Штраус, Давид Фридрих
- 1 year ago
- 0
- 0
Ри́хард Штра́ус ( нем. Richard Strauss , 11 июня 1864 , Мюнхен , Королевство Бавария — 8 сентября 1949 , Гармиш-Партенкирхен , ФРГ ) — немецкий композитор эпохи позднего романтизма , яркий представитель немецкого экспрессионизма , особенно прославился благодаря своим симфоническим поэмам и операм . Был также выдающимся дирижёром .
Рихард Штраус и Густав Малер вместе представляют собой образец стиля позднего немецкого романтизма после Рихарда Вагнера .
Рихард Штраус родился 11 июня 1864 года в Мюнхене (в то время Королевство Бавария , сейчас — одна из земель Германии ), отец — Франц Штраус, первый валторнист в Мюнхенской придворной опере . В юности получил от своего отца и его ближайших коллег широкое, хотя и консервативное музыкальное образование; свою первую музыкальную пьесу написал в возрасте 6 лет; с тех пор и до своей смерти, последовавшей почти 80 лет спустя, практически непрерывно сочинял музыку.
В 1868 г. начал заниматься на фортепиано под руководством арфиста и педагога Августа Томбо . С 1872 года занимался музыкой под руководством своего двоюродного дяди, скрипача Бенно Вальтера , которому в дальнейшем посвятил юношеский скрипичный концерт. В 1874 году Штраус впервые услышал оперы Рихарда Вагнера « Лоэнгрин », « Тангейзер » и « Зигфрид »; влияние музыки Вагнера на стиль Штрауса могло стать определяющим, но поначалу его отец запрещал ему изучать Вагнера: в доме Штраусов музыка Вагнера считалась музыкой низкого сорта, и лишь в возрасте 16 лет Штраус смог получить партитуру « Тристана и Изольды ». В дальнейшем, Рихард писал и говорил о том, что он глубоко сожалеет об этом. В отроческие годы посещал оркестровые репетиции в опере, в 1875—1880 гг. брал уроки теории музыки и оркестровки у второго дирижёра Фридриха Вильгельма Майера ; среди его наставников был также пианист Йозеф Гирль .
В 1882 году Штраус поступил в Мюнхенский университет , где изучал философию и историю — но не музыку, — однако год спустя покинул университет, чтобы отправиться в Берлин . Во время учёбы он познакомился с Максом Шиллингсом и убедил последнего посвятить свою жизнь музыке .
В столице Германии он непродолжительное время учился, а затем получил пост ассистента дирижёра при Гансе фон Бюлове , заменив его в Мюнхене , когда тот вышел в отставку в 1885 году. Его композиции этого периода были весьма консервативными, в стиле Роберта Шумана или Феликса Мендельсона , верными стилю преподавания его отца. Его Концерт для валторны № 1 (1882—1883) типичен для этого периода, и тем не менее его по-прежнему регулярно играют. Стиль Штрауса начинает заметно меняться, когда он встречает Александра Риттера , известного композитора и скрипача , мужа одной из племянниц Рихарда Вагнера. Именно Риттер убедил Штрауса отказаться от своего консервативного юношеского стиля и приступить к сочинению симфонических поэм ; он также познакомил Штрауса с эссе Рихарда Вагнера и сочинениями Шопенгауэра . Штраус собирался дирижировать одной из опер Риттера, а позднее Риттер написал поэму по мотивам симфонической поэмы Рихарда Штрауса « Смерть и просветление » (Tod und Verklärung).
Рихард Штраус женился на певице- сопрано Паулине Марии де Ана 10 сентября 1894 года. Она была известна своим властным и вспыльчивым характером, эксцентричностью и прямотой, но брак был счастливым — супруга стала для него большим источником вдохновения. На протяжении своей жизни, с ранних песен до последних, написанных в 1948 году « », он всегда предпочитал сопрано любым другим голосам.
Благодаря увлечению симфоническими поэмами появилась первая из них, показавшая зрелое мастерство, — Дон Жуан . Во время премьеры в 1889 году половина публики аплодировала, в то время как другая половина шикала. Штраус знал, что обрёл свой собственный музыкальный голос, заявив:
«Теперь я утешаю себя сознанием того, что нахожусь на сознательно выбранной дороге, всецело осознавая, что не существует художника, которого тысячи его современников не считали бы умалишённым».
За «Дон Жуаном» последовали:
Среди других оркестровых сочинений Штрауса — сюита «Мещанин во дворянстве» (Le Bourgeois gentilhomme, 1917) и симфонический этюд «Метаморфозы» для ансамбля из 23 струнных инструментов — 10 скрипок, пяти альтов, пяти виолончелей и трёх контрабасов (Metamorphosen, 1945).
В конце XIX века Штраус обращается к опере. Его первые опыты в этом жанре в 1894 году и Погасшие огни (Feuersnot) в 1901 году провалились. В 1905 году он создаёт Саломею (по пьесе Оскара Уайльда ), которая была встречена столь же пылко и неоднозначно, как в своё время Дон Жуан . На премьере в Метрополитен-опере в Нью-Йорке протесты публики были столь громкими, что спектакль сняли после первого же представления. Без сомнения, эти протесты в значительной степени определялись выбором темы, но отчасти негативный прием был связан с использованием Штраусом диссонансов , которые редко можно было услышать в опере того времени. В других оперных театрах эта опера пользовалась успехом, что позволило Рихарду Штраусу построить свой дом в Гармиш-Партенкирхене исключительно за счет доходов от представлений этой оперы.
Следующей оперой Штрауса была Электра , в которой Штраус ещё интенсивнее использует диссонансы . С этой оперы начинается сотрудничество Штрауса с поэтом Гуго фон Гофмансталем . Их совместная работа над другими произведениями была долгой и плодотворной. Однако в своих последующих операх Штраус более осторожен в использовании гармонического языка, поэтому такие сочинения, как Кавалер розы ( 1910 ), получают большой успех у публики. До 1940 года Штраус продолжает сочинять оперы с завидной регулярностью. Из-под его пера появляются Ариадна на Наксосе ( 1912 ), Женщина без тени ( 1918 ), ( 1923 ), ( 1927 ) и Арабелла ( 1932 ), все в сотрудничестве с Гуго фон Гофмансталем ; ( 1934 ), либретто Стефана Цвейга ; ( 1936 ) и ( 1937 ) (либретто и Цвейга); ( 1940 ) (в сотрудничестве с Грегором) и Каприччио (либретто Клеменса Крауса ) ( 1941 ).
Известен как автор 2 балетов: « Легенда об Иосифе » (op. 63, 1912) в постановке М. М. Фокина на либретто Г. фон Гофмансталя для Русского балета Дягилева ( 1914 ); « » (op. 70, 1922). Помимо того симфоническая поэма « Весёлые проделки Тиля Уленшпигеля » (op. 28, 1895 ) неоднократно использовалась балетмейстерами для постановок музыкального театра: « Тиль Уленшпигель » В. Ф. Нижинского ( 1916 ), «Тиль Эйленшпигель» Л. В. Якобсона ( 1933 ), в балетах Ж. Бабиле ( 1949 ) и «Весёлые забавы Тиля Уленшпигеля» в хореографии Дж. Баланчина ( 1951 ) .
В число сольных работ и камерных ансамблей Штрауса входят ранние сочинения для фортепиано, написанные в консервативном гармоническом стиле, многие из них утрачены; редко исполняемый « » (соч. 2); знаменитая « », которую он написал в 1887 году; небольшое число пьес позднего периода. После 1900 года он создаёт лишь шесть произведений для камерных ансамблей; четыре являются сюитами из его опер . Его последнее камерное сочинение, « » датировано 1940 годом.
Намного больше музыки Штраус писал для сольного инструмента (или инструментов) с оркестром. Наиболее известны два концерта для валторны с оркестром ( № 1 Ми-бемоль мажор, соч. 11 и ), которые и поныне входят в репертуар большинства концертирующих валторнистов, концерт для скрипки , симфоническая поэма Дон Кихот для виолончели, альта и оркестра, а также написанный в поздние годы концерт для гобоя с оркестром (который был сочинён по просьбе американского солдата, которого он встретил после войны) и концертный дуэт для фагота и кларнета , который стал одной из его последних работ (1947). Штраус признавал, что в основе концертного дуэта лежит «внемузыкальный» сюжет, в котором кларнет представляет принцессу, а фагот — медведя, во время их танца медведь превращается в принца.
Существует значительное расхождение во мнениях относительно роли, которую Штраус играл в Германии после прихода к власти Нацистской партии . Некоторые источники указывают на его неизменную аполитичность и отсутствие какого-либо сотрудничества с нацистами. Другие указывают на то, что он был должностным лицом на государственной службе во времена Третьего рейха .
В ноябре 1933 года без каких-либо консультаций со Штраусом Геббельс назначает его на пост президента Имперской музыкальной палаты (Reichsmusikkammer) . Штраус решает сохранить за собой этот пост, но оставаться при этом аполитичным. Штрауса критикуют за наивность этого решения, но, возможно, это решение было наиболее благоразумным с учётом всех обстоятельств. Находясь на этом посту, он в 1934 году написал Олимпийский гимн для будущих Олимпийских игр в Берлине . Он также поддерживал отношения с некоторыми высокопоставленными нацистскими чинами. Очевидно его намерение защитить от преследований свою невестку Алису, которая была еврейкой. В 1935 году Штрауса вынудили уйти с поста президента Палаты после его отказа убрать из афиш оперы имя либреттиста — писателя Стефана Цвейга , который был его другом и был евреем. Он написал Цвейгу письмо со словами поддержки, с критикой нацистов. Это письмо было перехвачено гестапо .
Его решение написать в 1938 году, одноактную оперу, в которой действие происходит в осаждённой крепости во времена Тридцатилетней войны — по сути, гимн миру и едва завуалированная критика Третьего рейха — в период, когда вся нация готовилась к войне, было чрезвычайно смелым поступком. С присущим ему противопоставлением свободы и рабства, войны и мира, света и тьмы, это сочинение считалось в большей степени связанным с Фиделио , нежели с любым из последних оперных сочинений Штрауса. Постановка была прервана в 1939 году в начале войны.
Когда его невестка Алиса была помещена в Гармише в 1938 году под домашний арест, Штраус использовал свои связи в Берлине, например, обратился к Интенданту Берлина , чтобы обеспечить её безопасность; кроме того, существуют также указания на то, что он пытался использовать своё официальное положение, чтобы защитить своих друзей и коллег-евреев. Штраус не оставил никаких дневников или комментариев, которые могли бы выявить его отношение к насаждаемому нацистами антисемитизму , поэтому о мотивации его действий того периода можно говорить лишь предположительно. Хотя большинство его действий в 1930-е годы находились посредине между очевидным конформизмом и диссидентством, с уверенностью можно говорить лишь об одном его диссидентском поступке в музыке — пацифистской драме День мира.
В 1942 году Штраус перевёз свою семью обратно в Вену, где Алиса и её дети могли находиться под защитой гауляйтера Вены Бальдура фон Шираха . Даже он был не в силах полностью защитить еврейских родственников Штрауса; в начале 1944, когда Штраус был в отъезде, Алиса и сын композитора были похищены гестапо и провели в тюрьме двое суток. Лишь своевременное личное вмешательство Штрауса помогло спасти их; он смог вывезти обоих в Гармиш, где они оставались, находясь под домашним арестом, до конца войны.
Позднее он был привлечён к суду по обвинению в связях и сотрудничестве с нацистами. Приговор был оправдательным.
В 1948 году Штраус написал своё последнее сочинение, « » для сопрано и оркестра. Хотя песни Штраус писал в течение всей своей жизни, эти являются наиболее известными. В сравнении с сочинениями более молодых композиторов гармонический и мелодический язык Штрауса выглядел к тому моменту несколько устаревшим. Тем не менее эти песни неизменно пользуются популярностью у слушателей и исполнителей. Сам Штраус заявил в 1947 году: «Может быть, я не являюсь первосортным композитором, но я — первоклассный второсортный композитор!»
На 84-м году жизни могучее здоровье Штрауса стало сдавать, появились приступы слабости, сердечные припадки. Временами наступала потеря сознания. Рихард Штраус скончался 8 сентября 1949 года в Гармиш-Партенкирхене в Германии в возрасте 85 лет.
Рихард Штраус — выдающийся дирижёр. В его дирижёрском репертуаре были не только собственные сочинения, но и многочисленные оперные и симфонические партитуры XVIII — начала XX века .
Среди сохранившихся записей — собственные симфонические сочинения («Домашняя симфония», «Дон Жуан», «Тиль Уленшпигель», «Дон Кихот», «Смерть и просветление», «Жизнь героя», «Японская праздничная музыка», сюита из «Мещанина во дворянстве» и др.), Пятая и Седьмая симфонии Л. ван Бетховена , три последние симфонии В. А. Моцарта . В то же время не было сделано ни одной полной оперной записи под управлением Рихарда Штрауса.
Есть также записи нескольких песен Штрауса с автором в качестве аккомпаниатора.
Рихард Штраус изображен на австрийской почтовой марке 1989 года.