Альтернативные «Статьи года»
— конкурс
статей
, написанных или дополненных за прошедший год, победители которого определяются в конце года по итогам голосования жюри, выбранного участниками Википедии среди опытных участников и авторов многих избранных/хороших статей и списков. За время существования конкурса стали лауреатами
90
статей,
13
списков и
10
циклов.
Цель конкурса
— определить лучшие по версии жюри статьи русского раздела Википедии, написанные или дополненные в прошедшем году.
Статьи избираются в нескольких тематических
номинациях
, которые определяются жюри конкурса.
Синтоизм
,
синто
(
яп.
神道
синто:
, «путь богов»)
—
традиционная
политеистическая
религия Японии
, основанная на
анимистических верованиях
древних японцев. Объектами поклонения являются
ками
— многочисленные божества и души умерших. Особой частью традиции является поклонение природным объектам, за каждым из которых стоит свой ками. Хотя синтоизму и присущи черты примитивной религии, он обладает развитой храмовой системой и рядом общих для многих синтоистов ритуалов. В то же время отсутствуют сложное
богословие
, этические предписания и канонизированное
священное писание
.
Синтоистами ценятся манускрипты «
Кодзики
» (712), «
Нихон сёки
» (720) и некоторые другие, создатели которых задокументировали подробности мифологии и ритуалов
древних японцев
. Центральным сюжетом синто и
японской мифологии
в целом является история о небесных ками
Идзанаги
и
Идзанами
, которые создали
Японские острова
и породили множество ками, в том числе богиню солнца
Аматэрасу
, потомком которой стал легендарный император
Дзимму
. Поклонение ками может проходить в святилищах (
дзиндзя
), на входе в которые стоят
тории
(ворота без створок), которые также являются узнаваемым символом религии. Архитектура синтоистских храмов, предположительно, восходит к древним хранилищам свайного типа. Она смогла сохранить свои основные черты, несмотря на влияние
буддизма
. В Японии на 2021 год насчитывалось 84 316 дзиндзя, на которые приходится всего около 20 000
каннуси
(священников). В их обязанности входит отправление ритуалов, обслуживание храмов и проведение праздников (
мацури
). При храмах также служат женщины
мико
, исполняющие роль помощниц священнослужителей.
Для синтоизма первостепенную роль играют религиозные практики, а не доктрина. Синтоисты взаимодействуют с ками через молитвы (
норито
) и подношения. В ходе своей жизни человек наполняется
кэгарэ
(скверной). Чтобы отмыть от неё свой дух, необходимо пройти ритуал очищения —
мисоги
, в ходе которого синтоисты погружаются в воду, или
хараэ
, где скверна переносится на внешний объект. Важной частью синтоистского поклонения ками являются многочисленные мацури, которые исчисляются тысячами. Крупнейшие из них собирают до сотен тысяч зрителей. Многие мацури сегодня утратили прошлый религиозный смысл.
Религия испытала в своём развитии значительное влияние
буддизма
после его проникновения в Японию около VI века н. э. Порой буддийские храмы строились вплотную с синтоистскими, появлялось множество
синкретических учений
, объединявших синтоистскую и буддийскую традиции. Из-за глубокого влияния буддизма даже сформировалось мнение, что синтоизм долгое время являлся лишь ответвлением буддизма. И хотя время возникновения синтоизма является спорным вопросом, в основном учёные полагают, что ранний этап формирования синтоизма приходится на
период Яёй
(III век до н. э. — III век н. э.). В своём дальнейшем развитии синтоизм испытал влияние идей
кокугаку
, которые провозглашали уникальность и превосходство японской культуры. Сторонники движения исследовали синтоизм, пытаясь выделить в нём древние японские элементы и сделать его частью национального возрождения. Идеи кокугаку были применены на практике после
реставрации Мэйдзи
, когда синтоизм некоторое время был частью официальной идеологии, при помощи которой правительство пыталось объединить народ единой верой.
Синтоизм повлиял как на классическое
театральное искусство Японии
, так и на современную массовую культуру. Его элементы находят отражение в известных
мангах
и
аниме
, а также фигурируют в компьютерных играх. Прототипы реальных храмов, изображённые в них, нередко становятся объектами внимания поклонников.
Португальский дворянин Магеллан после 1515 года разрабатывал проект достижения
Островов Пряностей
морским путём в западном направлении. Экспедиция — официально она называлась «Молуккской армадой» — включала пять кораблей, на которых находились, по разным оценкам, от 235 до 280 человек. Отплытие состоялось 20 сентября 1519 года из порта
Санлукар-де-Баррамеда
. Караван двинулся в юго-западном направлении, проведя около трёх месяцев в океане. Команда высадилась в бухте
Святой Люсии
(где позднее будет основан
Рио-де-Жанейро
), проведя там три недели, и южным летом двигалась вдоль побережий Бразилии и Аргентины. В
Патагонии
на Пасху 1 апреля 1520 года три судна подняли мятеж, однако Магеллан сохранил командование и принудил остальных к покорности. Главы мятежников были подвергнуты суду и казнены. В мае 1520 года о скалы разбился корабль «Сантьяго», 35 выживших моряков с которого добрались до оставшейся части армады по суше.
Несмотря на штормы, 1 ноября 1520 года удалось ввести четыре судна в узкий пролив, впоследствии
названный именем Магеллана
. Остров, расположенный за ним, командир назвал
Огненной Землёй
из-за многочисленных костров на стойбищах
аборигенов
или лесных пожаров. «Сан-Антонио» под командованием штурмана
Эстебана Гомеса
дезертировал (штурман ранил капитана — племянника Магеллана) и к марту 1521 года вернулся в Испанию. После прохождения пролива три оставшихся судна 28 ноября вышли в океан, который Магеллан назвал
Тихим
, поскольку за четыре месяца плавания в его водах не случилось ни одного шторма. Почти все члены команды болели
цингой
и страдали от недостатка воды и пищи.
Экватор
повторно пересекли 13 февраля 1521 года. 6 марта были замечены горы острова
Гуам
. Далее команда добралась до ранее не известного европейцам
Филиппинского архипелага
.
27 апреля 1521 года после конфликта на острове
Мактан
Магеллан был убит. 1 мая филиппинский раджа устроил резню, в которой погибла большая часть офицеров эскадры. Из-за уменьшившейся команды был брошен и сожжён корабль «Консепсьон»; в армаде осталось два корабля: самая маленькая в отряде «
Виктория
» и флагман «
Тринидад
». «Тринидад» под командованием
Гонсало Гомеса де Эспиносы
попытался пройти обратно через Тихий океан, но из-за штормов через семь месяцев с трудом вернулся на
Тернате
. Остатки его команды были схвачены португальскими карателями, которые должны были арестовать Магеллана. На каторге выжили только четыре или пять человек, в том числе Эспиноса.
«Виктория» под командой Элькано (на борту находился также летописец
Антонио Пигафетта
) прошла через
Индийский океан
,
мыс Доброй Надежды
и
острова Зелёного Мыса
, где португальцы арестовали 13 человек из команды. 6 сентября 1522 года судно возвратилось в Севилью. На борту осталось 18 выживших участников экспедиции. Элькано был пожалован гербом с изображением земного шара и девизом «Ты первый обогнул меня» (
лат.
Primus circumdedisti me
). Королевский секретарь
Максимилиан Трансильван
в 1523 году издал первое описание экспедиции.
Несмотря на потерю четырёх кораблей и более 60 % личного состава, экспедиция Магеллана — Элькано окупила все расходы и даже принесла небольшую прибыль после выплаты пенсий и компенсаций по судебным искам. Основная цель оказалась выполнена — был разведан западный морской путь к Островам Пряностей. Однако
Магелланов пролив
являлся непригодным для навигации, и в 1529 году Острова Пряностей были уступлены португальской короне в обмен на Филиппины. Повторно
кругосветное плавание
совершил
Фрэнсис Дрейк
в 1580 году.
Византийская фортификация
— это
оборонительные сооружения
, созданные в период существования Византийской империи. Основным типом укреплений были
городские стены
, что типично для
средневековой фортификации
. Фортификации могли быть связаны с тем или иным
городом
, охватывая его центральную часть, или быть отдельно стоящими. Крепости могли иметь до трёх линий укреплений. Разграничение между крепостями и укреплёнными поселениями условно и проводится исследователями по-разному, исходя из различных методологических соображений.
В
Римской империи
основу оборонительной системы составляли укреплённые границы-
лимесы
, а внутренние города дополнительной защитой не располагали. В результате варварских вторжений III века и с обострением отношений с
сасанидской Персией
картина начала меняться. В IV веке новые крупные крепости появились на
Балканах
и на границе с Персией. Наиболее мощными городскими
стенами
обладала столица империи,
Константинополь
. Внутри стен городов и монастырей жители укрывались во время осады. Отдельные форты и башни возводились вне городов для защиты стратегических дорог и как место укрытия сельского населения. Отдельные оборонительные стены, такие как
Гексамилион
поперёк
Коринфского перешейка
, строили для защиты труднодоступных областей. В ранней историографии для региона восточного Средиземноморья выделяли два основных периода в развитии фортификации. Первый, начавшийся в правление императора
Валериана I
в ответ на нападения
готов
и
герулов
на города
Малой Азии
, продолжался примерно до середины 330-х годов. Кульминацию второго периода ранневизантийской фортификации относят к царствованию
Юстиниана I
и его предшественника
Анастасия I
. Юстиниан придавал огромное значение обороне империи. Возведённые в ходе предпринятой им масштабной
программы строительства
укрепления превосходят количественно все прочие сооружения вместе взятые. Починка и перестройка стен, повышение стратегической эффективности укреплений происходили непрерывно по всей империи. Помимо укрепления городов, было построено огромное количество фортов вдоль границы; только вдоль Дуная упоминается более 600 укреплений.
Для средне- и поздневизантийского города характерно наличие
кастрона
— крепости, где находились дворцы правителей и епископа, и с которым город как правило отождествлялся. Императоры из династии
Комнинов
вели активную внешнюю политику и строили много крепостей на Балканах и в Азии. Укрепления данного периода представляют преимущественно прибрежные крепости и укреплённые базы (
аплектоны
). Последние столетия существования Византии отмечены частыми войнами. Желая обезопасить свои владения,
Ласкариды
вели активное военное строительство в Малой Азии, тогда как
Палеологи
уделяли основное внимание Балканам. Основным видом укреплений стали стены прежних эпох, восстановленные и перестроенные таким образом, чтобы минимальными силами можно было организовать защиту городов.
Для того чтобы запечатлеть настоящих бурлаков, в 1870 году Репин отправился в поездку на
Волгу
вместе с художниками
Фёдором Васильевым
и
Евгением Макаровым
, а также своим младшим братом
Василием
. После возвращения из поездки привезённые Ильёй Репиным работы были показаны великому князю
Владимиру Александровичу
, который заказал художнику большую картину по одному из
эскизов
. Весной 1871 года первая версия большого полотна «Бурлаки на Волге» экспонировалась на ежегодной конкурсной выставке
Общества поощрения художников
в Санкт-Петербурге, где она получила первую премию среди произведений
жанровой живописи
. После выставки Репин продолжил работу над полотном и внёс в него ряд существенных изменений. В 1872 году художник совершил ещё одну поездку по Волге, во время которой создал ряд этюдов, впоследствии использованных для завершения полотна «Бурлаки на Волге». Кроме того, он написал другой вариант картины, известный под названием «Бурлаки, идущие вброд».
Окончательная версия картины «Бурлаки на Волге» была представлена в марте 1873 года на Академической выставке в
Санкт-Петербурге
. Несмотря на критику сторонников
академического направления
, Академия художеств присудила картине Репина золотую медаль имени Виже-Лебрен «за экспрессию». В том же году полотно было послано на
Всемирную выставку
в
Вене
, где оно завоевало бронзовую медаль, причём немецкий художник и искусствовед
Фридрих Пехт
назвал репинских «Бурлаков» «самой солнечной картиной целой всемирной выставки». Полотно было куплено за 3000 рублей великим князем Владимиром Александровичем, который повесил его в
бильярдной
комнате
Владимирского дворца
. В 1918 году картина была передана в Государственный Русский музей.
Художественный критик
Владимир Стасов
называл «Бурлаков» «великой, истинно исторической русской картиной» и «первой картиной всей русской школы от начала её существования». Искусствовед
Дмитрий Сарабьянов
отмечал, что картина «Бурлаки на Волге» стала центральным произведением русской живописи
1870-х годов
и её созданием Репин «поднял
бытовой жанр
до монументального звучания», открыв тем самым новую перспективу перед русским изобразительным искусством. Искусствовед
Татьяна Юденкова
писала, что со временем полотно «Бурлаки на Волге» вошло в «ряд шедевров
передвижничества
» и стало «символом передвижнического реализма», несмотря на то, что оно было представлено не на
передвижной выставке
, а на академической.
Действие разворачивается в 79 году нашей эры в
Помпеях
. В романе представлена широкая панорама жизни
Римской империи
, которая завоевала множество стран и народов.
Главный герой
Главк — грек, представитель
высокой цивилизации
, подчинённой Римом; его
главный соперник
— жрец-египтянин Арбак, — носитель ещё более
древней культуры
. Он посвящён в древнее
оккультное знание
, связанное и с интересами самого автора романа. Им противостоит Олинф —
христианин
, представитель только что зародившейся новой религии. Преодолев множество испытаний и выжив при
извержении Везувия
, Главк и его возлюбленная Иона обосновываются в
Афинах
и принимают христианство.
Роман, основанный на впечатлениях от археологических раскопок в
Геркулануме
и
Помпеях
, оказал огромное воздействие на восприятие античной повседневности широкой публикой и многократно становился основой для живописных, скульптурных, музыкальных и театральных произведений, в XX веке несколько раз адаптировался для кино и телевидения. В то же время роман не воспринимался критиками и литературоведами как шедевр и со второй половины XX века подвергся забвению и превратился в памятник
викторианской эпохи
.
Олимпиада родилась в семье царя одной из областей
Эпира
Молоссии
Неоптолема I
из династии
Эакидов
. Представители этого рода возводили своё генеалогическое древо к мифологическому герою
Ахиллу
и царям легендарной
Трои
.
Брак между Олимпиадой и царём Македонии Филиппом II стал основой союза между двумя государствами. При македонском дворе Олимпиада заняла главенствующее положение среди других жён Филиппа. За несколько лет до смерти Филиппа II Олимпиада была вынуждена бежать на родину в Эпир. Позднее её обвиняли в организации убийства супруга.
Во время походов Александра Олимпиада оставалась в Македонии. Вследствие конфликта с наместником Александра
Антипатром
она была вынуждена вновь уехать к себе на родину в Эпир, где смогла отнять бразды правления у своей дочери
Клеопатры
.
После
смерти
Александра началась
борьба за власть
в созданной им
империи
, в которую включилась и Олимпиада. В 317 году до н. э. она смогла на короткое время захватить власть в Македонии. Вскоре была побеждена сыном Антипатра
Кассандром
и казнена.
Античные источники
преимущественно изображают Олимпиаду в резко отрицательных тонах. Она представлена властной, деспотичной, чёрствой, расчётливой, мстительной и ревнивой женщиной, которая постоянно вмешивается в государственные дела. Возможно, такая характеристика является результатом пропаганды времён правления
Кассандра
и Антипатридов, для которых Олимпиада была наиболее знаковым и влиятельным врагом их предка Антипатра.
АСГ-2023 в номинации «Биографии. Аристократы, члены правящих домов»
Избрана премьер-министром Израиля после смерти
Леви Эшколя
, дважды переизбиралась. В 1970 году была также
министром внутренних дел
. Продолжала курс на переориентацию внешней политики Израиля на США, добивалась возможности прямых мирных переговоров с арабскими странами, в то же время отвергая требования о предварительных территориальных уступках. В 1973 году, в день поста
Йом-кипур
, войска
Египта
и
Сирии
атаковали Израиль; в последовавшей
войне
Израилю удалось избежать поражения, но неготовность правительства Меир к вторжению стала причиной её ухода в отставку весной 1974 года. По завершении политической карьеры выпустила ставшую бестселлером автобиографию, награждена
Государственной премией Израиля
(1975).
Начав с произведений в синтетическом жанре приключенческой и научно-технической фантастики, Стругацкие быстро перешли к социальной прогностике и моделированию в форме «реалистической фантастики», идейное содержание которой обёрнуто в острый сюжет. Большинство их книг посвящены установлению контакта с иным разумом, рассмотрению вопроса о допустимости и оправданности вмешательства либо невмешательства в естественную эволюцию цивилизаций любых типов, изучению разных форм
утопии
. В первой половине 1960-х годов Стругацкие создали единый фантастический метамир, условно именуемый «
Мир Полудня
», в котором разворачивается действие почти десятка повестей. Выстроенный ими образ
коммунизма
эволюционировал в сторону перманентной
геополитической
и «геокосмической» экспансии и сопряжённых механизмов социального контроля.
Достигнув большой известности в 1960-е годы, Стругацкие попали в полосу гонений против философской фантастики в СССР со стороны
Отдела агитации и пропаганды ЦК КПСС
и руководства
комсомола
. В 1970-х — первой половине 1980-х годов сократилось число изданий и переизданий, ряд объёмных текстов приобрёл полузапретный статус, ходил в
самиздате
(«
Гадкие лебеди
»). В 1980-е годы Стругацкие стали одними из наиболее издаваемых советских писателей, символом независимости мысли, были награждены
Государственной премией РСФСР имени М. Горького
(1986). Творчество Стругацких оказало заметное влияние на распространение инакомыслия в среде советской интеллигенции в 1970—1980-е годы.
Список состоит из двух частей. В первой части списка приведён перечень фактических руководителей СССР — государственных и партийных деятелей, возглавлявших страну де-факто. Во второй части списка изложена информация о формальных руководителях СССР — лицах, возглавлявших высшие органы государственной власти Советского государства. Некоторые советские лидеры возглавляли государство и де-юре, и де-факто — таковыми являлись
Леонид Брежнев
,
Юрий Андропов
,
Константин Черненко
и
Михаил Горбачёв
, сосредоточившие в своих руках как партийное, так и государственное лидерство. Каждая часть списка сопровождается справочной информацией об особенностях государственного управления в СССР, высших органах государственной власти и их структуре. Список предваряет введение, в котором представлено хронологическое описание становления, развития и распада СССР.
Конкурс проводится в течение ноября и декабря. В ноябре номинируются статьи и избирается жюри конкурса. В декабре происходит анализ и голосование жюри по статьям. Обсуждение статей доступно в любое время. В конце декабря, после завершения конкурса «Статья года», оглашаются результаты. Победители награждаются специальным
орденом проекта
.
2. Статьи, участвующие в конкурсе.
В конкурсе могут участвовать статьи, получившие статус
избранной статьи
,
хорошей статьи
или
избранного списка
с декабря прошлого года по ноябрь текущего включительно и номинированные на конкурс «Статья года». Основные авторы могут снимать номинации написанных ими статей. По решению жюри конкурса не соответствующая регламенту или заведомо непроходная номинация может быть снята до общей оценки. По решению жюри в конкурсе могут принимать участие статьи, по какой-либо причине не участвующие в конкурсе «Статья года». Участие циклов статей определяется жюри.
3. Жюри конкурса.
Жюри конкурса формируется из подводящих итоги в проектах ИС, ХС, ИСП, а также опытных участников и авторов многих избранных/хороших статей и списков. Жюри конкурса избирается прямым голосованием. К голосованию по кандидатам допускаются только те, кто соответствует
правилам участия в выборах администраторов
Википедии. В жюри входят до 10 человек, набравших наибольшее число голосов «За». Остальные кандидаты могут быть приглашены в жюри в случае выхода одного из выбранных членов. В случае, если число кандидатов от 5 до 10 включительно, все они входят в жюри. Если в жюри будет набрано меньше 5 кандидатов, конкурс считается несостоявшимся.
4. Выборы статей.
Окончательное решение по распределению статей по номинациям остаётся за жюри. Голосование по конкурсным статьям проводится среди членов жюри по десятибалльной шкале. Каждый член жюри оценивает статьи, в которых он не является основным автором, в нескольких номинациях конкурса, распределение которых происходит перед началом оценивания. Для каждой статьи выводится средний балл. Если все члены жюри согласны, то публикуются все оценки, в противном случае только итоговые. Статья-победитель называется в каждой тематической номинации. Победителем становится статья с наибольшим числом баллов. Если подобным образом определить победителя невозможно, то победителя выбирает жюри.
5. Нестандартные ситуации.
Решение в любой нестандартной ситуации принимается жюри конкурса.