротом . По мнению его биографов, он пожертвовал коммерческой составляющей в пользу искусства, но на тот момент эта сторона музыки почти не воспринималась чернокожим населением.
Отрывки из «Тримониши» (в частности, «Балет медведей» Музыкальной школы Мартина-Смита) исполнялись отдельно, но в полноценном виде опера при жизни Джоплина поставлена не была. Более того, либретто и оркестровые партии были утеряны. Лишь с конца 1960-х, когда интерес к творчеству Джоплина возобновился и оперные партитуры были найдены, состоялась премьера «Тримониши». 22 октября 1971 года части из «Тримониши» были представлены на концерте в « Линкольн-центре ». На сцене выступали Джошуа Рифкин, Уильям Болком , пианистка Мэри Лу Уильямс, а также группа вокалистов . 27 января 1972 была организована постановка оперы с оркестровками композитора Томаса Андерсона и хореографией Кэтрин Данэм . Певцам аккомпанировал Симфонический оркестр Атланты под управлением Роберта Шо . В мае 1975 года «Тримониша» была поставлена Гюнтером Шуллером в Хьюстон Гранд Опера и выдержала несколько представлений. Затем в октябре и ноябре оперу показывали на Бродвее . В наши дни «Тримонишу» продолжают ставить в самых именитых театрах мира .
Отзывы критиков
По мнению биографов, в работе Джоплина прослеживаются некоторые параллели с операми Рихарда Вагнера . Так, священное дерево, под которым приёмная мать находит Тримонишу, напоминает о дереве, из ствола которого Зигмунд в опере « Валькирия » добывает заколдованный меч, а рассказ Монишей истории Тримониши перекликается с рассказываемой Миме историей Зигфрида из одноимённой оперы . Также в работе Джоплина чувствуется влияние американского фольклора, в частности, история с осиным гнездом является отсылкой к рассказу о Братце Кролике и терновом кусте .
Эдвард Берлин отмечает, что сюжет «Тримониши» был тесным образом связан с жизнью самого Джоплина и являлся в своём роде призывом афроамериканскому народу избавляться от невежества, получать образование и стать независимым. Лотти Джоплин (третья жена Джоплина) видела связь между устремлениями, которыми была движима Тримониша, и надеждами самого композитора .
После публикации оперы в 1911 году журнал American Musician and Art Journal охарактеризовал «Тримонишу» как «совершенно новую форму оперного искусства» . Позднее критики признавали, что «Тримониша» занимает особое место в истории американского театра и музыки, так как это была первая опера, в которой героиня боролась за свои гражданские права, говорила о важности образования и взывала к обретению независимости афроамериканским народом . Сьюзан Кёртис и Лоуренс Кристенсен в своей книге «Dictionary of Missouri Biography» писали, что «по сюжету оперы в конечном итоге, грамотность, образование, тяжёлый труд и взаимопонимание людей являются залогом процветания народа» . Эдвард Берлин описывает «Тримонишу» как неплохую, явно более интересную историю, чем остальные оперы того времени. Но он также отмечает, что простота и некоторая примитивность сюжета выдаёт в Джоплине неумелого драматурга, сюжет в его опере однозначно уступает музыкальному сопровождению .
Стоит также отметить, что «Тримониша» была написана за 25 лет до сотворения Джорджем Гершвином оперы « Порги и Бесс », в которой использовались приёмы Джоплина и которая вобрала в свою музыкальную структуру рэгтаймы, госпелы и спиричуэлзы.
Действующие лица
Партия | Голос |
Исполнитель на премьере в Атланте
27 января 1972 (Дирижёр: Роберт Шоу) |
---|---|---|
Тримониша, 18-летняя негритянка | сопрано | Альфа Флойд |
Энди, друг Тримониши | тенор | Барри Хемфилл |
Люси, подруга Тримониши | меццо-сопрано | Кармен Бэлтроп |
Сефус, шарлатан | тенор | Дэвид Хадсон |
Луддуд, шарлатан | баритон | Джордж Мерритт |
Саймон, шарлатан | бас | Рэймонд Бэйзмор |
Зодзетрик, шарлатан | баритон | Эрл Грэндисон |
Мониша, приёмная мать Тримониши | контральто | Луиза Паркер |
Нед, отец Тримониши | бас | Саймон Эстес |
Парсон Олток, проповедник | баритон | Кларк Салонис |
Римус, друг Тримониши | тенор | Сет Маккой |
Содержание
Действие разворачивается около 1884 года неподалёку от Тексарканы, штат Техас — тех мест, откуда был родом сам композитор.
Действие 1
На плантации свободных негров к женщине по имени Мониша обращается колдун Зодзетрик, предлагая купить у него «мешок удачи» («The Bag of Luck»). Муж Мониши Нед, а также её дочь, 18-летняя Тримониша прогоняют шарлатана. Все считают Тримонишу образованной и начитанной девушкой, так как она единственная в общине, кто умеет читать и писать. После того, как сборщики кукурузы возвращаются с поля, начинается всеобщий танец («We’re Goin’ Around»). Тримониша хочет сплести себе венок из листьев большого дерева, что произрастает около их хижины. Мониша, однако, останавливает дочь, и рассказывает ей правду о том, что девушка была найдена ещё совсем младенцем под этим деревом («The Sacred Tree»), таким образом Мониша и Нед стали её приёмными родителями. Тримониша отвечает, что любит их из-за этого не меньше и пойдёт в лес со своей подругой Люси, чтобы найти другое дерево. Позднее Люси возвращается из леса в одиночестве и сообщает, что Тримониша была похищена шайкой шарлатанов, тех самых «колдунов». Мужчины собираются идти на выручку, а возлюбленный Тримониши Римус переодевается в чучело, чтобы напугать мошенников, и отправляется в лес.
Действие 2
Мошенники вместе с Тримонишей находятся в глухой чаще. Они решают наказать девушку за то, что та мешает их планам обмануть доверчивых жителей плантации, и кинуть её в осиное гнездо («The Wasp Nest»). После путешествия через лес (которое также включает «балет» медведей — «Frolic of the bears»), мошенники уже готовы исполнить свой страшный замысел, но их пугает подоспевший вовремя Римус в костюме чучела. Они решают, что это дьявол, и убегают прочь. Влюблённые возвращаются на плантацию («Going Home»).
Действие 3
Нед и Мониша беспокоятся за дочь («I Want To See My Child»), но вскоре она возвращается вместе с Римусом. За ними идут местные мальчишки и волочат пойманных мошенников Зодзетрика и Луддуда. Народ готов покарать их за то, что похитили Тримонишу, но девушка просит отпустить и простить их («Conjurors Forgiven»). Жители плантации соглашаются и просят Тримонишу стать их наставницей («We Will Trust You As Our Leader»). В итоге все жмут друг другу руки, и действие завершается всеобщим танцем примирения («Real Slow Drag»).
Музыкальные номера
- Увертюра
- «The Bag of Luck» — Тримониша, Мониша, Нед, Римус, Зодзетрик
- «The Corn Huskers» — Тримониша, Римус, хор
- «We’re Goin’ Around (A Ring Play)» — Энди, хор
- «The Wreath» — Тримониша, Люси, Мониша, хор
- «The Sacred Tree» — Мониша
- «Surprised» — Тримониша, хор
- «Treemonisha’s Bringing Up» — Мониша, Тримониша, хор
- «Good Advice» — Парсон Олток, хор
- «Confusion» — Мониша, Люси, Нед, Римус, хор
- «Superstition» — Саймон, хор
- «Treemonisha in Peril» — Саймон, Зодзетрик, Луддуд, Сефус, хор
- «Frolic of the Bears» — танцевальный номер, «Балет медведей»
- «The Wasp Nest» — Саймон, Сефус, хор
- «The Rescue» — Тримониша, Римус
- «We Will Rest Awhile/Song of the Cotton Pickers» — Хор
- «Going Home» — Тримониша, Римус, хор
- «Aunt Dinah Has Blowed de Horn» — Хор
- Прелюдия к 3 действию
- «I Want To See My Child» — Мониша, Нед
- «Treemonisha’s Return» — Мониша, Нед, Римус, Тримониша, Энди, Луддуд, Зодзетрик, хор
- «Wrong is Never Right» — Римус, хор
- «Abuse» — Энди, Тримониша, хор
- «When Villains Ramble Far and Near» — Нед
- «Conjurors Forgiven» — Тримониша, Энди, хор
- «We Will Trust You As Our Leader» — Тримониша, хор
- «A Real Slow Drag» — Тримониша, Люси, хор
Примечания
- , с. 537.
- , с. 545.
- , с. 537—540.
- , с. 191.
- ↑ Вайнер, Людмила. Вестник (15 августа 2000). Дата обращения: 28 января 2013. 22 июля 2011 года.
- , с. 324.
- , с. 289.
- , с. 357.
- Scherer, Barrymore Laurence. (англ.) . Online.wsj.com (6 декабря 2011). Дата обращения: 28 января 2013. 6 февраля 2013 года.
- , с. 203—204.
- , с. 207—208.
- , с. 202.
- , с. 194.
- ↑ , с. 444.
- , с. 202—203.
- (англ.) . Wolftrap.org. Дата обращения: 7 февраля 2013. Архивировано из 28 августа 2014 года.
- , с. 203.
- , с. 545.
Литература
- Chase, Gilbert. . — University of Illinois Press, 1987. — ISBN 0-252-00454-X .
- Southern, Eileen. The Music of Black Americans. — W. W. Norton & Company, Inc., 1997. — ISBN 0-393-03843-2 .
- Berlin, Edward A. . — Oxford Univ. Press, 1994. — ISBN 0-19-510108-1 .
- Curtis, Susan; Christensen, Lawrence O. . — Univ. of Missouri Press, 1999. — ISBN 0-8262-1222-0 .
- Crawford, Richard. . — W. W. Norton & Co, 2001. — ISBN 0-393-04810-1 .
- Kirk, Elise Kuhl. . — Univ. of Illinois Press, 2001. — ISBN 0-252-02623-3 .
- Peterson, Bernard L. . — Westport, Connecticut: Greenwood Press, 1993. — ISBN 0-313-26657-3 .
- Ping-Robbins, Nancy R. . — 1998. — ISBN 0-8240-8399-7 .
Ссылки
- 2020-09-06
- 2